Иванский А.И.
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 2228

От авторов сайта: для обязательного ознакомления интересующимся вопросами образования в РИ.

А. И. Иванский

Илья Николаевич Ульянов

По воспоминаниям современников и документам

1963

Читать книгу "Илья Николаевич Ульянов" в формате PDF

Отрывки из книги:

Книга журналиста А. И. Иванского рассказывает, как жил и работал отец великого Ленина Илья Николаевич Ульянов, энтузиаст народного просвещения, человек светлой души и самоотверженного труда, сыгравший большую роль в воспитании молодого Ленина в духе благородных, возвышенных идеалов. Книга целиком построена на документальном и фактическом материале. Повествование в ней ведется от лица современников И. Н. Ульянова: его родных, друзей, сослуживцев, знакомых. Их воспоминания расположены таким образом, что оставляют у читателя впечатление цельного, законченного произведения. Большинство воспоминаний стало библиографической редкостью и почти не известно широкому читателю. Многие архивные материалы публикуются впервые.

... Дед Ильи Николаевича (по матери) Алексей Лукьянович Смирнов был астраханским мещанским старостой.

... СВИДЕТЕЛЬСТВО

Предъявитель сего, Илья, Николаев сын, Ульянову сын астраханского мещанина, имеющий ныне от роду восемнадцать лет, обучался в Астраханской гимназии с 7-го сентября 1 1843 по 10-е июня 1850 года; во все время учения своего был поведения отличного, и в преподаваемых предметах оказал успехи:

В законе божием, священной и церковной истории отличные,

Русской грамматике и словесности отличные,

Математике отличные,

Физике отличные,

Истории хорошие,

Географии хорошие,

Законоведении отличные.

В языках:

Французском отличные,

Немецком хорошие,

В рисовании, черчении и чистописании отличные.

В удостоверение чего, с утверждения г. попечителя Казанского учебного округа от 6 июля 1850 года за № 2875, дано ему, Ульянову, сие свидетельство за надлежащим подписанием и с приложением гимназической печати, но с тем, что ему, Ульянову, как происходящему из податного состояния, не предоставляется тем никаких прав для вступления в гражданскую службу.

Астрахань. Июля 19 дня 1850 года.

Подлинное подписали: ...

... Оканчивавшие Астраханскую гимназию и поступавшие затем в университет в то время исчислялись единицами. В 1850 году только один Илья Николаевич из четырех окончивших гимназию поступил в университет.

... Крепко засело и чуть ли не до настоящей минуты живет во мне чувство какой-то вечной тревоги и томительного ожидания, что вот-вот кто-нибудь остановит, накричит и оборвет за такие пустяки, как расстегнутый крючок или пуговица, несвоевременная отдача чести, или за длинные волосы, считавшиеся несомненным признаком вольнодумства. Везде и всюду, на улице, в стенах университета, даже в театре, студент волей или неволей изображал какого-то напуганного зайца и прежде всего думал о том, чтобы как-нибудь не попасться на глаза начальству...

... ...«Податное состояние» затруднило ему (Илье Николаевичу.— А. И.) получение стипендии при поступлении в университет. На ходатайство директора Астраханской гимназии о предоставлении стипендии Ульянову, как «даровитому мальчику», не имеющему никаких средств, чтобы продолжать образование, последовал ответ попечителя Казанского учебного округа, в котором указывалось, что стипендии имеют целью «облегчить лишь чиновникам способы к воспитанию детей. Но дли приема Ульянова, принадлежащего к мещанскому сословию... в число стипендиатов... нет достаточного основания». И поступив на физико-математический факультет1 Казанского университета «на своем содержании», Илья Николаевич в значительной степени сам зарабатывал средства к жизни, давая частные уроки.

... Вначале Илья Николаевич собирался поступить на юридический факультет, но затея решил пойти на физико-математический. Для того чтобы быть зачисленным в университет, ему нужно было выписаться из податных и представить увольнительное свидетельство с обязательством от мещанского общества принять на себя платеж податей и отправление рекрутской повинности. Астраханская городская дума выдала И. Н. Ульянову такое свидетельство, но вместе с. тем сообщила, что он может считаться уволенным лишь до новой переписи лиц «податного состояния». Учебную администрацию это не удовлетворило, и зачисление Ильи Николаевича в университет 30 сентября 1850 года состоялось лишь условно. Переписка между Астраханской думой и Казанским университетом по этому поводу длилась более полугода. Лишь 3 февраля 1851 года И. Н. Ульянов был утвержден в числе студентов.

... В 1851 году на 2-й курс физико-математического факультета вместе с Ильей Николаевичем перешло 9 студентов; в 1852 году со 2-го на 3-й курс переведено 5 студентов; в 1853 году с 3-го на 4-й курс — всего 3 студента (в том числе и Илья Николаевич).

Чтобы студент мог поехать в другой город, он был обязан иметь на руках отпускной билет, полученный от университета.

... Отпускной билет подписал инспектор студентов. В примечании к билету указано: «Уволенный Ульянов, на основании § 18 инструкции инспектора студентов императорского Казанского университета, обязан явиться в губернских городах к директору училищ и почетным попечителям, а в уездных городах к уездным предводителям или градоначальникам, и, получив от них при отъезде свидетельство о своем поведении, по возвращении предъявляет оное вместе с билетом инспектору студентов или исправляющему ого должность». Возвратившись из Астрахани, И. Н. Ульянов предъявил инспектору скрепленное подписью и печатью директора училищ Астраханской губернии свидетельство, удостоверявшее, что он «во время пребывания в г. Астрахани вел себя отлично» (там же).

... В 1854 году Казанский университет по разряду физико-математических наук закончило 5 человек. Трое из них (Илья Ульянов, Николай Пасмуров и Алексей Урванцов), «окончившие курс с отличными успехами и поведением», удостоились звания кандидата. Остальные два (Виктор Замошников и Андрей Заурих) получили звание действительного студента.

... Наша бабушка со стороны матери была немка, и мать воспитывалась в значительной степени в немецких традициях, из которых первой была елка. Это была необходимая принадлежность встречи праздника в каждой мало-мальски состоятельной немецкой семье, даже если она состояла из одних взрослых. Перенесенная в Россию как детская забава, в странах германских она являлась принадлежностью культа и зажигалась обычно в канун праздника в сочельник. Так повелось это и у нас. Ею встречался праздник, дети получали подарки и со своей стороны передавали родителям какие-нибудь предметы своего мастерства пли читали заученные для них стихотворения. Так как отец мой был религиозен, то он ходил обычно в этот вечер ко всенощной, куда брал позднее с собой и нас, старших, и елка зажигалась уже по возвращении из церкви. В ранние же наши годы она зажигалась, очевидно, до службы. Таким образом, в нашей жизни сталкивались два культа; хотя, конечно, елка выветривалась уже до поэтической встречи праздника в своей семье. Мать моя, как все выросшие не в чисто национальной семье, не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую, в Симбирске также имевшуюся. И для нее уже елка была, очевидно, поэтической традицией детства,— не больше.

... Источником содержания начальных училищ, за весьма немногими исключениями, служил сбор с крестьян, весьма разнообразный, от 10 до 20 коп(еек) с души...

Вознаграждение преподавателям было крайне скудное, средним числом 67 р(ублей) 94 к(опейки) на школу, то есть на жалованье законоучителю и учителю. Самое большее жалованье было 150 руб (лей), законоучителю — 90 руб (лей), но таких школ находилось в губернии 10; во многих же училищах оно доходило до невероятного размера — 25 р(ублей), а в женских —до 15 руб(лей).

После инспекции симбирской губернии выяснилось, что часть школ существует только на бумаге, з/п же учителей присваивают батюшки и матушки, дети необучены даже необходимым молитвам. В 7 образцовых училищах обучаются 85 учеников. (блин! 85 учеников на 7 двухклассных училищ!!!!!) а спец налог у крестьян на образование брали независимо от того, учат его детей или нет.

Кстати, картавость Ленин унаследовал именно от папы

... Данные, собранные им в 1869 г., показали, что школ в Симбирской губ(ернии) не 683, как значилось на бумаге по данным 1866 г., а лишь 463.

... О содержании занятий на педагогических курсах дает представление расписание уроков на 1869 год, согласно которому к нервом отделении кроме практики был 21 учебный час в неделю. Из них на русский язык отводилось 3 часа, на арифметику — 3 часа, историю — 2 часа, географию — 2 часа, педагогику — 2 часа, черчение — 2 часа, пение — 2 часа, закон божий — 2 часа, физику — 1 час, естествознание — 1 час, чистописание — 1 час. Кроме того, курсанты изучали основы землемерия и переплетного дела.

... В настоящее время благодаря заботам симбирского городского общества 2 приходских училища — мужское и женское — открываются в здешней местности и таким образом дается возможность детям здешних жителей получить начальное образование, дающее с введением всеобщей воинской повинности право на сокращение службы на 2 года.

Именно двенадцатилетний Александр настоял, чтобы Володю не отдавали в приготовительный класс гимназии.