В. И. ЛЕНИН И КИНОСЪЕМКИ

Поздней апрельской ночью, в 1917 году, группа кинооператоров встречала тов. Ленина на Финляндском вокзале, в первый день его приезда. Нужно было заснять тов. Ленина на экране, но в тот раз Ильич не дал своего согласия.

В последующие дни несколько раз обращались к тов. Ленину, когда он находился во дворце Кшесинской, с просьбой разрешить снять его для кино, но и здесь со стороны Ильича давался постоянный отпор.

Однажды, показывая рукой на собравшихся перед дворцом рабочих и крестьян, он сказал оператору:

— Снимайте вот их! Они делают историю!

И, запросто попрощавшись, вышел на балкон, чтобы поговорить с собравшимися.

* * *

О заснятии тов. Ленина в бурные Октябрьские дни, во время переезда Совнаркома в Москву нечего было и думать. И только в 1920 году, во время открытия II конгресса Коммунистического Интернационала, тов. Ленин разрешил запечатлеть себя на экране.

Немедленно во дворец Урицкого были доставлены съемочные аппараты. Все было готово к съемке. В несколько минут удалось запечатлеть Ильича, произносившего речь на конгрессе.

Прошло несколько минут, и вдруг в зале раздался страшный взрыв. Сидящие в зале остолбенели, кто-то вскрикнул нечеловеческим голосом.

Оказалось, что по неосторожности монтера упал аппарат и взорвались электрические лампочки.

Владимир Ильич спокойно продолжал стоять на трибуне и так же спокойно, как всегда, с обычной улыбкой на губах, произносил свою речь.

* * *

1921 год. Заседание III конгресса Коминтерна. Главной задачей кинооператоров и на этот раз было запечатлеть тов. Ленина на кинематографической пленке.

Говорил тов. Радек о польском вопросе. Один из операторов присел сзади трибуны на ступеньках и после бессонной ночи немного вздремнул. Проснувшись, он увидел себя окруженным членами съезда.

Другой оператор возился с аппаратом и, по-видимому, старался снять то место, где сидел проснувшийся.

Изумленный оператор оглянулся. В то же время он почувствовал, что кто-то касается его спины. Это был Владимир Ильич, что-то записывавший в свою записную книжку.

Через час тов. Ленин уже стоял на трибуне, владея аудиторией.

* * *

В следующем году, в конце ноября месяца, севзапкиновской экспедиции пришлось встретиться с тов. Лениным на очередном конгрессе Коминтерна. Ильич тогда только что оправился после тяжкой болезни, и его не разрешено было снимать, но, когда заседание конгресса закончилось, операторы остались ждать у Кремля в надежде увидеть Владимира Ильича и испросить у него разрешения на съемку. И действительно, вскоре на пороге появился тов. Ленин, в плохом зимнем пальтишке с каракулевым воротником, из которого лезла вата.

— А-а, питерцы, здравствуйте! — обратился он к съемщикам.— Что, опять приехали снимать меня? Не дам.

Операторы попросили разрешения у Владимира Ильича снять его в другой, более спокойной обстановке, так как в фотографиях Ленина нуждалась вся Советская Россия.

— Что ж, пожалуй, приходите ко мне на квартиру! — отвечал Ильич.

В назначенный день операторы пришли в Кремль к тов. Ленину, но видеть его на этот раз не удалось. Мария Ильинична, сестра тов. Ленина, сообщила, что он нездоров и при всем желании принять не может.

Это была последняя киновстреча с покойным Владимиром Ильичем.

К годовщине смерти В. И. Ленина. 1924 — 21 января — 1925 г. Сборник статей, воспоминаний

и документов под общей редакцией А. Ф. Ильина-Женевского Л.; М., 1925. С. 187—189