Печать
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 4273

Способы, какими производится и производилось около трех лет в Советской России удешевление аппарата, сокращение государственных учреждений и предприятий, состоявших на государственном бюджете,— различны: нормирование штатов, перевод учреждения или предприятия на хозяйственный расчет, перевод его на местные средства, сжатие аппарата и механическое сокращение — вот эти способы.

Нельзя не отметить отношения тов. В. И. Ульянова-Ленина к вопросу о «сокращении штатов нашего госаппарата».

Еще в период гражданской войны, когда разбухание советских учреждений создавало благоприятную почву для роста в них бесхозяйственности, канцелярской волокиты, бюрократизма, этого наследия довоенной эпохи, тов. В. И. Ленин 3 мая 1919 г. подписал постановление СТО о немедленном сокращении штатов отдельных ведомств и учреждений на 25—50 % и о создании для этой цели в отдельных комиссариатах Штатных комиссий. Еще раньше при участии тов. Ленина была образована при НК РКИ Штатная комиссия, в задачи которой входило сокращение штатов при рассмотрении и утверждении смет отдельных учреждений и ведомств. Незначительность результатов работ этой Комиссии и вызвала в жизнь постановление СТО от 3 мая 1919 г.

Перед VIII Всероссийским съездом 11 декабря 1920 г. по предложению тов. Ленина создается Организационное совещание и Штатная комиссия при нем. Цель создания упомянутого совещания — борьба с разбуханием учреждений, установление для них твердой структуры и твердых штатов. На VIII съезде Советов, как мера к улучшению государственного аппарата, намечается нормирование штатов. Совет Народных Комиссаров при участии тов. Ленина с декабря 1920 года по 25—28 апреля 1921 года намечает ряд мероприятий, направленных к одной цели: сократить штаты государственных учреждений. К 15 февраля 1921 года Организационное совещание и Штатная комиссия при нем распускаются. Функции Организационного совещания передаются Малому Совнаркому. 15 февраля того же года Совнарком издает постановление о сокращении числа низших канцелярских служащих наркоматов; 16 февраля — устанавливает нормы сокращения числа сотрудников ВСНХ и НКПроса. 28 февраля — нормы сокращения числа сотрудников Наркомздрава и Наркомпочтеля; 7 марта — нормы сокращения сотрудников Наркомпрода и Наркомата по Военным и Морским Делам; 14 марта — вырешает вопрос о сокращении штатов НК РКИ; 16 марта обязывает Народный комиссариат труда в пятидневный срок внести в Совнарком проект постановления о мерах, необходимых для действительного сокращения числа сотрудников наркоматов; 20 марта — утверждает постановление о разработке положений об отдельных наркоматах; 25—28 апреля 1921 года образовывает при Народном комиссариате труда «Временную Комиссию по проведению в жизнь фактического сокращения числа наличного состава сотрудников центральных учреждений наркоматов и разработке твердых штатов их»; 29 сентября того же года Совнарком преобразовал Временную комиссию в Штатную (Центральную при НКТ).

Все эти мероприятия ставили перед отдельными ведомствами и учреждениями Советской Республики одно задание — сократить штаты или наличный состав сотрудников последних. Этим преследовалась цель — пресечь безудержное разбухание учреждений и тем уменьшить бремя, которое своей тяжестью ложилось на государственный бюджет молодой Советской страны. Все указанные постановления принимались при участии тов. Ленина, а большинство из них и по его предложению.

Свою работу по сокращению штатов центральных учреждений Штатная комиссия начала с изучения ряда учреждений отдельных ведомств, с обследования народных комиссариатов, с собирания материалов для той большой работы, которая была возложена на нее. Постановление Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1921 года о коллективной оплате рабочих и служащих государственных учреждений и предприятий вынудило Комиссию в срочном порядке разработать штаты и сократить наличный состав сотрудников по ряду наркоматов и центральных учреждений, в том числе и в Управлении делами Совета Народных Комиссаров. Работу по нормированию штатов Управления делами СНК Комиссия выполнила в период нахождения тов. Ленина вне Москвы. Управделами СНК не раз указывал Комиссии, что мероприятия по сокращению штатов Управления делами, намеченные ею, вызовут протест тов. Ленина, как только тот вернется к работе. Однако, вместо нагоняя от Владимира Ильича, вскоре после возвращения его к делам, Штатная комиссия получила из Управления делами документы, вполне подтверждающие правильность разрешения Комиссией поставленного перед ней вопроса. Более же всего эти документы свидетельствуют о скромности Председателя Совнаркома РСФСР: 8 сентября Управление делами Совнаркома просило Комиссию об утверждении двух штатных должностей, а 26 сентября об увеличении на три должности штата канцелярии, при этом с разрешения и согласия Председателя Совнаркома тов. Ленина; причем первая просьба по предложению тов. Ленина подтверждалась ответственным руководителем органа, для связи с которым и требовалось увеличение числа должностей по Секретариату Совнаркома, Секретариату тов. Ленина.

В период работы Комиссии ВЦИК по пересмотру и сокращению учреждений РСФСР (тов. Ларина) управляющий делами Совета Народных Комиссаров не один раз по телефону и отношениями, по поручению тов. Ленина, запрашивал Комиссию о фактическом наличии служащих наркоматов в те или иные сроки, по которым в Комиссии имеются точные данные. На 20 марта 1922 года Комиссия уже смогла дать для тов. Ленина справку о работе, проделанной ею (самостоятельно), и о мерах сокращения, намеченных Комиссией ВЦИК. В марте 1922 года Штатная комиссия приняла участие в работах Комиссии, назначенной Председателем Совета Народных Комиссаров для разработки вопросов о сокращении числа междуведомственных комиссий, образование этой Комиссии опять-таки свидетельствует о неуклонных заботах тов. Ленина упростить государственный аппарат.

В период с сентября 1921 года по сентябрь 1922 года Центральная штатная комиссия по заданиям замнаркома труда тов. Аникста не раз подготовляла для Председателя Совнаркома справки о работе ее по сокращению штатов, о мерах борьбы с правонарушениями при сокращении штатов в учреждениях и предприятиях, о порядке увольнения за сокращением штатов одиноких женщин и подростков и т. п. Перед началом октябрьской переписи советских служащих (1922 год) Центральная штатная комиссия, по указанию тов. Ленина уже больного, приняла участие в разработке плана переписи и содержания опросных по переписи листов. 10 октября Центральная штатная комиссия выступала содокладчиком в Совете Народных Комиссаров на заседании, в котором председательствовал второй раз после выздоровления от болезни тов. Ленин. Комиссия имела возможность увидеть, с каким интересом тов. Ленин относился к вопросу сокращения штатов (НКПС), и получить в его лице единомышленника в вопросе о срочном и фактическом проведении такового на транспорте.

Выступив с докладом на сессии ВЦИК в октябре 1922 года, тов. Ленин уделил вопросу сокращения штатов в своем докладе очень много внимания. К сожалению, доклад тов. Ленина по вине Центрального статистического управления заключал в себе некоторые неточности в отношении числа 1 фактического наличия сотрудников и размеров произведенного сокращения штатов и как бы случайно ударил по Центральной штатной комиссии. Однако цель, которую преследовал тов. Ленин, говоря в своем докладе, что «годичная работа всех Комиссий по сокращению штатов учреждений не дала никаких результатов», была направлена в сторону опять-таки усиления работы по сокращению штатов, как работы, связанной с улучшением советского аппарата.

Вопросы труда. М., 1924. № 3. С. 6—8


1 Вопрос о правильности данных переписи служащих ЦСУ остается на ответственности автора, являющегося председателем Штатной комиссии HKT. Прим. редакции журнала, опубликовавшей эти воспоминания. Ред.