А. Манчук

СИНЯЯ КНИЖКА, ТОМ ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ

Синяя книжка из ПСС Ульянова-Ленина уже больше года постоянно лежит на моем рабочем столе. Том номер 26. Говорят, что вопрос о цвете переплета пятого издания ленинских сочинений решался на уровне ЦК КПСС, и кто-то то из секретарей настаивал, чтобы он был красным. "Эти книги и так красные изнутри", - правильно возразили ему тогда.

Да, это так. И сегодня ленинские цитаты этого тома прямо таки горят красным цветом. Быть может, потому, что их записные наследники упорно не желают видеть и знать их смысл. Между тем, расплата за это сознательное невежество оппортунизма может быть жестокой и весьма скорой.

Ленинские работы с июля 1914-го по август 1915-го. Канун и начало империалистической войны. Всенародная истерия шовинизма, массовые митинги под колокольный звон, воинственные передовицы газет, умильные братания заводчиков в манто и работяг в засаленных куртках, которые уже завтра предстоит сменить на шинели. Полное забвение идеалов рабочего братства, принципов борьбы классов, шовинистские речи вместо лозунгов интернационального союза против войны - в среде самих социалистов. На митинге в Сормово, по наущению меньшевиков, рабочая толпа избивает большевистских ораторов, а затем раздетыми тащит их по улице. Еще не "немецких агентов" - всего лишь тех, кто выступил против войны за "свою" буржуазию. Пройдет всего несколько лет, и озверевшие от войны солдаты будут поднимать на штыки оборонцев с красными бантами в петлицах. Цена этого понимания - десять миллионов рабоче-крестьянских душ, положенных за интересы промышленников и банкиров. Готовы ли мы вновь заплатить ту же цену за социал-шовинизм "левых" поводырей рабочего класса? Если нет, тогда нам никак не обойтись без этого ленинского тома.

Сегодняшние "левые" Украины тоже рассуждают о поддержке "своей буржуазии". "С рабочими и Януковичем бьем Ющенко, а потом с рабочими бьем Януковича!" - храбро заявляет депутат-"коммунист" А.Бондарчук. Для него борьба за интересы Януковича началась борьбой против собственной газеты: поскольку ее коллектив организованными действиями не позволил сверстать эту ахинею в редакции "Рабочего класса". Бондарчук умудряется видеть "разницу между буржуазией, стоящей за Януковичем, и американским империализмом, стоящим за Ющенко", и вероятно, воображает себя первооткрывателем некой новой страницы в марксизме. На самом деле, это - самый банальный оппортунизм и социал-шовинизм, отнюдь не первой исторической свежести. Посмотрите, как высмеивал его Ленин:

"Успех какой стороны желательнее" — вот что надо определить, и притом не с национальной, а с международной точки зрения; вот в чем суть марксовой методологии… Такова мысль А. Потресова. Сам А. Потресов глубочайше убежден, что он вовсе не "адвокатствует", отстаивая желательность успеха одной из сторон (а именно своей стороны), а руководствуется истинно международными соображениями…". Т.26,.135

Согласитесь, разве не этим же занимаются современные сторонники "меньшего зла"? Разве они не подрядились в штатные (Яковенко, Витренко, Грач), или добровольные защитники капиталов Ахметова и Пинчука, доказывая нам "желательность" их "успеха"?

Все это уже было - тогда, в четырнадцатом году. Оппортунисты из "социалистических" партий тоже призывали: "С рабочими и царем бьем кайзера, а потом с рабочими бьем царя" (в Германии, Австро-Венгрии - наоборот). На практике, разумеется, били самих рабочих - в самоубийственной схватке с их братьями по классу, под патриотические псалмы "левых" шовинистов. И только одиночка-Ленин беспощадно отбрасывал попытки лукавых "уступок" капиталистам своей страны, призывая "бороться в первую голову с шовинизмом "своей" буржуазии" Т.26, с.40. В статье "Под чужим флагом", рассматривая вопрос о гипотетическом конфликте двух "неравнозначных" сторон в эпоху империализма, он рассуждал: "Первая владеет, положим, ѕ Африки, а вторая ј. Объективное содержание их войны — передел Африки. Какой стороне желать успеха?... Не дело современной демократии ни помогать первой закрепить свое "право" на ѕ Африки, ни помогать второй (хотя бы она развивалась экономически быстрее первой) отнять себе эти ѕ". Т.26, с.140.

Замените Африку на Украину (тем более, что сегодня она и является объектом неоколонизации, лакомым куском для монополий Запада, ЕС и РФ). Представьте, что эта меньшая, "экономически развитая" сторона - промышленная буржуазия Донбасса и Днепропетровска, с ее неудавшейся попыткой подчинить себе всю страну. Какой очевидный вывод должны сделать отсюда современные коммунисты, какую позицию в конфликте чужих хищников должны занять их структуры? На это буквально указывает продолжение ленинской мысли:

"Современная демократия останется верна себе лишь в том случае, если не присоединится ни к одной империалистской буржуазии, если скажет, что "обе хуже", если в каждой стране будет желать неуспеха империалистской буржуазии. Всякое иное решение будет на деле национально-либеральным, не имеющим ничего общего с истинной международностью". Т.26, с.141.

Что могут противопоставить этой прямой цитате современные шовинисты? Ничего. Они просто "промолчат" этого, неудобного для них Ленина. Точно также, как "промолчали" ленинский тезис о праве на самоопределение наций в неудобном для "их" буржуазии вопросе Чечни. Как "промолчали" ироничную ленинскую критику буржуазного патриотизма - ведь она бьет под зад их сегодняшнюю политику соглашательства с "лучшей частью" буржуазии.

А промолчав - продолжат пудрить мозги позорной фразой: "с Януковичем против Ющенко", "С Путиным против США", "…проповедуя сотрудничество классов; проповедуя буржуазный шовинизм под видом патриотизма и защиты отечества, игнорируя или отрицая основную истину социализма, изложенную еще в "Коммунистическом Манифесте", что рабочие не имеют отечества". Т.26, с.2

Эта публика уже стоит под чужим флагом, но пока еще говорит о марксизме (еще смеет о нем говорить). "Давайте остановим Ющенко, а потом вернемся к марксизму и последовательно классовой позиции", - уговаривают нас сторонники "меньшего зла". Как будто марксизм - полено, которое можно бросить на полдороги, а потом вернуться, и подобрать. Как будто подобный подход не означает собой явный отказ от марксизма (и отнюдь не "на время"). Как будто мы не знаем: для обоснования этого отказа оппортунисты уже изобретают пошлую теорию "сотрудничества" со своей буржуазией в целях "борьбы с империализмом". Ее, якобы, диктуют нам некие "изменившиеся обстоятельства мирового процесса" - эта хитрая фраза означает всего-навсего очередную попытку ревизии "устаревшего" учения Ленина.

Конечно, это сущая ерунда. Доводы тех, кто воспринял марксизм только внешне, на уровне фраз, а в глубине души все равно оставался "добрым русским патриотом". Единственным условием для борьбы против империализма как раз и является беспощадная война против "своей", национальной буржуазии, которая продается ему при любых президентах. "Обстоятельства" не изменились - изменив своему классу, изменились вчерашние коммунисты, нынешние сторонники Путина и Януковича. Отложив марксизм "на потом", они отбрасывают его навсегда, и как точно пишет об этом Ленин: "Сколько угодно обещаний быть марксистом в другую эпоху, не теперь, не при настоящих условиях, не в данную эпоху! Марксизм в кредит, марксизм-посул, марксизм на завтра, мелкобуржуазная, оппортунистическая теория - и не только теория - притупление противоречий на сегодня". Т.27, с. 230.

Впрочем, какой там еще марксизм. ("По сравнению с Бондарчуком и Шекспир - коммунист", - прекрасно выразился один левый активист, имя в виду бессмертное "Чума на оба ваших дома"; возможно, товарищ сам не сознает, насколько верна и глубока его шутка). Оппортунисты не в состоянии опереться даже на банальную эмпирию, предъявить нам более-менее благовидные факты в поддержку теории "меньшего зла" в лице кучмовского премьера. И не спроста. Ведь факты говорят о том, что Янукович взял первый за последние годы крупный кредит МВФ, помешал приватизации "Криворожстали" российским консорциумом Мордашова (весьма большой грех как для "славянского патриота") и предоставил гарантии дальнейшего пребывания полицейского контингента Украины в Ираке. Поэтому, сторонники альянса с Януковичем и не пытаются указать на конкретные примеры "прогрессивности" их криминального кумира, а прикрывают свой срам страшилкой "наступающего фашиста Ющенко". Это очень смешно, если учесть, что на "антифашиста" Януковича открыто работали Роман Козак, Эдуард Коваленко, Богдан Бойко, Корчинский и оба Черновола - большая половина всех украинских правых, перекупленные активисты "ПОРЫ", а заодно - великое множество русских националистов, с которыми спелась известная часть российских "имперских" левых.

"Социал-националисты" - так названы у Ленина наши "левые" оппортунисты, сторонники "патриотических" союзов с "родной" буржуазией - в духе "поддержки Януковича против Ющенко", или "поддержки Путина против Запада". "Основная идея оппортунизма есть союз или сближение (иногда соглашение, блок и т. д.) буржуазии и ее антипода. Основная идея социал-национализма совершенно та же самая. Идейно-политическое родство, связь, даже тождество оппортунизма и социал-национализма не подлежит никакому сомнению… социал-национализм вырос из оппортунизма, и именно этот последний дал ему силу". Т.26 с.152

Да, это тот самый национал-социализм; и он вполне реален - в отличие от "оранжевого фашизма", о котором пищит какой-нибудь Якушев (в промежутках между призывами "мочить чеченцев" и пошлыми одами "своей" буржуазии). От "ситуативного", "тактического" союза с капиталом всего один шаг до обыкновенного русского национализма в духе Зюганова, Витренко или виртуального Баумгартена - с характерным для них политическим оппортунизмом. Подчеркнем ленинскую мысль: "Идейно-политическое содержание оппортунизма и социал-шовинизма одно и то же: сотрудничество классов вместо борьбы их, отказ от революционных средств борьбы, помощь "своему" правительству в затруднительном его положении вместо использования его затруднений для революции". Т.26, с.322

Коммунистам нечего делать в одном огороде с этой публикой. Сомкнув ряды с олигархами, черносотенцами и попами, под чужими флагами, она уверенно движется к своему полному политическому банкротству. Наша задача - вовремя размежеваться с оппортунизмом и социал-шовинизмом, как этого требует от нас Ленин (в особенности, Ленин эпохи великого шовинистического позора социал-демократии 1914-15-годов). "Единство с оппортунистами есть союз рабочих со "своей" национальной буржуазией и раскол интернационального рабочего класса", - гласит подзаголовок в его работе "Социализм и война". И дальше: "В прошлую эпоху, до войны, оппортунизм считался нередко хотя и "уклонением", "крайностью", но все же законной составной частью с.-д" партии. Война показала невозможность этого в будущем. Оппортунизм "дозрел", довел до конца свою роль эмиссара буржуазии в рабочем движении. Единство с оппортунистами стало сплошным лицемерием, пример которого мы видим в германской с.-д. партии. Оппортунисты во всех важных случаях (например, при голосовании 4 августа) являются со своим ультиматумом, проводя его в жизнь... Единство с оппортунистами означает теперь на деле подчинение рабочего класса "своей" национальной буржуазии, союз с ней для угнетения чужих наций и для борьбы за великодержавные привилегии... Как бы ни тяжела была в отдельных случаях борьба с господствующими во многих организациях оппортунистами, как бы своеобразен ни был в отдельных странах процесс очищения рабочих партий от оппортунистов, этот процесс неизбежен и плодотворен… социализм возрождающийся "будет революционным, непримиримым, повстанческим". Т.26, с.323.

Что можно добавить к этим словам? Ленинская работа "Под чужим флагом" была опубликована только в 1917 году. Брошюры со статьей "Социализм и война" не хватило даже делегатам Циммервальда - кучке маргинальных интернационалистов, крупинке перед лицом массовых "левых" партий, целиком скатившихся к шовинизму. Практически все статьи двадцать шестого тома нашли читателей с задержкой в несколько лет, уже после великих революционных потрясений в России и Европе. А тогда, в четырнадцатом и пятнадцатом, страницы социалистической прессы заполняли пошлые писания потресовых, зюдекумов и подобных им патриотов. Ирония судьбы: большинство из них спасла от забвения лишь разгромная критика в ленинских ПСС.

Сегодня марксисты находятся в ничуть не худшем положении, а оппортунисты не имеют серьезного влияния на сознание рабочего класса - впрочем, только лишь потому, что он всецело идет за разными группами буржуазии. Все что нам надо - вчитаться в страницы ленинских работ, четко определить свою марксистскую позицию: "против всех" группировок капитала, и принципиально отмежеваться от социал-шовинистов - процесс, который, как было сказано, "неизбежен и плодотворен". Подробней об этом - в наших следующих статьях.

Joomla templates by a4joomla