Содержание материала

 

Основные принципы ленинского понимания решения национального вопроса и современная классовая борьба

Рудаков В.Р. Средняя общеобразовательная школа №157 (г. Екатеринбург)

Национальный вопрос на территории бывшего СССР и в различных регионах мира наряду с конфессиональными проблемами играет сегодня важную роль. Являясь мощным инструментов реакционных сил в классовой борьбе, он должен находиться в центре внимания коммунистов.

За последние сто лет национальный вопрос как минимум дважды проявил себя как один из важных факторов общественного развития. В начале ХХ века он стал одним из основных противоречий, которые вылились в революционные процессы в Российской империи и привели к ее распаду, открыв тем самым путь к созданию многонационального социалистического государства. Второй раз он сыграл негативную роль, став в конце 1980-х – начале 1990- гг. одним из механизмов развала СССР, когда в республиках страны возобладали сепаратистские националистические тенденции. Сегодня национализм является государственной политикой ряда постсоветских республик и составляет их идеологическую и практическую основу.

На заре ХХ века ленинская партия большевиков, а затем и Советская власть, понимая силу этого явления, уделяли национальному вопросу большое внимание. Тем не менее, решить его окончательно Советской власти, как это показал 1991 год, так и не удалось. Почему это оказалось возможным? Какие ошибки допустили большевики в изучении и решении национального вопроса в молодой советской стране? И могли ли они его решить в тех исторических условиях без тех последствий, которые в итоге получил Советский Союз? Не менее важным является вопрос: «Какую роль эта проблема может сыграть в нашем настоящем и будущем?» Она до сих пор остается нерешенной и таит в себе новые угрозы.

Поиски ответов на эти вопросы, без которых невозможно понять природу современного государственного национализма в республиках бывшего СССР, неизбежно ведут нас к историческим источникам. В первую очередь, это работы В.И. Ленина и И.В. Сталина.

«Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»[1]. Это сталинское определение нации, как и вся его брошюра «Марксизм и национальный вопрос», было единогласно принято большевистской партией. Согласно сталинской точке зрения, нация – это историческое образование, имеющее свое начало и свой конец. Началом ее является возникновение капитализма, первоначально общественного уклада, который для своего развития требует преодоления феодальной раздробленности и создания единого рынка. Так этносы складываются в нации, что сопровождается рождением национальных движений, а нации, в свою очередь, складываются в современные национальные государства. Таким образом, этот процесс является закономерным этапом общественного развития и в период укрепления капитализма в его борьбе с феодализмом является прогрессивным явлением.

В то же время, в условиях, когда капитализм уже сложился как формация, а основные нации оформились в национальные или многонациональные государства, национальный и национальные движения используются капиталистическим классом для проведения реакционной политики (теория неравномерного развития капитализма, т.н. «эшелонов капитализма»). Сталин отмечал, что политика угнетения наций и натравливания их друг на друга наносит урон духовному развитию народа (в оригинале – рабочего класса), отвлекает внимание широких слоев населения от социальных и иных вопросов. Но самое главное – обеспечивает реализацию принципа «разделяй и властвуй». Именно по этому сегодня в бывших советских государствах процветает национализм – это один из инструментов новых государств удержать власть в своих руках.

В апреле 1917 г. партией была принята резолюция Апрельской конференции по национальному вопросу [2], в которой выдвигались меры по устранению национального гнета в капиталистическом обществе. Это может показаться удивительным, но предложения почти столетней давности являются актуальными практически для всех бывших советских республик, строящих свою государственность на национализме сегодня.

Во-первых, была провозглашена необходимость обеспечить полное равноправие всех наций и языков за счет отмены обязательного государственного языка и включения в Конституцию закона о недействительности любых привилегий одной из наций и нарушений прав национальных меньшинств. Сегодня этот принцип является мечтой для миллионов людей, в одночасье оказавшихся чужаками в своей собственной стране. Более того, практически во всех постсоветских республиках сегодня восстановлен государственный язык, который эффективно используется как инструмент угнетения «нетитульных» наций, не владеющих или слабо владеющих этим языком. Одним из самых ужасных по своей жестокости и унизительности примеров является современная Прибалтика, где официально существует институт «неграждан».

Во-вторых, определяющее значение было уделено требованию усиления интернациональной культуры всемирного пролетариата против т.н. «культурно-национальных автономий», которые подразумевали изъятие из ведения государства школьного дела и передачи его в руки своего рода национальных сеймов. Сегодня эти «национальные сеймы» превратились в «республики» и поэтому получили полное право на формирование собственной идеологии и историографии. Эти историографии, особенно в Прибалтике и на Украине, широко известны национализмом и реакционностью. Историографии других бывших советских республик, например, в странах Центральной Азии, менее известны, тем не менее, они также формируют свои, основанные на отрицании всего советского и русского, историографии.

И, наконец, основным вопросом стало право наций на самоопределение. Сегодня враги социализма, рассматриваемая эту идею якобы абстрактно, пытаются убедить народы бывшего СССР в том, что «независимость» – это благо. На самом деле идея оказалась помещена в иной контекст, выгодный буржуазным деятелям как внутренним, так и внешним. В то же время тов. Сталин отмечал, что право наций на самоопределение необходимо толковать как право на самоопределение не буржуазии, а трудящихся масс. Тем не менее, в 1991 году трудящиеся массы выразили свое мнение относительно самоопределения на всесоюзном референдуме, но в декабре того же года заправилы буржуазного уклада, десятилетия прятавшиеся в теневом секторе советской экономики, реализовали этот принцип в свою пользу. Сегодня идея национальной независимости, внедряемая в общественное сознание империалистическими силами, успешно используется для укрепления и распространения сепаратистских идей не только в бывших советских республиках, но и на территории современной России, что несет в себе угрозу очередного раздела страны.

Таким образом, меры, предложенные большевиками около ста лет назад, сегодня вновь приобрели актуальность. Это говорит о том, что национальный вопрос снова приобрел важное значение в классовой борьбе и активно используется реакционными силами. Именно поэтому коммунисты должны обратить особое внимание на текущее состояние национального вопроса с целью выработать по нему правильную позицию и использовать его в своей борьбе за власть. Адекватное решение этой задачи, в свою очередь, представляется маловероятным без обращения к советскому опыту с подробным анализом успехов и провалов на этом направлении.

Joomla templates by a4joomla