Заключение

В постановлении ЦК КПСС «О 70-летии II съезда РСДРП» подчеркивалось, что «всемирно-историческое значение съезда состоит в том, что на этом съезде завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была образована партия рабочего класса России на идейно-политических и организационных принципах, которые были разработаны В. И. Лениным. Возникла пролетарская партия нового типа, партия большевиков, великая ленинская партия»1. Начало процессу создания первых революционных марксистских организаций России положили группа «Освобождение труда» и ее руководитель Г. В. Плеханов, выдающийся пропагандист марксизма в России. Материалы этой книги на примере петербургских революционных и социал-демократических организаций показывают их большую роль в пропаганде теории научного социализма в передовых общественных кругах Российской империи. Но группа Плеханова так и не сумела до конца соединить свою деятельность с растущим и развивающимся пролетарским движением в России.

Первой марксистской организацией, соединившей теорию научного социализма со стихийным рабочим движением, стал ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». «Следует отметить,— говорил М. А. Суслов в докладе па торжественном заседании, посвященном 70-летию II съезда РСДРП,— что Г. В. Плеханов, сыгравший большую роль в идейном становлении российской социал-демократии, в период подготовки „Искрой" II съезда РСДРП и на самом съезде вместе с Лениным отстаивал революционные принципы марксизма, боролся против оппортунистов. Однако он не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций II Интернационала, не понял новых задач в новую эпоху и вскоре после II съезда РСДРП перешел на сторону меньшевиков»2. В «Проектах резолюции III съезда РСДРП» в феврале 1905 г. В. И. Ленин писал, что Плеханов на II съезде занимал правильную позицию «в программных, тактических и организационных вопросах»3. Но даже в этот период точки зрения В. И. Ленина и Г. В. Плеханова не были идентичны. В. И. Ленин ставил задачу создать партию нового типа, а Г. В. Плеханов обращал свой взор к социал-демократическим партиям II Интернационала. Это — глубоко принципиальное различие. Даже тогда, когда позиции В. И. Ленина и Г. В. Плеханова в основном совпадали, они понимали одни и те же вопросы по-разному: так, например, Г. В. Плеханов поддержал В. И. Ленина в его борьбе против «экономизма» не во имя принципа, а в целях сохранения единства с Лениным на съезде. По собственному утверждению Плеханова, он считал, что разногласия между ним и Лениным не должны вскрыться на съезде, так как это еще более осложнило бы борьбу с антиискровцами4.

Не разделяя ленинской точки зрения на соотношение роли стихийности и сознательности в рабочем движении и на задачи партии в связи с этим, он не решился сказать об этом на съезде.

На II съезде Плеханов заявил, что нападки «экономистов» и бундовцев на Ленина «основаны на недоразумении»5. Как позднее пояснял Плеханов, это его выступление следовало понимать так, что он «в мягкой форме объявил себя несолидарным с Лениным, как автором брошюры „Что делать?"»6. Поддерживая ленинскую формулировку первого параграфа Устава, Плеханов писал в 1904 г., что «это — частность, на основании которой архи-нелепо было бы делить наших товарищей на козлищ и овец, на непримиримых и умеренных»7.

Такое понимание принципиальной борьбы В. И. Ленина и его сторонников против оппортунизма в организационных вопросах показывало, насколько шатка и неустойчива была поддержка Г. В. Плехановым позиций последовательных «искровцев». Эти и другие факты из работы II съезда РСДРП помогают правильно понять скоропостижный конец Плеханова-марксиста, наступивший вскоре после II съезда.

Переход Плеханова и всех членов группы «Освобождение труда» на позиции меньшевизма, защита ими оппортунизма не случайны. Они объясняются не только тем, что в прошлом у них были теоретические и политические ошибки, но также и тем, что они не поняли характера новых исторических условий, новых задач и новой расстановки классовых сил. Они не поняли, что капитализм уже вступил в свою высшую стадию развития — империализм, когда пролетарская революция стала вопросом непосредственной практики.

Оторванные от России и знакомые лучше с западноевропейским социал-демократическим движением, нежели с русским, члены группы «Освобождение труда» сами признавали, что очень часто их выводы носили предположительный характер.

Владимир Ильич Ленин учил видеть в деятельности Г. В. Плеханова два периода — до 1903 г. и после него. Первый и лучший период его деятельности связан с работой в группе «Освобождение труда», первой марксистской организации, поднявшей знамя пропаганды идей научного социализма в России.

За 20 лет своего существования эта группа разработала теоретические основы русской социал-демократии, проделала огромную работу по воспитанию молодых марксистских кадров.

Ее руководитель одним из первых в международном социал-демократическом движении начал борьбу против ревизионизма, активно защищая революционный дух марксизма. Эта критика звучит актуально и в наши дни, когда империалистическая буржуазия с помощью ревизионистов пытается подорвать изнутри мировое коммунистическое движение.

Критикуя Плеханова-меньшевика за его оппортунистические ошибки после 1903 г., В. И. Ленин подчеркивал, что его предыдущие теоретические работы — «главным образом критика народников и оппортунистов — остаются прочным приобретением с.-д. всей России, и никакая „фракционность" не ослепит человека, обладающего хоть какой-нибудь „физической силой ума", до забвения или отрицания важности этих приобретений»8.

В. И. Ленин отмечал громадные заслуги Плеханова в разработке философских проблем марксизма. В 1921 г. в работе «Еще раз о профсоюзах» он писал, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма»9.

Группу «Освобождение труда», основанная Г. В. Плехановым свыше 80 лет назад, положила начало развитию марксистского направления в России, стране, первой проложившей путь к социализму, возглавляющей ныне великий лагерь социализма и уверенно строящей под знаменем марксизма-ленинизма коммунистическое общество.

Весь путь группы «Освобождение труда» — маленькая страничка из истории развития марксизма в нашей стране. Маленькая, но поучительная. Она показывает, какую большую роль может сыграть даже небольшая группа людей, если она вооружена научной теорией марксизма. В то же время история этой первой марксистской организации показывает, что догматизм, доктринерство, которые приводят в конечном счете к ревизионизму, были и есть опасные враги марксизма-ленинизма.

Весь путь нашей партии — это марксизм-ленинизм в действии. Творческая деятельность партии обеспечивает ей одну победу за другой. Яркий тому пример — решения XXIII и XXIV съездов КПСС, глубокое развитие в них основных положений марксистско-ленинского учения о коммунизме. В этой верности ленинизму — неиссякаемый источник могущества и силы коммунистов. «Ленинизм, как вечно живое, развивающееся учение,— говорил на XXIV съезде партии Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, — был, есть и будет в центре идейной жизни партии, основой всей ее революционно-преобразующей деятельности. Обращаясь к идейному наследию В. И. Ленина, партия видит свою важнейшую задачу в том, чтобы на основе ленинских мыслей, ленинской методологии находить решение актуальных проблем коммунистического строительства»10.

Примечания:

1 О 70-летии II съезда РСДРП. Постановление Центрального Комитета КПСС от 4 апреля 1973 г. Политиздат, 1973, с. 3.

2 Суслов М. А. Второй съезд РСДРП и его всемирно-историческое значение. М., 1973, с. 9.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 322.

4 См.: Плеханов Г. В. Соч., т. XIII, с. 14—22, 81—93, 111-115, 110—140.

5 См.: Плеханов Г. В. Соч., т. XII, с. 415.

6 Плеханов Г. В. Соч., т. XIII, с. 137-138,

7 Там же, с. 85.

8 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 14, с. 226.

9 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290.

10 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. III. М., 1972, с. 309.

Joomla templates by a4joomla