Зиновьев Г.
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 4645

От авторов сайта: По моему самая популярная история революционной партии, рассчитанная на уровень ЕГЭ или рабочих РКМП. Становится понятно почему народ понимал большевистских агитаторов. В отличие от современных или позднесоветских. Интересен персональный расклад, кто стоял у истоков партии, и кто кем стал к 1924 году.

Г. Зиновьев

История Российской коммунистической партии (большевиков)

Популярный очерк

Читать книгу "История Российской коммунистической партии (большевиков)" в формате PDF

Отрывки из книги:

... Рабочие у станка составят теперь около 1/3 нашей партии. Ближайшая программа, программа-минимум, которую мы должны поставить себе теперь, это: не меньше чем 75% всего состава партии должны быть рабочие, в том числе не меньше чем 50 — 60%—рабочие, занятые непосредственно на производстве.

... каждый, интересующийся философией, может научиться у любого крупного материалиста эпохи Великой буржуазной революции гораздо большему, чем у некоторых новоявленных «марксистов»-ревизионистов. По этой именно причине наша партия считает безусловно необходимым переиздание, прежде всего, классиков материализма, потому что каждый из нас извлечет из них больше пользы, чем из преподносимых нам скороспелых «теорий», иногда внешне благожелательных, но ничего общего с марксизмом не имеющих.

... Мне кажется, что многие наши современные доценты, вместо того, чтобы с чванством полузнаек «критаковать" Плеханова, как они это обычно делают, поступали бы умнее, если бы они излагали и толковали новому поколению эту замечательную книгу, на которой учились целые поколения марксистов, почерпая из нее понимание основ воинствующего материализма. Политическая сторона никогда не была особенно сильной у Плеханова. Он был теоретик. Он, был тогда признанным идейным вождем партии, даже целого поколения марксистской интеллигенции и марксистских рабочих. Ленин был моложе его: он только начинал работать. И вот, оглядываясь назад, мы ясно видим теперь, как со второй половины 90-х годов установилось вначале как бы известное разделение труда между Плехановым и Лениным.

Оба они об этом никогда не договаривались, но фактически это было так. Сильной стороной Плеханова была теоретическая сторона, и он брал на себя философские бои с противником, в каковой области он был и останется несравненным мастером. Молодой же Ленин, с первых своих произведений, сосредоточил все свое внимание на социально-политических вопросах, на организации партии и рабочего класса. И в этом смысле они друг друга одно время дополняли.

... Плеханов ... сказал: «Если мы даем много идей небольшому числу людей, это—пропаганда; если мы даем одну идею большому количеству лиц,—это агитация». Это определение—классическое. В этом, действительно, отличие агитации от пропаганды.

... Отвечая им, тов. Ленин доказывал очень простую истину. Против нас,—говорил он,—огромная сила царского самодержавия, весь его аппарат, созданный им за 300 лет пребывания у власти; против нас все научные силы старой России, ее школы и печать; у нас же совсем юное рабочее движение. Если мы хотим спаять рабочую массу и слить в одно большое единое пламя отдельные огоньки, вспыхивающие то тут, то там,—нам необходим исключительный, почти чудесный аппарат, могущий все это осуществить. А для этого, в свою очередь, не менее необходимо, чтобы люди, действительно преданные рабочему классу, были нами объединены в одну организацию профессиональных революционеров, т.-е. таких людей, которые, не занимаясь ничем другим, служили бы только революции и сумели бы в условиях нелегальности, в невероятно тяжелой обстановке, создать очень сложную революционную кооперацию с точным разделением труда и владеющую искусством легкого и свободного маневрирования.

... То, что предлагали Мартов и Аксельрод, грозило нам таким же концом, какой постиг партию эсеров, которая, принимая всякого встречного, так разбухла к 1917 году, что отдельные революционеры утопали в ней, как мухи в молоке, среди гущи буржуазных демократов.

... Ленин и Плеханов резко критиковали ...: либерал на то и либерал, чтобы сегодня принять какое-угодно условие, а завтра—надуть. Рабочих надо учить недоверию,—говорили они,—а не внушать им наивные маниловские мысли, будто при помощи «условий» можно сговориться с либеральной буржуазией, желающей использовать рабочих в своей борьбе с самодержавием.

... Пораженчеством были охвачены не только обе части рабочей партии, т.-е. большевики и меньшевики, но и почти все либеральное буржуазное общество. Это явление, далеко не случайное, показывает, что в те годы, когда царизм наступал, если можно так сказать, на любимые мозоли буржуазии, то она умела итти напролом и даже допускала поражение «своего» правительства во внешней войне, лишь бы добиться уступок во внутренней политике. ... пораженчество, во время русско-японской войны, было разлито широкой волной по всей России.

... на этом конгрессе Плеханов встретился с нашим нынешним товарищем Катаямой, ... который представлял на упомянутом конгрессе японское движение. И вот между ними разыгралась тогда сцена братания: они облобызались при восторженных кликах всего конгресса, с энтузиазмом аплодировавшего пораженческой речи Плеханова.

... Лидер финских буржуазных «активистов»,... Конни Циллиакус, предложил непосредственно как Плеханову, так и заграничным представителям Бунда вступить в переговоры с агентами японского правительства о помощи русской революции деньгами и оружием.

Мартов добавляет, что это предложение было отвергнуто. Это верно. Когда русские революционеры, и даже часть русской буржуазии, выступили определенными пораженцами, тогда японцы и некоторые их наемные агенты сделали попытку забросить к нам удочку: так как вы стоите за поражение царской монархии, то, если хотите, мы охотно вас поддержим деньгами и оружием. Само собой разумеется, что все такие предложения отвергались с негодованием нашей организацией и всеми честными революционерами, а также меньшевиками и Плехановым. Большевики говорили: мы против русского царя, но это не значит, что мы за японского монарха. Но это все же не мешало всем нам—в том числе и меньшевикам—быть пораженцами.

... Большевики, устами тов. Ленина, возражали им следующее:—И мы стоим за демократизм, но только тогда, когда он действительно будет возможен; теперь же демократизм был бы игрой в бирюльки, а этого мы не хотим, потому что нам нужна серьезная партия, которая могла бы бить царя и буржуазию. В настоящее время, когда мы— в подпольи, мы осуществить подлинный демократизм партии не сможем; нам нужна организация испытанных профессиональных революционеров, доказавших долгими годами работы, что они готовы отдать свою жизнь за революцию и партию; и вот таких-то людей мы возьмем и им в руки отдадим свою судьбу. При самодержавии, при его зверских репрессиях, если мы будем гнаться за выборностью, за демократизмом, мы только поможем царской шайке разбить нашу организацию и облегчим царским сыщикам и провокаторам охоту на наших единомышленников.

... Настоящий серьезный рабочий понимает, что демократизм и выборность—не самоцель, а средство для освобождения рабочего класса. Мы строим партию так, как это нам выгоднее для борьбы в данный момент. А в эту минуту нам необходима строгая иерархия и централизм.

... Основная мысль тов. Ленина заключалась в том, что нам надо оставаться с рабочим классом, быть массовой партией, не давать оттеснять себя только в подполье, не превращаться в узкий кружок. Если рабочие— в профсоюзах, то и мы должны там быть; если можно в царскую Думу послать хоть одного человека—пошлем: пусть он говорит рабочим правду, а мы будем выпускать его речи листовками; если можно что-нибудь сделать для рабочих в рабочем клубе— будем там. Мы должны использовать всякую легальную возможность, чтобы не отрываться от рабочих масс, мы должны жить их жизнью, а не превращаться только в чистых пропагандистов, которые только то и смекают, что когда-нибудь будет революция. Таких людей,—говорил тов. Ленин,—рабочие ценить не будут. Они требуют, чтобы партия была с ними связана, чтобы она была с ними на каждом повороте пути и давала ответы на все повседневные вопросы.

... Самым ярким представителем этого ликвидаторского течения среди меньшевиков был не кто иной как наш нынешний соратник и дорогой товарищ Ларин. Он был тогда крайним меньшевиком-ликвидатором, что не мешает ему теперь становиться иногда в позу представителя «левого» крыла большевизма. Всякие бывают превращения. Тов. Ларин основал тогда в Петербурге легальный журнальчик «Возрождение», который Столыпин сознательно терпел. В группу входили также Ежов, Потресов, Левицкий и другие меньшевики. Тов. Ленин прозвал эту группу меньшевиков-ликвидаторов «Столыпинской рабочей партией». И эту кличку они носили вроде печати Каина.

... В то время, после испытанного нами поражения, когда значительная часть наших сил вынуждена была уйти заграницу, когда повсюду чувствовалась деморализация,—в то время не было на местах ни одной организации, где бы не приткнулся провокатор: все друг за другом следили, один другого опасался, никто никому не верил. В литературе процветала порнография,—появился «Санин». Все это проникало и в революционные кружки. Государственная Дума стала совсем контр-революционной. Партия рассыпалась на мелкие группы. Одновременно ликвидаторская часть меньшевиков открыто пела панихиду по партии, и похоронный звон гудел в Петербурге и в Москве. И вот, в это время заговорил авторитетный для меньшевиков Плеханов, который, оставаясь меньшевиком, громил их за ликвидаторство. И его голос был великой поддержкой для большевиков, стоявших за идею подполья.

... Здесь выступали две группы большевиков: большевики-примиренцы, называвшие себя большевиками-партийцами, и мы—непримиримые большевики. Во главе первой группы стоял ряд товарищей, занимающих сейчас видное место в нашей партии (Рыков, Сокольников, нынешний финансист Владимиров, Лозовский и некоторые другие), а лидером их был Дубровинский (псевдоним «Иннокентий»)—один из лучших, преданнейших и замечательнейших по своему личному обаянию деятелей нашей партии, имеющий перед ней большие заслуги. (Он погиб в царской ссылке.) Дубровинский совершил ту крупную политическую ошибку, что в 1909-10 годах, когда необходимость разрыва с меньшевиками была уже ясна, он, ослепленный идеей единства, продолжал настаивать на том, что надо все-таки работать вместе с ними. Его группа заключила союз с меньшевиками-партийцами, объединившимися вокруг Плеханова, и выступила против нас, ленинцев.

... Только с трудом, на тех уроках, которые преподает история, рабочая масса усваивает себе, что бывают положения, когда раскол является священной обязанностью революционера, когда необходимо расколоть старую организацию, ставшую контр-революционной и повисшую, словно гири, на ногах рабочего класса.

... На «Правду» обрушились сильнейшие репрессии. Ее то и дело приостанавливали, штрафовали за каждую статью, арестовывали ее редакторов, сотрудников и служащих, так что одно время для газеты нельзя было найти даже корректора. Но героические рабочие Петербурга мужественно поддерживали «Правду», которая, несмотря на все преследования, крепла с каждым днем. Чем больше на нее сыпалось ударов, тем дороже становилась она рабочим массам, которые буквально по копеечкам собирали деньги на ее ведение и оплату штрафов и неутомимо поставляли все новых редакторов для отсидки.

 

Содержание.

Новый «Ленинский призыв» и новая глава в жизни нашей партии

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ:

Что такое партия?

Марксистское и буржуазные определения слова «партия»

Почему буржуазная наука не дает правильного определения слова «партия»?

Определение Милюкова

Формула эсеров

Класс и партия

Юбилейные даты

Процесс образования партии

Народничество

Отношение коммунистов к Великой французской революции

Отношение коммунистов к народничеству

Предъистория русского пролетариата

Кружок Чайковского

«Южно-русский рабочий союз»

Марксизм и народничество

Революционеры буржуазные и пролетарские

Борьба пролетарских революционеров с буржуазными

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ:

Спор между народничеством и марксизмом

Заблуждение народников

Пестрота народничества

Народники 70-х и 80-х годов

Кривенко

Михайловский

Короленко

Два крыла народничества

Отношение марксистов к террору

Вопрос о гегемонии пролетариата

Спор Плеханова с Тихомировым о гегемонии пролетариата

Ленин—один из отцов идеи гегемонии пролетариата

Легальный марксизм

Струве раньше и теперь

«Критические заметки» Струве

Плеханов, как теоретик, и Ленин, как политический деятель

Борьба' Ленина со Струве

Утробный период партии

Первые рабочие социал-демократические кружки в Петербурге

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Провинциальные с.-д. рабочие кружки

Бунд

Первый съезд партии

Экономизм

Источники экономизма

Деятели экономизма

Заграничный центр экономизма

Роль рабочего класса с точки зрения экономизма и большевизма

Гегемония пролетариата—власть Советам

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ:

Студенческое движение

Эволюция студенчества

Борьба царизма со студенческим движением

Студенты и эсеры

Отношение социал-демократов к студенческому движению

Революционные марксисты и студенчество

Тактика большевиков по отношению к студенчеству

«Союз освобождения» и «Союз эсеров»

Рабочие волнения в Петербурге и в других городах

Письма рабочих

Газета «Искра»

Роль и значение «Искры»

Направление и идеи «Искры»

Литературная и практическая деятельность «Искры»

«Освобожденцы» и «Искра»

Успех и влияние «Искры»

«Кустарничество»

Профессиональные революционеры

Их работа и значение для партии

Разгром организации «Искры» в Киеве

1902-й год

Ростовские события

Первый Ц. К.

Проект программы партии

Второй съезд партии

Социальный состав партии в начале 900-х годов

Спор с Бундом

Спор о первом параграфе устава партии (членство в партии)

Спор об отношении к либеральной буржуазии

Спор по поводу состава редакции «Искры»

Спор о программе партии

Плеханов о смертной казни

Плеханов—большевик

После второго съезда

ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ:

Русско-японская война

Точка зрения меньшевиков

Пораженчество

Воспоминания Гершуни

Пораженчество в романе Савинкова

Большевики и русско-японская война

Позиция меньшевиков

Предательство меньшевиков

Японофильство и большевики

Рост либерального движения

Взаимоотношения рабочего класса и буржуазии в 1904 г.

Позиция тов. Ленина

Отход от меньшевиков

Спор о демократизме внутри партии

Засилье меньшевиков

Бюро Комитетов Большинства (Б. К. Б.)

9-ое января

Значение 9-го января

Споры вокруг лозунга «временное революционное правительство».

Точка зрения меньшевиков в вопросе о лозунге «временное революционное правительство»

Третий съезд большевиков в Лондоне и первая конференция меньшевиков в Женеве

Вопрос о всеобщей забастовке

Вопрос о вооруженном восстании

Заслуги третьего съезда

Вопрос о вооружении рабочих

Комиссия Шидловского

Булыгинская Дума

Октябрьские события 1905 г.

Декабрьское (1905 г.) вооруженное восстание в Москве

ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ:

Опыт революции 1905 г.

«Новая Жизнь» и «Начало»

«Перманентная революция»

Причины неудачи движения 1905 г.

Результаты 1905 года

Формула: «1847 или 1849 год?»

Объединение большевиков с меньшевиками

Победа меньшевистской тенденции

Тактика большевиков

Дальнейший спор о «47-м или 49-м годе»

Ответственное (кадетское) министерство

Разгон первой Думы

Лондонский съезд 1907 г.

Центральный Комитет Лондонского съезда

Третья Дума

Спор об использовании легальных возможностей

«Ликвидаторство»

Ликвидаторы и буржуазия

Меньшевики-партийцы

Плеханов—«Певец подполья»

«Отзовизм»

«Ультиматизм»

«Богостроительство»

Борьба с отзовизмом и другими течениями

ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ:

Парижская Конференция 1908 года.

Последний объединенный пленум Центрального Комитета

События на Лене. Оживление рабочего движения

Газета «Звезда»

Роль и значение «Звезды»

Большевистская конференция в Праге

Ее состав и результаты

Основание петербургской «Правды»

Четвертая Дума

Провокатор Малиновский

Раскол думской фракции

«Августовский блок»

Спор о частичных требованиях

Вопрос о демократической республике

Эволюция большевизма

Победа «Правды»

Война и революция

Война и партия

Арест членов Ц. К. в Петрограде и его процесс

Единый буржуазно-меньшевистский фронт

Военно-промышленные комитеты

Циммервальдская конференция

Тов. Ленин в Швейцарии

Пути большевизма и меньшевизма

«Течение центра»

Засилье социал-шовинизма

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Манифест Российской Социал-Демократической Рабочей Партии.

Манифест Ц. К. Р. С.-Д. Р. П.

Трудящимся Союза Социалистических Советских Республик .

Большевики и гегемония пролетариата.

Программа Российской Коммунистической Партии (большевиков)

Устав Российской Коммунистической Партии (большевиков)