Печать
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 5183

Г. Э. Ялава

ДВЕ ВСТРЕЧИ С ИЛЬИЧЕМ НА ПАРОВОЗЕ

 

КАК Я УЗНАЛ ОБ ИЛЬИЧЕ

17 июля 1917 года товарищ Рахья — слесарь по сборке машин на авиационном заводе Лебедева — обратился ко мне с предложением помочь перевезти Ильича за границу.

Ильич в то время скрывался от ареста в Сестрорецке у тов. Емельянова.

 

ВСТРЕЧА С ИЛЬИЧЕМ НА ПАРОВОЗЕ

Как раз в ночь с 20 на 21 июля 1 мне подвернулась поездка — везти с пассажирским поездом № 73 на паровозе № 293 одни порожние вагоны. Я дал знать тов. Рахье, и они с Ильичем условились ждать на переезде у станции Удельная, где я остановлю поезд и заберу Ильича на паровоз.

Условия не благоприятствовали нашему плану: ночь была светлая, паровоз шел на дровах, но зато мой помощник-финн ни слова не говорил по-русски. Я этому обрадовался, так как Ильич при случае мог сойти за кочегара. В 13 часов 12 минут я подъехал к переезду. Ильич стоял с тов. Рахьей в летнем пальто, без вещей и в кепке.

—     Куда вас несет в такую пору?— буркнул я для отвода глаз. Тов. Рахья ответил:

—     К себе на дачу, в Териоки.

И тут же попросил, указывая на Ильича, взять на паровоз товарища, объяснив, что это журналист, который хочет познакомиться ближе с ездой на паровозе.

Я согласился. Ильич взялся за поручни и влез на паровоз, а тов. Рахья пошел в порожний вагон. Своему помощнику я объяснил, что это — местные дачники.

Чтобы не мешать работе во время шуровки топки, Ильич уходил на тендер и укладывал в клетку дрова.

На станции Белоостров мы брали в паровоз воду. Ильич никуда не сходил. Благополучно добрались мы до станции Териоки, где Ильич спрыгнул с паровоза, пожал мне руку и ушел вместе с тов. Рахьей.

ПЕРЕДАЧА ПОЧТЫ

Передавали мне после этой поездки, что тов. Ленин сразу же уехал на дачу к тов. Парвиайнен, там загримировался и курьерским поездом добрался до Гельсингфорса, где поселился у полицмейстера тов. Ровио.

Тов. Рахья знал мой паровоз и, придя однажды, просил наладить связь по передаче писем и различной корреспонденции. Всю передачу приносили на квартиру М. И. Ульянова и Н. К. Крупская, на Ло-манскую улицу, дом № 4—6.

 

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА

19—20 октября2 приходит ко мне опять тов. Рахья: — Ильичу не сидится в Финляндии, рвется в Россию. Сейчас он живет в Выборге у тов. Латукки, и его необходимо переправить в Питер.

Я согласился это дело взять на себя. На этот раз условились по-другому: до станции Райвола Ильич доедет местным поездом, а потом, переодевшись рабочим, пересядет ко мне на паровоз. Как условились, так и вышло. В 1 час ночи на станции Райвола Ильич сел опять ко мне на паровоз, а тов. Рахья — в вагон. Помощник у меня был тот же самый. Ехали благополучно На станции Удельная Ильич слез, поблагодарил нас и подарил мне книжку, не помню какую, так как я ее утерял, но кажется — «Государство и революция»3.

К годовщине смерти В. И. Ленина 1924 г,    21 января      1925 г.-Сб. статей, воспоминаний и документов. Л.; М., 1925. С. 140    141

Примечания:

1. Точная дата переезда В. И. Ленина не установлена. Это было в августе, не позднее 6-го (19-го). Ред.

2. О дате приезда В. И. Ленина из Выборга в Петроград см. настоящий том, с 187, подстрочное примечание. Ред.

3. Книга Ленина «Государство и революция» была издана в 1918 г. Ред.


ЯЛАВА (JALAVA) ГУГОЭРИКОВИЧ (1874—1950) — машинист Финляндской железной дороги. Член партии с 1926 г. Участник революционных событий 1905 г. в депо Финляндской железной дороги: возглавлял стачком. После поражения первой российской революции переправлял на паровозе через границу революционеров и нелегальную литературу. В 1917 г., будучи машинистом паровоза № 293, дважды нелегально переправлял В. И. Ленина через финляндскую границу. После Октябрьской социалистической революции был машинистом-инструктором, работал в аппарате ЦИК Карельской АССР, а затем инспектором в управлении Свердловской железной дороги.