Родительская категория: Ленин ПСС
Категория: В. И. Ленин Неизвестные документы (1891-1922)

251

ПЛАН ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА ЦК РКП(б) НА IX ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РКП(б)1

Не позднее 20 сентября 1920 г.

1. Пред[ложение] Керзона: гр[ани]ца Бел[осток] — Бр[ест]-Л[итовск].

2. Чистая обор[о]на (к[а]к прежде) или до изве[стной] степ[ени] наст[уплен]ие?

3. «Помочь советизации» П[ольши] и Л[итвы], «пощупать штыком». Военное положение: спасают П[оль]шу имп[ериали]стов.

4. Реш[ен]ие Цека: за (частью) «наступл[ение]».

5. Полн[ое] подтв[ерждение]:

1) Лафон.

2) дох[одили] до Варш[авы]

3) PPS1* (Белост[ок] и A[rbeiter]=Presse2* из Норв[егии]

((4)) Батраки v[ersu]s перед[овые] + ж[елезно]д[орожни]ки.

6. Гораздо важнее: прощупали поглубже Германию и Англию.

7. Германия:

(1) п[е]р[е]х[о]д гр[ани]цы р[абоч]ими. Нем[ецкие] батальоны.

(2) генерал Б. + князь Т.

(3) отзыв Люд[ендо]рфа.

(4) Шейд[еман] + коммунисты] (III. 1917 ?)

(5) кл[а]сс — освободитель.

8. Англия:

(1) Р[абоч]ие против в[ой]ны. М[ани]фест Генд[ерсона] + лев[ые].

(2) Ком[итет] действия3*. Перман[ентно]

(3) Лл[ойд] Дж[ордж] назад. Условия перем[ирия].

(4) А[нглия] v[ersu]s Фр[анц]ия. Призн[ание] Врангеля.

(5) Колебания (Генд[ерсон] и К0) ((их запрос о независимости))

8 bis. Пepeг[овоpы] в Минске (16/8).

9. Врангель. Нов[ый] десант.

10. ΣΣ

(1)4*       До изв[естной] степ[ени] наст[упление] «Акт[ивная] Weltpolitik»5*.

(2) Созревание прол[етарской] р[е]в[олю]ц[ии] идет хорошо

(3) Обострение кризиса.

11. М[е]жд[у]н[ародный] к[оммунистический] к[он]г[рес]с

ΣΣ: пять разных... к одному:

12 { (1) М[е]жд[у]н[а]р[одный] конгресс ком[мунистов]

    { (2) Ген[ерал] Б. + князь Т.

    { (3) Генд[ерсон] и Шейдем[ан]

    { (4) А[нглия] и Фр[анция]       (5)

    { (5) Людендорф                      (4)

Фонд 2, оп. 1, д. 15612 — автограф.

1* Польская социалистическая партия

2* «Рабочая Пресса».

3* См. док. 253, прим. 12.

4* Нумерация подпунктов произведена В.И.Лениным при вторичном чтении.

5* Международная политика.

1 IX Всероссийская конференция РКП(б) состоялась в Москве 22-25 сентября 1920 г. На ней рассматривались политический и организационный отчеты ЦК РКП(6), вопрос о задачах партийного строительства и др. (см.: Девятая конференция РКП(б). Сентябрь 1920 г. Протоколы. М., 1972). На заседании пленума ЦК РКП(б) 20 сентября 1920 г. В.И.Ленин сообщил содержание политического отчета ЦК РКП(б), который он готовил для IX Всероссийской конференции партии; пленум постановил: «Принять к сведению сообщение т. Ленина о характере его доклада и происшедший при этом обмен мнений» (РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 2, д. 34, л. 3).

2 Политический отчет ЦК РКП(б) - см. док. 253, а также: Исторический архив, 1992, № 1, с. 12-22. В 1920 г. текст отчета полностью не был опубликован, в «Правде» и «Известиях ВЦИК» (№ 216 от 29 сентября 1920 г.) публиковалось его сокращенное изложение — газетный отчет (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 281-285).

 

252

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ IX ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РКП(б)1

22 сентября 1920 г.

Общероссийская конференция Р[оссийской] к[оммунистической] п[артии], заслушав доклад представителя польских коммунистов т. Уляновского, прибывшего непосредственно из Варшавы, с радостью отмечает, что передовые рабочие Польши вполне солидарны с образом действий РСФСР и оценивают события последних месяцев так же, как оценивают их коммунисты России. Польские рабочие-коммунисты вполне признавали революционную со стороны РСФСР войну в целях помощи советизации Польши1* и не делали ни малейших уступок ни национализму, ни пацифизму.

Конференция с удовольствием констатирует, что отдельные «критические» голоса польских коммунистов, раздавшиеся в Берлине (статьи в «Rote Fahne») 2, не являлись голосом Польской коммунистической партии.

В полной солидарности взглядов польских и русских коммунистов конференция видит залог того, что окончательная победа будет нашей — несмотря на все тяжести предстоящей еще борьбы.

Конференция шлет братское приветствие польским рабочим- коммунистам.

Фонд 2, оп. 1, д. 15483 - автографы Г.Е.Зиновьева и В.И.Ленина.

1* Слова: «войну в целях помощи советизации Польши» — внесены В.И.Лениным в проект Г.Е.Зиновьева вместо: «наступательную революционную войну Советской власти».

1 На первом (утреннем) заседании 22 сентября 1920 г. с докладом о положении в Польше выступил представитель Коммунистической рабочей партии Польши В.Уляновский (см.: Девятая конференция РКП(б). Сентябрь 1920 г. Протоколы. М., 1972, с. 4-9). Резолюция по докладу Уляновского была написана Г.Е.Зиновьевым, правлена В.И.Лениным и принята конференцией сразу же после доклада. Она опубликована, но без указания о наличии правки Ленина (см.: там же, с. 9-10).

«Die Rote Fahne» («Красное знамя») — газета, центральный орган Коммунистической партии Германии, была основана К.Либкнехтом и Р.Люксембург, выходила в Берлине с 9 ноября 1918 г.

 

254

ЗАПИСКА Г.В.ЧИЧЕРИНУ1

24 сентября 1920 г.

24.IX. 1920 г.

Тов. Чичерин!

Вопросу о более строгом контроле за шифрами (и внешнем и внутреннем) нельзя давать заснуть.

Обязательно черкните мне, когда все меры будут приняты.

Необходима еще одна: с каждым важным послом (Красин, Литвинов, Шейнман, Иоффе и т.п.) обязательно установить особо-строгий шифр, только для личной расшифровки, т.е. здесь будет шифровать особо надежный тов[арищ], коммунист (м[ожет] б[ыть] лучше при ЦЕКА), а там должен шифровать и расшифровывать лично посол (или «агент») сам, не имея права давать секретарям или шифровальщикам.

Это обязательно (для особо важных сообщений, 1-2 раза в месяц по 2-3 строки, не больше).

Ваш Ленин.

Фонд 2, оп. 2, д. 423 — автограф.

1 Отвечая В.И.Ленину 25 сентября 1920 г. Г.В.Чичерин писал: «Вообще вопросом о лучшей постановке шифровального дела в Республике занимается комиссия т. Троцкого. Что касается шифровального дела в нашем комиссариате, с понедельника у нас начнет работать т. Голубь, которого задача будет заключаться в превращении шифровок в официальные бумаги для рассылки их в таком совершенно измененном виде обычным получателям. Он же будет отделять наиболее конспиративные и чисто личные сведения от общеполитических, причем рассылаться будут последние, первые же сообщаться лишь самому ограниченному кругу лиц. Иоффе уже имеет специальный шифр с Центральным комитетом. Единственный особо строгий шифр есть книжный. Пользоваться книжными шифрами можно лишь в отдельных случаях вследствие крайней громоздкости этой системы. Требуется слишком много времени. Для отдельных наиболее секретных случаев это можно делать. В начале все наши корреспонденты имели книги, но вследствие слишком большой громоздкости этой системы постепенно отказались. Можно будет восстановить эту систему для отдельных случаев, пользуясь оказиями для извещения корреспондентов. Устроить шифрование при ЦК нецелесообразно, так как при рассылке и передаче, шифровка может попасть в посторонние руки, и вернее будет предоставить в наиболее важных случаях шифрование самым надежным шифровальщикам» (РЦХИДНИ, ф. 5, on. 1, д. 2055, л. 19).

См. также док. 247.

 

255

ПИСЬМО ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)

2 октября 1920 г.

Членам Политбюро:

Предлагаю утвердить след[ующие] директивы1:

для Иоффе:

N.B. и для Берзина { а) согласиться на линию, отдающую Польше желдорогу Лида - Барановичи, при условии, что мир (и перемирие) будет подписан в самый короткий срок (3 дня примерно) наверняка (т[о] е[сть] с точным условием: беру назад, если не подпишете в этот краткий срок).

Все искусство и вся задача — вызнать, согласятся ли они на деле или только надувают. Не вызнав, не давать своего согласия.

б) После 5-го X. либо уехать в Москву (если вполне безнадежно подписание мира), но не рвать, а уехать на 2-3 дня для демонстрации.

Либо (если есть хоть тень надежды на подписание мира) не уезжать, но заявить торжественно: 5. X прошло, Польша отвечает за зимн[юю] камп[ан]ию, и огласить.

Для Берзина: дать уступку, предложенную Берзиным, но только на точном условии §а. Иначе взять ее назад. Позволять играть с собою нельзя. Тогда лучше пойти на разрыв.

2/Х.                                                                                                                           Ленин.

Фонд 2, оп. 2, д. 429, л. 1 - автограф.

1 В.И.Ленин предлагает членам Политбюро ЦК РКП(б) проекты директив А.А.Иоффе — председателю российско-белорусско-украинской делегации на мирных переговорах с польской делегацией, и Я.А.Берзину — руководителю русской делегации на переговорах с финской делегацией.

Директивы А.А.Иоффе были утверждены Политбюро и сообщены А.А.Иоффе в следующей телеграмме Г.В.Чичерина от 3 октября 1920 г.: «После Вашего первого разговора с Домбским решено было принять границу, проходящую непосредственно восточнее желдор Лида—Барановичи и Лунинец—Ровно, под условием определения точного и близкого срока подписания прелиминариев и перемирия, отсрочка может быть дня на три и надо опубликовать, что срок подписания отложен по соглашению с поляками на такой-то день. Точное условие возьмем назад, если не будет подписано в этот краткий срок. Ленин пишет: "Все искусство и вся задача - вызнать, согласятся ли они на деле или только надувают. Не вызнав, не давать своего согласия".

Если это соглашение не удастся и если подписание вполне безнадежно, то Вам одному уехать в Москву на пару дней для демонстрации, но не рвать, либо, если есть хоть тень надежды на подписание, не уезжать, но заявить торжественно: пятое прошло, Польша отвечает за зимнюю кампанию, и это огласить.

Можно принять формулу восточная граница Польши.

Из экономических требований неприемлемы пропорциональное участие в золотом фонде и удовлетворение держателей бумаг.

Только что получен Ваш второй разговор с Домбским, граница резко меняется от Несвижа к Латвии. Это еще не обсуждено. Чичерин» (РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 2, д. 429, л. 2-3).

Упомянутая Чичериным в последнем абзаце телеграмма Иоффе от 2 октября 1920 г. - см. док. 256.

 

256

ПОМЕТКИ НА ТЕЛЕГРАММЕ А.А.ИОФФЕ И ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)

2 и 4 октября 1920 г.

Телеграмма А.А.Иоффе Г.В.Чичерину

Москва. Чичерину.

Копии: Ленину, Троцкому, Крестинскому

Имел только что опять негласное совещание с Домбским. Он подчеркнул опять, что Польша сильно и искренно желает прочного мира и готова немедленно подписать прелиминарий, он не находит нужным дипломатничать, запрашивать больше, чем требуется и, согласно своего обещания, готов сегодня в общих чертах сообщить границу, которая является для них безусловно предельной. Эта граница такова: река Збруч1*, по бывшей государственной границе с Австрией, далее на линию Ровно. Сарны. Лунинец, все пункты за Польшей и так, чтобы был нормальный плацдарм, на восток от жел[езной] дороги, дальше Несвиж. Кайданово и оставляя Минск на восток от этой границы до Зап[адной] Двины, так что Диена отходит к Польше. Как им подчеркнуто, обязательна общая граница с Латвией между Диеной и Друей2*. Очевидно, здесь еще есть стремление, отрезая нас от Литвы, отрезать от Германии. На мой вопрос, есть ли эта граница окончательная всех польских партий или ввиду частности совещания может быть принята только одной частью, Домбский категорически заявил, что эта граница окончательная.

NB ||| Он обязуется при ее принятии нами в 3-4 дня подписать прелиминарий на основе наших предложений и при условии, что восточно-галицийский вопрос в договоре не будет затронут, но в той или иной форме, в качестве уступки нам, будет признана независимость Украины и Белоруссии. Я указал, какова наша последняя граница, и заявил, что это предложение, вероятно, неприемлемо, но что я его сообщу своему правительству.

NB ||| В понедельник будет заседание главной комиссии, затем в тот же день работы комиссии по вопросам правовым, финансовым и экономическим, включение каковых в договор они считают необходимым. Вопрос о границе будет оставлен открытым до получения мной Вашего ответа. В случае принятия границы по всем остальным вопросам, по его словам, будет достигнуто немедленно соглашение, причем Домбский согласен ограничить срок работ комиссий одним-двумя днями.

NB ||| 6-7 октября, при этих условиях он обязуется подписать прелиминарий. Прошу дать ответ на это предложение непременно до понедельника.

2 октября 1920 г.

Иоффе.

Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б)

Проект

Предлагаю. П[олит]бюро постановило: принять эти условия, поручить Иоффе подписать прелиминарий1 с этой границей, если в 3-4 дня гарантируется подписание таковых прелиминарий и перемирия. В остальных пунктах прелиминарий выторговать для нас максимум3* приемлемого для поляков. Спешить. Если не подпишут в 3-4 дня, постараться подготовить возможность опубликования.

Поторговаться попробовать, чтобы не отрезали нас от Литвы, но из-за этого не срывать.

Свобода транзита и в Германию и в Литву.

Ленин4*.

Фонд 2, оп. 2, д. 430 - автограф.

1* Исправлено В.И.Лениным из: «Обруч».

2* Здесь и далее подчеркивания, отчеркивания и другие пометки принадлежат В.И.Ленину

3* В.И.Лениным переставлено из: «максимум для нас».

4* На документе имеется пометка Н.Н.Крестинского А.А.Иоффе: «Посылаю Вам принятую Политбюро директиву. Н.Крестинский».

1 Прелиминарный мирный договор между РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР с одной стороны и Польшей с другой был заключен 12 октября 1920 г. и подписан в Риге 24 февраля 1921 г.

См. также док. 255.

 

257

ЗАПИСКА Э.М.СКЛЯНСКОМУ

Конец октября — ноябрь 1920 г.

1)   Недостаточно послать дипломатический] протест.

2)    Даже лучше отсрочить его, ч[то]6ы попытаться лучше поймать Латв[ию] и Эстл[яндию].

3)    Сугубые меры принять, дабы их поймать с поличным (т[о]-е[сть] собрать больше и более доказательных улик).

4)     Принять военные меры, т[о] е[сть] постараться наказать Латв[ию] и Эстл[яндию] военным образом (напр[имер], «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу хоть на 1 версту и повесить там 100 — 1000 их чиновников и богачей)1.

Опубликовано - The Trotsky papers. 1917-1922. V. II, р. 272.

Фонд 2, оп. 2, д. 447 - автограф.

1 На территориях прибалтийских государств, вопреки заключенным с Советской Россией в 1920 г. договорам, разрешалась деятельность всевозможных бюро, занимавшихся вербовкой для пополнения армий Врангеля и вооруженных формирований Бей-Булак-Балаховича. Последние, нарушая государственную границу, вторгались в приграничные районы России с целью грабежа и террора в отношении мирного населения. Заявления Советского правительства по дипломатическим каналам не всегда достигали цели. 28 октября 1920 г. за подписью Л.Б.Красина была направлена нота правительству Великобритании, в которой говорилось: «Война с существующими правительствами (Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы — Ред.) прекращена, но состояние войны продолжает существовать... Вооруженные банды, не подчиняющиеся никакому правительству, продолжают вести враждебные действия против граждан обеих Советских республик (РСФСР и Украины — Ред.). Эти вооруженные силы, под командованием Балаховича и Петлюры, снабжаются снаряжением и вооружением державами Антанты.., поэтому эти державы являются главным образом ответственными за продолжающиеся страдания и кровопролития, причиняемые их действиями... Правительства Российской и Украинской республик примут все необходимые меры для освобождения своих стран от этих нарушителей мира и для того, чтобы положить конец их незаконным действиям... Лишь уничтожением, расформированием или сдачей вооруженных сил этих мародеров можно будет восстановить мир» (Документы внешней политики СССР. Т. III. М., 1959, с. 300-301).

В ноябре 1920 г. северо-западнее г. Мозыря частями Красной Армии банды Балаховича были разбиты, остатки перешли на территорию Польши, где 26 ноября были разоружены в присутствии представителя Советской России (см.: Правда, 1996, 27 марта).

 

258

ЗАПИСКА Э.М.СКЛЯНСКОМУ

Конец октября — ноябрь 1920 г.

...прекрасный1 план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зеленых2 (мы потом на них и свалим) пройдем на 10-20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 р[ублей] за повешенного.

Опубликовано — The Trotsky papers. 1917 — 1922. V. II, р. 278.

Фонд 2, оп. 2, д. 380 — автограф.

1 Начало записки не сохранилось.

2 «Зеленые» — партизанские отряды, сформированные из лиц, скрывавшихся от военной службы в лесах Северного Кавказа и Крыма. Многие отряды вели борьбу с белой армией.