- О Ленине писали различные авторы. Но лучше всех знала его деятельность, труды Н. К. Крупская. Она оставила о нем ценнейшие воспоминания. Как рассматривается в свете современных условий ее творческое наследие?

 

С. Гончарова: В настоящее время, когда мы пытаемся глубже уяснить подлинный смысл ленинских идей, многие работы Н. К. Крупской не только не утратили своего значения, а приобрели еще большую актуальность. Ведь справедливости ради следует напомнить, что вскоре после ее смерти Сталин и его окружение постарались сделать все, чтобы о Надежде Константиновне как можно реже вспоминали, а если бы и вспоминали, то главным образом лишь в связи с ее деятельностью в области народного образования и политического просвещения трудящихся. До сих пор совершенно недостаточно оценен ее вклад в разработку истории нашей партии, изучение ленинского идейного наследия.

Надежда Константиновна была человеком большой культуры, серьезным и вдумчивым историком. К ее мнению особенно важно прислушаться и потому, что почти на протяжении 30 лет ее связывало с Лениным все, в том числе и общность мировоззрения, единство политических устремлений, преданность делу революции. Крупской были хорошо известны творческие планы и замыслы Ленина, предпосылки и обстоятельства создания многих его трудов, этапы работы над рукописями. Надежда Константиновна знакомилась со всеми ленинскими произведениями еще до их опубликования. Владимир Ильич прислушивался к ее мнению, ее пожеланиям. И, как никто другой, она чувствовала все богатство и глубину ленинской мысли, все ее оттенки, остро реагировала на попытки ее искажения, активно борясь со всякой фальшью и догматизмом.

Крупская сумела убедительно показать в своих произведениях цельность и последовательность характера Владимира Ильича, подчинение им всех своих действий, поступков, чувств и мыслей одной цели — освобождению трудового народа от эксплуатации, нищеты, угнетения. Надежда Константиновна не раз отмечала, что нельзя понять Ленина как человека в отрыве от его борьбы за партию, без изучения его политической, теоретической и организаторской деятельности.

«Сердце его, — говорила Надежда Константиновна в своем первом выступлении после смерти Ленина, на траурном заседании II Всесоюзного съезда Советов 26 января 1924 г., — билось горячей любовью ко всем трудящимся, ко всем угнетенным... Это чувство он получил в наследие от русского героического революционного движения»1.

Для Н. К. Крупской во все последующие годы главной целью стало «проводить в жизнь его заветы» Она не осталась в стороне, когда в конце 1924 г. в печати разгорелась полемика вокруг оценки Октябрьской революции. В связи с этим интерес представляет статья Крупской «К вопросу об уроках Октября», написанная в ответ на статью Л. Д. Троцкого «Уроки Октября»2.Отметив заслуги Троцкого в Октябрьские дни, она подвергла критической оценке ряд положений этой статьи, в частности то, как автор предлагал изучать уроки Октября. По ее мнению, изучать надо не роль тех или иных политических деятелей в Октябре, не роль того или другого оттенка в ЦК, а изучать надо прежде всего международное положение, которое было в тот период, соотношение классовых сил в России, деятельность партии3 Та партия, в которой верхушка была бы оторвана от организации в целом, никогда не могла бы победить. Важна правильная оценка роли и значения масс в революции. Для Ленина народные массы были не средством, а решающим фактором исторического процесса. Крупская напоминала, что «от неправильной оценки Октября один шаг к неправильной оценке действительности, к неправильному подходу к целому ряду явлений самого актуального значения. От неправильной оценки действительности один шаг к неправильным решениям и действиям»4.

Честной, открытой постановкой волновавших ее проблем отличались выступления Надежды Константиновны на XIV съезде партии (декабрь 1925 г.). Она затронула в них широкий спектр вопросов экономического развития страны, деятельности политического руководства, высказала свою точку зрения об отношении Ленина к кооперации в различные периоды истории. Были в ее оценках и неточности, вызвало спор ее определение сути нэпа, но в ее словах чувствовалась большая тревога за судьбу Советской России, искреннее стремление помочь съезду возродить в партии дух товарищества, укрепить пошатнувшиеся после смерти Ленина основы внутрипартийной демократии. Так было и в дальнейшем. В трудные для страны периоды с трибун съездов и конференций, на собраниях и митингах, со страниц газет и журналов звучал спокойный, убежденный голос Крупской, призывавший к гуманности и справедливости, к ленинским подходам в решении всех сложных вопросов путем всестороннего, коллективного обмена мнениями, учета всех точек зрения.

Поразительно созвучны нашему времени многочисленные статьи и выступления Крупской, обращенные к молодежи. В них она постоянно подчеркивает, что изучение марксистской теории даст подрастающему поколению знание объективных законов развития человеческого общества, ясное понимание целей и задач нашего движения, поможет разобраться в окружающей действительности и решить многие сложные вопросы, которые поставит перед ними жизнь.

Крупская убедительно показывает, что Ленин через годы подполья, ссылки, эмиграции, неустанной напряженной борьбы с идейными противниками пронес глубокое уважение и любовь к великим основоположникам марксизма. В самые переломные моменты революции, встречаясь с новым явлением общественной жизни, со сложной теоретической проблемой, Владимир Ильич всегда «советовался» с Марксом и Энгельсом, углубляясь в анализ их трудов. Именно Крупская первая обратила внимание на то, что путь изучения Лениным Маркса помогает лучшему, более глубокому пониманию нами не только Маркса, но и самого Ленина, освоению приемов его исследования.

Ценность работ Крупской состоит в том, что они донесли до нас не только основные идеи ленинизма, но и его метод научной работы, отдельные факты ленинской биографии, его оценки исторических событий, все обаяние его личности.

Важной представляется мысль Крупской о том, что исследователи недостаточно обращают внимание на такую сторону ленинского подхода к оценке революционных событий, как умение видеть конкретную действительность и выявлять коллективное мнение борющихся масс, являющееся, как считал Ленин, решающим в практических и конкретных вопросах ближайшей политики5.

К современникам обращены слова Крупской о том, что для настоящего члена партии недостаточно иметь партийный билет, выписывать газеты и регулярно посещать собрания. Нужно «уметь слить свою жизнь» с активной работой на благо народа. Надежда Константиновна была твердо убеждена, что слияние личных интересов с общественными обогащает жизнь человека. Она подчеркивала, что воспитание коллективизма и интернационализма Должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

В статье «Ленин о молодежи» Крупская писала о желании Ленина воспитывать молодежь на передовых традициях предшествующих поколений, напоминала его слова, что «авторитет теоретиков всемирной социал-демократии нужен нам для уяснения программы и тактики нашей партии»6.

Надежда Константиновна отмечала, что Владимир Ильич, призывая молодежь к самостоятельному решению важнейших политических и экономических проблем, предлагал старшим товарищам относиться как можно терпеливее к ошибкам молодежи, стараясь исправлять их постепенно и преимущественно путем убеждения7. Для ее работ характерно строгое соблюдение принципов партийности и историзма, самая тщательная, скрупулезная проверка фактов, внимательная подготовка текста к печати.

Крупская по праву считается первым биографом Ленина. Среди ее трудов главное место принадлежит книге «Воспоминания о Ленине» Работу над ней она начала в первый же год после смерти Владимира Ильича, относясь к этому делу как к своему партийному долгу. «Я писала их большею частью в Горках, — вспоминала Надежда Константиновна, — бродя по опустелым комнатам горкинского большого дома и по зарастающим травой дорожкам парка, где провел последний год своей жизни Ильич... Я писала первую часть почти исключительно по памяти. Вторая часть написана несколько лет спустя. За эти годы пришлось много учиться, усиленно перечитывать Ленина, учиться связывать в тесный узел прошлое с настоящим, учиться жить с Ильичем без Ильича»8.

Созданные непосредственным участником событий, наполненные героикой тех лет, воспоминания воскрешают эпоху, содержат богатейший фактический материал, дают оценку взаимоотношений Ленина со многими деятелями российской и международной социал-демократии. Как живой встает Ленин со страниц ее воспоминаний решительный и страстный, сомневающийся, сердечный и гневный, больной и усталый от непомерной ответственности, выпавшей на его долю.

Значительна роль Крупской в создании и деятельности Института Ленина, открытого в 1924 г., в подготовке 2-го и 3-го изданий Сочинений Ленина. Много сделала Надежда Константиновна для организации ленинских мемориальных музеев в ряде городов.

Труден был жизненный путь Крупской после Ленина. Но и в условиях сталинского режима она находила силы отстаивать и пропагандировать заветы Ленина. Решительно выступала она против поверхностного изображения и обеднения образа Владимира Ильича в воспоминаниях, художественной литературе, искусстве.

Конечно, и в творческом наследии Крупской не все прошло испытание временем, но лучшие ее работы по-прежнему актуальны и помогают постичь глубину ленинских идей. Историки и обществоведы, люди самых разных профессий будут вновь и вновь обращаться к работам Надежды Константиновны, так как найдут в них конкретное, живое изложение нашего прошлого, умение из громадного числа известных ей фактов отобрать наиболее характерные, дающие возможность широких обобщений и выводов.

Примечания:

1 Крупская Н. К. О Ленине: Сб. статей и выступлений. 5-е изд. М., 1983. С. 17.

2 См.: Правда. 1924. 16 дек.

3 См. там же.

4 Правда. 1924. 16 дек.

5 См.: Крупская Н. К. М., 1988. Избр. произведения С. 184.

6 Там же. С. 240.

7 См.: Крупская Н. К. Избр. произведения С. 241.

8 Воспоминания о В. И. Ленине: В 10 т. Т. 2. С. 6—7.