Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 29

ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ155

[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)]

I. Учение о бытии. А) Качество

a) бытие;

b) наличное бытие;

c) для себя бытие.

B) Количество

a) чистое количество;

b) величина (Quantum);

c) степень.

C) Мера.

II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа существования

a) тождество — различие— основа;

b) существование;

c) вещь.

B) Явление

a) мир явления;

b) содержание и форма;

c) отношение.

C) Действительность

a) отношение субстанциальности;

b) » каузальности;

c) взаимодействие.

III. Учение о понятии. А) Субъективное понятие

a) понятие;

b) суждение;

c) заключение.


298

B) Объект

a) механизм;

b) химизм;

c) телеология.

C) Идея

a) жизнь;

b) познание;

c) абсолютная идея.

Понятие ( познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождества, различия etc.) — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]. Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления.

[ абстрактное «Sein" только как момент в πάνταρεΐ***** ]

Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (Sein* (абстрактное) — Dasеin** (конкретное) — Fiirsichsein***), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект— истина (абсолютная идея)).

Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Marx называл Ideenmystik**** у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (например, бытие=ничто — идея

_______

* — бытие. Ред.

** — наличное бытие. Ред.

*** — для себя бытие. Ред.

**** — мистикой идей. Ред.

***** — все течет. Ред.


301

становления, развития). Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества # (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее). [ # Качество и ощущение (Empfindung) одно и тоже, говорит Фейербах. Самым первыми самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...

Если Магх не оставил «Логики" (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.

]

Товар — деньги — капитал

производство абсолютной Mehrwert*

производство относительной Mehrwert.

[История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.]

Начало — самое простое, обычное, массовидное, непосредственное «бытие": отдельный товар («Sein" в политической экономии). Анализ его как отношения

________

* — прибавочной стоимости. Ред.


302

социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, — логический и исторический (формы стоимости).

Проверка фактами respective практикой есть здесь в каждом шаге анализа.

Ср. к вопросу о сущности versus явление

— цена и стоимость — спрос и предложение

versus Wert

(= kristallisierte Arbeit)*

— заработная плата и цена рабочей силы.

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII

Печатается по рукописи

___________

* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.