Петрушкин И.А.
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 6797

И. А. ПЕТРУШКИН

ВСТРЕЧА С ИЛЬИЧЕМ

ноябрь 1921

Я был принят Владимиром Ильичем Лениным 30 ноября 1921 года...

Трудно выразить словами ту огромную радость, которую я испытал, получив извещение о приеме. Я тщательно обдумывал, как кратко и обо всем доложить Владимиру Ильичу, сильно волновался. Беспокоился и о том, как я должен держать себя при встрече с Владимиром Ильичем. Именно с этим смешанным чувством большой радости и волнения я встретил день приема.

Иду в Кремль. В комнату ожидания явился за несколько минут до назначенного мне времени приема. Вновь обдумываю все, что должен сказать Владимиру Ильичу о посадке (по командировке ВЦИК)в губернии 1 для ознакомления с работой земельных органов, посевных комитетов и с состоянием сельского хозяйства, как-лучше передать Владимиру Ильичу просьС >i крестьян — бедняков и середняков.

Мне сказали, что я могу пройти к Владимиру Ильичу Ленину.

Расположение кабинета Владимира Ильича я не знал. Осторожно открыл дверь и оказался в кабинете Л. А. Фотиевой.

Ответив на мое приветствие, Л. А. Фотиева сказала мне, что я могу пройти к Владимиру Ильичу. Иду. Открываю дверь. Сердце стучит. Радуюсь и волнуюсь. Окидываю взором комнату. Мебели в комнате нет, она пуста. Вижу, открывается дверь и мне навстречу выходит Владимир Ильич Ленин. Я остановился. Невозможно выразить словами чувства, охватившие меня. Стою как вкопанный.

Владимир Ильич смотрит приветливо и быстрой, легкой походкой подходит ко мне, подает руку, здоровается. Я крепко жму его руку, приветствую его. Волнение сразу улеглось.

Вдруг Владимир Ильич обращается ко мне и просит его извинить за то, что он вынужден был из-за сильной занятости изменить день и время приема (я получил за день до назначенного мне приема извещение, что прием переносится на 30 ноября). Я даже растерялся и какое-то мгновение молчал, а потом сказал Владимиру Ильичу, что виноват я, так как я отнимаю дорогое время у Ильича, и прошу меня извинить. Владимир Ильич приветливо улыбнулся, взял меня под руку, и мы пошли в его кабинет. Вошли. Владимир Ильич показал мне на кресло, что против его стола, и предложил садиться, сам сел тоже.

Некоторое время я внимательно рассматривал Владимира Ильича. Хотелось на всю жизнь запомнить его светлый образ, этот ласковый, теплый взгляд. На душе было необычайно хорошо и радостно. Но вот Владимир Ильич, улыбнувшись, предложил мне рассказать обо всем и подробно. Я стал рассказывать о работе земельных органов, посевных комитетах, комитетах бедноты, о состоянии сельского хозяйства и передал просьбы крестьян-хлеборобов. Владимир Ильич внимательно слушал, иногда задавал мне вопросы, делал для себя записи, иногда вставал и прохаживался по кабинету. Беседа была непринужденной и откровенной, длилась почти 50 минут.

Владимир Ильич очень интересовался жизнью деревни и выяснил все до мелочей. Время шло быстро. Зазвонил телефон, и Ильичу сообщили, что пришел на прием нарком труда Шмидт. Владимир Ильич ответил, что занят. Я сразу же спохватился, что задерживаю его, и встал. Сказал, что я все рассказал, что хотел. Владимир Ильич успокоил меня, усадил снова и предложил рассказать и о том, о чем я не хотел рассказывать. Я был озадачен, так как мне казалось, что я действительно осветил все и откровенно. Владимир Ильич пристально смотрел на меня, а я молчал.

Тогда Владимир Ильич улыбнулся и заметил, что он знает, что именно я не сказал. Я удивился и недоумевал. А Ленин говорит мне, что я хотел сказать, что у крестьян нет соли и что суп и щи едят без соли. Я ответил, что у бедняков и середняков действительно с солью очень плохо.

Затем Владимир Ильич говорит, что я хотел сказать, что у крестьян нет дегтя и оси телег мажут маслятами, поэтому телеги скрипят, как журавли в небе, и показал пальцами на потолок. Я признал, что и это справедливо. Владимир Ильич говорит, что и керосина нет и приходится освещать избу лучиной. Я сказал, что это тоже справедливо.

Владимир Ильич на мгновение задумался, потом страстно и убежденно сказал, что с разрухой Советская власть обязательно справится, что хозяйство страны будет восстановлено и придет время, непременно придет,— Страна Советов будет передовой страной мира в хозяйственном и в культурном отношениях.

Я передал Владимиру Ильичу от крестьян — бедняков и середняков искреннюю огромную благодарность за землю, за замену продразверстки продналогом, за заботу о бедняках и середняках и пожелание хорошего здоровья, заверил, что бедняки и середняки сделают все, чтобы дать стране хлеб и продукты питания. Передал и просьбы крестьян — бедняков и середняков. Основные просьбы были таковы: 1) Продовольственный налог взимать с учетом качества земли. 2) Ввести твердое землепользование, чтобы пахотные и покосные земли ежегодно не переделялись, так как это не создает для хлеборобов материальной заинтересованности. 3) Бывшие крестьянские леса, не имеющие государственного значения, передать крестьянским обществам, чтобы под контролем Советской власти сохранить их от хищнических порубок.

Владимир Ильич поручил мне передать крестьянам, что их просьбы будут рассмотрены и удовлетворены в интересах крестьян и государства, поручил мне также принять активное участие в подготовке проекта постановления о мерах укрепления и развития сельского хозяйства к IX Всероссийскому съезду Советов2, что мною и было выполнено (проект постановления готовил Наркомземг я в это время работал в Наркомземе).

Владимир Ильич разъяснил мне суть кооперативного плана перестройки и развития сельского хозяйства страны. Подчеркнул, что будет сделано все для укрепления и развития дружбы между рабочими и крестьянами — бедняками и середняками, а с богатеями и кулаками деревни Советская власть справится.

Был затронут вопрос и о наличии извращений на местах. Владимир Ильич решительно заявил, что советский аппарат будет очищен от проходимцев, а партия — от примазавшихся.

Ленин очень интересовался, как идет на селе ликвидация неграмотности взрослого населения и все ли дети школьного возраста учатся, очень тепло отозвался о советских учителях.

Откровенная, задушевная беседа подходила к концу. Я благодарю Владимира Ильича за теплый и сердечный прием, за то внимание, которое было уделено мне, от души желаю ему хорошего здоровья, заверяю, что все его поручения будут выполнены. Владимир Ильич встает, подает мне руку, благодарит за пожелания, за искренность и откровенность.

Вместе с Владимиром Ильичем я выхожу из его кабинета в соседнюю комнату. Владимир Ильич снова крепко пожимает мне руку и возвращается к себе в кабинет, а я иду в комнату ожидания, одеваюсь и выхожу на улицу. Радость моя была безграничной. Вот и сейчас, вспоминая о приеме, я испытываю огромное душевное волнение. Встреча была незабываемой...

На совещании беспартийных делегатов IX Всероссийского съезда Советов в Круглом зале Кремля я вновь встретился с Владимиром Ильичем и рассказал ему о том, что проект постановления о мерах укрепления и развития сельского хозяйства отвечает чаяниям крестьян — бедняков и середняков и что по существу проекта постановления я буду выступать.

И при этой встрече я вновь ощутил огромную заботу Ильича о трудовом народе, о быстрейшем восстановлении и развитии хозяйства.

Да, Владимир Ильич жил для народа, для победы социализма и коммунизма.

Народное образование. 1965. № 4. С. 95—97

 

Примечания:

1. И. Петрушкин был в командировке в деревнях Владимирской, Вологодской, Рыбинской и Череповецкой губерний. Ред.

2. IX Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов проходил в Москве 22—27 декабря 1921 г. Ред.

ПЕТРУШКИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ (р. в 1897 г.) — сын крестьянина деревни Никулино Першутской волости Весьегонского уезда Тверской губернии. С 1918 г. после окончания трехгодичных педагогических курсов работал учителем в Весьегон-ском уезде, принимал активное участие в установлении Советской власти в уезде, неоднократно избирался делегатом на уездные и губернские съезды Советов, был членом Весьегонского уездного исполкома, заведовал уездным земельным отделом, был членом коллегии губземотдела и членом Тверского губисполкома. Делегат IX Всероссийского съезда Советов. Член ВЦИК. Закончил физико-математический факультет Тверского (Калининского) пединститута. В дальнейшем работал в области народного образования.