Емшанов А. И.
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 7298

Жизни и работе транспорта Владимир Ильич придавал значение исключительное.

Ведя колоссальной сложности работу, тов. Ленин находил время и для транспортных вопросов. Он часто и подробно интересовался деталями работы железных дорог, особенно в периоды топливных кризисов и продовольственных перевозок. Он неослабно наблюдал за ходом ремонта паровозов, вагонов. Уже в первые дни после Октября, когда в Питере начал ощущаться недостаток продовольствия (я работал тогда на Урале), мы получали от тов. Ленина неоднократно телеграммы, которыми он торопил нас с подвозом хлеба.

Весной 1918 года, когда нам пришлось ликвидировать на Пермской дороге саботировавший государственный контроль, мы получили от тов. Ленина телеграмму, которая, наряду с общими указаниями, указывала нам, как поступить с инвентарем контроля, мебелью, канцелярскими принадлежностями и пр.

Всеобъемлющий ум тов. Ленина позволял ему легко и безошибочно разбираться в самых сложных вопросах транспорта. В период усиленной работы по оживлению паровозов тов. Ленин ставил обязательно в заседаниях СТО под своим председательством доклады основной транспортной комиссии. Доклад ОТК он выслушивал всегда с напряженным вниманием, никогда не ограничивая его временем.

Зимой 1921 года, когда в Москве и Ленинграде особенно было голодно, Владимир Ильич сам следил за продвижением хлеба из Сибири и с Кавказа. Ежедневно мы должны были докладывать ему о количестве вагонов с хлебом, которые двигаются к столицам. Сведения докладывались на особом графическом бланке, показывающем, в каком радиусе от столиц и сколько движется вагонов. Бланк доклада был составлен по личным указаниям Владимира Ильича.

Мне вспоминается один неприятный для нас случай, однако характерный для тов. Ленина. Однажды весной 1921 года Владимиру Ильичу пришлось приехать по Окружной дороге на дрезине. Дрезина им была заказана без ведома НКПС. При поездке в роли пассажира, которого не знала станционная администрация, Владимир Ильич увидел много неприглядных сторон железнодорожной работы. После поездки он написал нам в Коллегию записку, полную горьких, но совершенно справедливых упреков.

Когда нам был урезан план госснабжения и мы приступили к первому сокращению штатов НКПС, тов. Ленин живо интересовался ходом сокращения аппарата и давал личные указания.

В краткой заметке невозможно исчерпать огромного влияния, которое оказывал тов. Ленин на работу транспорта. Многие из транспортников и не подозревают, что они даже в своей узкоспециальной работе часто направлялись твердой рукой тов. Ленина.

Из его речей на наших съездах, отдельных замечаний, записок многие из нас учились управлять не только государством, но и нашим советским транспортом.

Помимо неизгладимой утраты, которую понес со смертью Владимира Ильича каждый пролетарий, мы — транспортники в лице тов. Ленина потеряли лучшего учителя и организатора нашего транспорта.

Товарищ Терентий. 1925. № 1. С. 5