Истмат
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 2479

Русские крестьяне о смерти Ленина

Сообщество Истмат

Советская власть, в отличии от царской России, чутко держала руку на пульсе общественного мнения, а потому органы ВЧК, ГПУ, НКВД, а позже МВД и КГБ регулярно докладывали об умонастроениях низов на верх. Благодаря этому свойству советской власти нынешние исследователи гораздо больше знают о советском времени, чем о дореволюционном.

Вот, что ВЧК докладывало о том, что народ думал о смерти вождя мирового пролетариата В.И.Ленина.

 

Особо следует отметить слухи о том, что после смерти т. Ленина следует ожидать раскола в партии, перемены в области нэпа и войны к весне. Разговоры идут также о том, кто будет преемником т. Ленина. Распространяются также слухи, что т. Троцкий ранен Зиновьевым на одном из партийных заседаний, что т. Троцкий не болен, а арестован, что т. Троцкий поссорился с Калининым (39-я типография, Бухаринский трамвайный парк и др.).

Среди крестьян-огородников дер. Кожухово наблюдаются разговоры: «Тов. Троцкий и т. Буденный начинают скандалить и скоро будет переворот».

 

Распространение ложных слухов продолжается. Среди обывателей распространяется новый слух, что т. Ленин умер уже 6 месяцев тому назад, и все время находился замороженным и только благодаря требованиям съезда советов62, чтобы т. Ленин был им показан живым или мертвым, пришлось заявить о его смерти. В связи с указанными слухами наблюдается усиленная выемка вкладов из сберегательных касс (Почтамт).

 

На постоялых дворах и в чайных, где преимущественно останавливается крестьянство, из разговоров последних видно, что большинство крестьян сожалеют о смерти т. Ленина; заметно их беспокойство о том, сумеют ли коммунисты теперь, без т. Ленина, дальше продолжать работу в деле строительства [социализма]. Некоторые говорят, что «наверное, Троцкий будет на месте т. Ленина» и что «если Троцкий будет на месте т. Ленина, то уже такой жизни, пожалуй, не будет». Другие говорят, что «помощником Ленина был т. Калинин, тоже хороший человек рабочий, вот, наверное, он и будет работать на месте т. Ленина».

 

24 января с.г. по уезду проходили конференции, на которых зачитывался бюллетень о смерти нашего вождя т. Ленина, и, когда оратор зачитал сообщение, то можно было наблюдать, как в некоторых местах крестьяне, не сдерживая слез, плакали, как дети. Все конференции прошли спокойно и носили траурный вид. А когда докладчику задавали вопросы, что, кто будет на месте умершего т. Ленина, и когда докладчик отвечал, что пока неизвестно, то крестьяне говорили, нет и не найти такого, как т. Ленин, и когда вопрос был поставлен о выборе делегатов на похороны т. Ленина, то многие крестьяне заявляли, зачем вы ограничиваете количество делегатов, ибо мы все желаем проститься с нашим дорогим вождем т. Лениным. [В] Колтовской вол. крестьянами был дан наказ, передать рабочим г. Москвы: «Что мы, крестьяне Колтовской вол., считаем, что умер Ленин, но жива его идея, что мы всегда будем поддерживать рабочих».

 

...Богатищевская вол. Сообщение о смерти т. Ленина поразило все население волости. Крестьянство страшно жалеет т. Ленина, никаких агитаций на этот счет нет.

 

Растовецкая вол. В с. Толканове о смерти т. Ленина узнали утром 23 января, и собравшись у крестьянина того же села Венина Игната, который говорил: «Что вот, один был коммунист, который не воровал, и тот умер, и теперь у нас все развалится». На что ему его сосед Шишков отвечал: «Зачем же, ведь т. Ленин целый год уже как болел, а дело идет и налаживается». И вот при встрече с гражданином Шишковым в разговоре с ним он сказал, что лучше бы Шишков умер, чем Ленин, но в общем можно сказать, что со смертью Ленина у крестьян складывается впечатление, что будет какой-нибудь переворот, что касается авторитетом т. Ленин среди крестьян пользуется как никто.

 

Михневская вол. Сообщение о смерти В.И.Ленина пришло 22 января с.г. Многие рабочие, приезжавшие на праздник в деревню, старались уехать в этот вечер в Москву, дабы проститься со своим вождем т. Лениным, но им не удалось, настроение рабочих и крестьян было уже подавленное сожалением о смерти т. Ленина за исключением одного зав[едующего] складом МСПО при станции Михнево, Родионова Владимира Ивановича, который, говоря, что нет у нас теперь главного, и выразил свое желание выбрать на место т. Ленина из беспартийных. После чего в чайной МСПО некто гражданин Баранов (сын дьякона) говорил, что умер мыслитель, остались теоретики.

 

Желевская вол. 22 января по волости стали ходить слухи о смерти т. Ленина и вечером того же числа получена телеграмма, подтверждающая слухи. Председатель ВИКа ничего не предпринял для извещения населения волости и только по требованиям некоторых товарищей сказал, ладно, сообщу, поэтому уловить настроение крестьянской массы не удалось. Только в чайной при станции Желево владелец чайной Кузнецов говорил: «Довольно морочить нам головы, Ленин умер два месяца тому назад, а хоронят его сейчас для того, чтобы съезд избрал нового комиссара».

 

...Везде крестьянство сожалеет о смерти Ленина, как защитнике крестьянства, наиболее чуткого к их нуждам. В Орловской и Смоленской губерниях отмечается, что смертью т. Ленина опечалено даже более состоятельное крестьянство. На траурных собраниях крестьяне часто требуют упоминания т. Ленина в церквях (Марийская обл.), крестятся на его портрет, желая ему «царство небесное» (Смоленская губ.). Некоторые губернии свидетельствуют о значительном сдвиге в сторону соввласти в деревне даже со стороны элементов, до того выражавших недовольство соввластью (Вятская, Смоленская, Брянская губернии). Масса слухов, распространенных в деревне, сводится к тому, что Ленина «отравили за то, что он защищал крестьянство» (Московская, Костромская губернии), выражается беспокойство, что у власти станут евреи. И положение крестьянства со смертью Ленина ухудшится...

 

Настроение в первые дни по смерти Ильича характеризуется общей печалью и подавленностью всех слоев населения независимо от их классовой принадлежности и национальности, что доказывается чрезвычайными, по своей многочисленности, траурными демонстрациями, в которых принимали участие даже торговцы, шедшие в отдельной колонне (Баку).

 

В дальнейшем настроение уже резко дифференцируется по классовому признаку.

Менее глубокое впечатление оставила кончина Ленина на крестьянстве, что объясняется, главным образом, вообще характерной для них пассивностью в вопросах политического характера.

Влияние антисоветского элемента отмечается сильнее в среде крестьянства, хотя бы тем, что здесь больше всего распространялись и принимались за истину всякого рода провокационные слухи: отравление Ленина, убийство Каменевым Троцкого, Ленин умер от последствий венерической болезни, и что он умер давно, но это держали в тайне, что Ленин убит Троцким, что скоро будет конец власти и т.д. и т.п.

 

Во многих уездах Армении крестьяне с грустью говорили, что единственным защитником их являлся Ленин, которого они лишились, и полагают, что их положение изменится к худшему. В некоторых уездах еще до дня похорон местное население с разрешения комиссии по проведению траурных дней устраивало церковные панихиды и затем шествия по улицам с портретом т. Ленина. В день похорон в центр (Эривань) съезжались из уездов крестьянские массы всех национальностей.

 

В некоторых районах Грузии, например, Кутаисском у., известие о смерти т. Ленина несколько затормозило сбор налога; объясняется это тем, что крестьяне при крупных событиях всегда ждут каких-либо послаблений в области обложения налогами, почему они и воздержались вносить своевременно налог.

 

Настроение торговой буржуазии и купечества охарактеризовалось боязнью отмены нэпа, введения военного коммунизма и аннулирования всех привилегий, связанных с нэпом. Дальнейшие же мероприятия СССР в области международных взаимоотношений и признания Союза западными государствами положительным образом повлияли на торговцев, и в настоящее время никаких опасений с их стороны не высказывается (Азербайджан).

 

Шовинистическая часть грузинской интеллигенции считала, что со смертью Ленина увеличились шансы на восстановление независимости. Влияние антисоветских партий, как указано выше, успеха не имело. Федералисты выпустили прокламацию: «Ленин умер, спасай Грузию». Активное выступление имело место в Боржоми, где неизвестными были сняты траурные флаги с железнодорожной станции.