Л. И. СТРОНГИН

ВОСПОМИНАНИЯ О В. И. ЛЕНИНЕ

Мне посчастливилось видеть и слышать В. И. Ленина, когда я был депутатом IV Всероссийского съезда профессиональных союзов, проходившего 17—25 мая 1921 года в Москве.

Это был период острейшей внутрипартийной борьбы. Развернувшаяся накануне X съезда РКП (б) горячая дискуссия о профсоюзах продолжалась затем на X съезде партии, на котором были разоблачены всякие антипартийные группировки типа «демократического централизма», «рабочей оппозиции» и др. Но и после партийного съезда борьба не прекратилась.

Вспоминаю, как на заседании коммунистической фракции IV съезда профсоюзов 1 председательствующий тов. Артем (Ф. А. Сергеев) объявил постановление ЦК РКП (б) о снятии Томского с поста председателя ВЦСПС за недопустимое нарушение партийной дисциплины, выразившееся в том, что он, будучи членом ЦК, не внес на предварительное рассмотрение ЦК важнейшие вопросы повестки дня IV съезда профсоюзов. Тем самым Томский фактически встал на путь независимости профсоюзов. Совместно с Рязановым он предложил на фракции проект резолюции по отчету ВЦСПС, в котором содержались антипартийные, анархо-синдикалистские идеи, осужденные X съездом партии.

Решение ЦК было принято по прямому предложению В. И. Ленина, однако на фракции нашлись защитники Томского в лице Рязанова, Шляпникова и других, которые пытались апеллировать к членам комфракции съезда, чтобы добиться отмены этого решения.

В защиту решения ЦК выступил И. В. Сталин. Он квалифицировал действия Томского и Рязанова как уклон в сторону независимости профсоюзов от партийного руководства; под флагом независимости профсоюзов меньшевики пытались захватить свои утраченные позиции в профессиональном движении.

Чтобы добиться единодушного одобрения комфракцией съезда профсоюзов решения ЦК, В. И. Ленину пришлось трижды выступать с довольно пространными речами.

Во время одного из этих выступлений товарищи, стоявшие за безоговорочное одобрение указанного постановления ЦК, задали В. И. Ленину вопрос: «Нам не совсем понятно: зачем Вам после принятого определенного решения ЦК тратить столько энергии и драгоценного времени, чтобы увещевать упорствующих и недооценивающих важности этих мер? Проще было бы Вам воспользоваться всем известным уставным положением, по которому все решения партии и ее руководящих учреждений безусловно обязательны для всех частей партии. На этом основании следовало объявить в категорической форме указанное решение к сведению и руководству членов комфракции, и все должны были его выполнять беспрекословно».

На это Ленин возразил, что хотя вопрос закономерен, но он не так уж прост, как это кажется. Поступить так, как рекомендуют задающие вопрос, в данном случае было бы опрометчиво, сказал он. Во-первых, нельзя подходить к вопросу формально, особенно имея перед собой рабочую аудиторию; нужно постараться со всех точек зрения разобраться в вопросе, а затем терпеливо объяснить смысл этого мероприятия и убедить всех заблуждающихся и не понимающих его правильности. Во-вторых, нужно воспользоваться тем, что здесь собрался актив Всероссийского съезда профсоюзов, чтобы еще раз рассказать делегатам о важнейших задачах, вытекающих из решений X съезда партии, с тем чтобы они, разъехавшись на места, по заводам, фабрикам и учреждениям, сумели по-большевистски разъяснить это трудящимся. Ведь важнейшей ролью профсоюзов в нашей стране остается их воспитательная роль как школы коммунизма.

В. И. Ленин в своих выступлениях с исключительной ясностью и убедительностью развернул программу действий: как лучше организовать профсоюзы, как приблизить их к управлению производством, чтобы на основе широкого обмена опытом улучшить, поднять, расширить производство, чтобы побольше дать товаров деревне, а это немыслимо без восстановления крупной промышленности, как скорее покончить с разрухой на транспорте и с топливным кризисом, как улучшить положение рабочих и крестьян путем налаживания товарообмена между городом и деревней и уменьшения тяжести продовольственной и сырьевой разверсток.

В. И. Ленин остановился также на вопросах борьбы с бюрократизмом в учреждениях. Он указал, что следует и впредь выдвигать передовиков производства для руководства предприятиями и учреждениями. При этом признание, авторитет и доверие коммунист сможет завоевать личным примером, своей работой, преданностью партии и рабочему классу. Только неустанной организаторской и политической работой в среде трудящихся он заслужит, чтобы сами массы выдвинули его на руководящий пост.

Особое внимание уделил В. И. Ленин тарифному вопросу. Он напомнил о трудностях, которые придется нам преодолеть при проведении тарифной политики и распределении материальных и денежных фондов, вводя натуроплату и натурпремирование в зависимости от количества и качества выработанной продукции2.

Мне хорошо запомнились некоторые образные сравнения В. И. Ленина.

— Вот, к примеру,— сказал он,— у нас имеется одна пара сапог на шесть пар ног. Как прикажете их распределить между нуждающимися? Какой подход при этом должен быть? Я бы ответил, что следует поступить так, как поступили бы вы, будучи главой такой семьи, а именно: исходя из интересов всей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Так и вам, профсоюзным работникам, придется решать аналогичные вопросы с учетом всех обстоятельств дела и кровных интересов трудящихся. При этом нужно помнить, что даже тогда, когда вы вынуждены будете человеку отказать в его просьбе, вы должны постараться его убедить, что сделано это по необходимости, исходя из государственных соображений.

В. И. Ленин привел и такой пример. У одного обветшал дом, в котором он живет, его нужно ремонтировать; другому вовсе негде жить, ему необходимо построить себе дом. И тот и другой подсчитывают имеющиеся у них ресурсы и соразмерно урезывают свои расходы на другие нужды. Каждый чинит и строит то, без чего обойтись не может.

К подобным же мерам самоограничения и жесткой экономии приходится прибегать и нам, исходя из конкретных условий, когда мы восстанавливаем и строим на социалистической основе свою промышленность и сельское хозяйство в больших масштабах, не имея достаточной практики и опыта. Помню, В. И. Ленин сказал:

—   Только не подумайте, что я предлагаю рабочим еще потуже затянуть ремень. Я прекрасно знаю, что ремень уже и без того затянут до предела.

Ленин указывал, что при общем недостатке товаров, конечно, невозможно всех удовлетворить: одного удовлетворишь, а пятерых обидишь. Вот когда проблема «кто — кого» будет решена, говорил он, в нашу пользу и мы достигнем общего повышения производительности труда, тогда мы сумеем полностью удовлетворить возросшие потребности трудящихся и отпадет проблема распределения крох, чем приходится заниматься в настоящее время. Ленин говорил, что положение рабочих очень тяжелое в результате длительной царской и гражданской войн, но, не имея достаточных продуктовых и товарных фондов, мы не можем увеличить выдачу продуктов и предметов первой необходимости уставшим и истощенным рабочим. Пока нет возможности, не следует много обещать трудящимся, а нужно постараться дать им хотя бы самое необходимое.

После выступления В. И. Ленина начались прения. Один из ораторов, выйдя на трибуну, стал смущенно оглядываться по сторонам, будто что-то разыскивая. Это не ускользнуло от внимательного взгляда Ленина, и он иронически заметил:

—   Вы, конечно, обеспокоены отсутствием стенографисток. Факт, здесь их нет.

Тот возразил:

—   Наоборот, я был бы смущен их присутствием. Ленин засмеялся и сказал:

—   Вот и хорошо. Говорите, не стесняясь, о чем хотели сказать, говорите как можете, а я с интересом послушаю.

Возвращаясь еще раз к решениям, принятым X съездом РКП (б) по вопросам о единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне, В. И. Ленин разоблачил антимарксистский характер анархо-синдикализма и осудил раскольнические действия его сторонников.

Ленин ясно и убедительно доказал, что в настоящих условиях малейшее ослабление единства, силы и влияния революционного авангарда пролетариата Коммунистической партии может привести к реставрации власти капиталистов и помещиков. Вот почему X съезд партии признал пропаганду идей анархо-синдикализма несовместимой с принадлежностью к РКП (б) и постановил все фракции и группировки считать распущенными.

Конечно, после такого длительного промежутка времени трудно передать подробно и точно высказывания В. И. Ленина, но я постарался хоть в какой-то мере воспроизвести его тогдашние выступления, от которых, к сожалению, не осталось ни протокольных, ни стенографических записей.

Если в начале заседания большая часть участников комфракции IV съезда профсоюзов считала снятие Томского с поста председателя ВЦСПС якобы нарушением решений X съезда РКП о внутрипартийной и профсоюзной демократии, то к концу заседания положение изменилось.

В накаленной атмосфере В. И. Ленин со свойственной ему принципиальностью и страстностью терпеливо разъяснял не понявшим его сразу товарищам суть и смысл решения ЦК. В конечном счете никто не мог устоять против силы и логики его аргументации. Ленин всех убедил в правильности постановления ЦК. Достигнув единогласного одобрения, он весь просиял и начал торопливо собираться, тепло попрощавшись с нами.

Исторический архив. 1958. №4. С. 157-159

Примечания:

1. Заседание происходило в помещении оперного театра (бывш. Зимина); ныне в этом здании — Московский театр оперетты. Ред.

2. Впоследствии по указанию В. И. Ленина был разработан и в ноябре 1921 г. принят закон о новых принципах построения тарифной политики. Ред.

СТРОНГИН ЛЕВ ИЗРАИЛЕВИЧ (1896—1968) — типографский рабочий. Член партии с 1917 г. С 1926 г.— член правления Книгосоюза, с 1927 по 1930 г.— управляющий Гострудиздата MKT СССР. После окончания Промакадемии в 1932 г. был заместителем начальника Главного управления Гострудсберкассы Наркомфина. С 1930 по 1933 г.— управляющий Госфиниздата Наркомфина СССР. С 1939 г.— управляющий еврейского издательства. Был необоснованно репрессирован. Реабилитирован.

Joomla templates by a4joomla