Гиндин А.
Родительская категория: Статьи
Просмотров: 3829

А. Гиндин

Как большевики национализировали частные банки

(Факты и документы послеоктябрьских дней в Петрограде)

1962

 

Читать книгу "Как большевики национализировали частные банки" в формате PDF

 От авторов сайта: Обязательно рекомендуем планирующим в будущем заняться национализацией банков ознакомится. Оказывается это сложное дело. И этим тоже занимался Ленин, заранее готовясь. В общем без национализации банков национализация промышленности не получается.

Отрывки из книги:

...В настоящей книге рассказывается о том, как с первых же дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции большевики под руководством В. И. Ленина подготовили, осуществили и завершили национализацию акционерных коммерческих банков в Петрограде.

Изложение ведется в хронологической последовательности с Октябрьских дней 1917 г. до середины 1918 г. ... Данная работа является продолжением книги автора «Как большевики овладели Государственным банком», выпущенной Государственным финансовым издательством в 1961 г. ... В книге использованы документы из архивов, газетные статьи того времени, воспоминания автора и других участников событий.

... Центром, где банкиры координировали свою деятельность и разрабатывали общую линию поведения, был Комитет съездов представителей акционерных коммерческих банков.

... Комитет съездов, разместившийся в роскошном помещении на Фонтанке, 15, в 1917 г. собирался весьма часто — не меньше двух раз в неделю, а после октябрьских дней ежедневно, а иногда даже два раза в день.

... 26 октября банкиры... вынесли решение обеспечить чиновников всех министерств трехмесячным содержанием при условии полного неучастия их в какой бы то ни было государственной и административной работе при Советской власти. В тот же день служащие ряда министерств (финансов, труда, продовольствия, путей сообщения, просвещения), а также Госбанка, Экспедиции заготовления государственных бумаг, Главного казначейства приняли предложение банкиров и по призыву образовавшихся стачечных комитетов объявили забастовку в знак протеста против появления комиссаров. Они решили не исполнять своих обязанностей и не передавать их представителям Советской власти.

... «Частные банки закрыты. Служащие и директора собираются, но дверей банков для публики не открывают. Рабочие лишены возможности получить заработанную плату, так как банки денег не выплачивают по чекам заводов и фабрик. Такое положение терпимо быть не может.

Рабочее и Крестьянское правительство предписывает открыть завтра, 31 октября, банки в обычные часы, с 10 час. утра до 2 с половиной часов дня.

В случае, если банки не будут открыты и деньги по чекам не будут выдаваться, все директора и члены правлений банков будут арестованы, во все банки будут назначены комиссары временного заместителя народного комиссара по Министерству финансов, под контролем которого и будет производиться уплата по чекам, имеющим печать подлежащего фабрично-заводского комитета.

Для обеспечения порядка во все банки будут введены достаточные воинские караулы.

Все слухи, распространяемые буржуазией, о конфискации капиталов ложны. Ничего, кроме мер, обеспечивающих интересы вкладчиков путем строжайшего учета и контроля над деятельностью банков, не предполагается».

... Лишь 17 ноября, т. е. через три недели после победы Октябрьской революции, Совнарком получил из Госбанка первые 5 млн. руб. для своих нужд.

... В ночь на 29 ноября был арестован стачечный комитет Союза союзов. Начались аресты крупных чиновников министерств и Госбанка. Незадолго до этого была распущена Городская дума и ликвидирован «Комитет спасения родины и революции».

... Вот, например, одно из писем, поступивших в Смольный, датированное 11 декабря:

«Настоящим довожу до вашего сведения:

  1. Во всех частных банках сего числа производится сбор денег на формирование юнкеров по постановлению якобы профессионального союза служащих кредитных учреждений.
  2. 15 декабря подготовляется всеобщая забастовка всех служащих как кредитных учреждений и так равно разных предприятий. Примите строгие и срочные меры...

Мы служащие разных банков умоляем вас спасите завоеванную нашу народную революцию, снимите с учетов всех предателей. Они хуже директоров тормозят все дело.

Кроме того, в каждом банке торгуют спекулянты мукой, сахаром, маслом и тому подобное.

Председатель собрания мелких служащих (подпись неразборчива)» (ЦГАОР и СС, ф. 336, on. 1, ед. хр. 8, л. 102).

... Естественно, что в этих условиях большевистской партии и Совнаркому приходилось всю работу по подготовке занятия банков и их национализации проводить секретно. В противном случае частные банки, «готовясь» к национализации, приняли бы меры, чтобы запутать бухгалтерские книги, растащить банковские документы, увезти имеющееся золото и деньги из кладовых, опустошить стальные ящики (сейфы), где буржуазия хранила свои ценности, и т. д.

... По плану Ленина в один день нужно было занять все банки вооруженной силой, а уже потом на заседании ВЦИК принять декрет о национализации их. В каждый банк должен быть назначен комиссар. В Петрограде в то время было 28 акционерных банков и банкирских домов, которые намечалось занять1. Самая большая трудность была с кадрами комиссаров-большевиков, знакомых с банковым делом. В банках их насчитывалось единицы. Их нужно было собрать и использовать для этой работы. Нужно было также привлечь к работе служащих, не желавших участвовать в саботаже и забастовках, которые организовывали руководители Кредиттруда.

... В. И. Ленин еще в период керенщины давал отдельным большевикам — банковским работникам указание о необходимости присматриваться к людям, служившим в банках, с тем, чтобы привлечь сочувствующих большевикам к работе по национализации банков после того, как власть перейдет к Советам. В этом отношении представляет интерес следующее воспоминание старого большевика Д. М. Соловей.

«К концу мая и началу июня 1917 г. было созвано Всероссийское совещание работников кредитных учреждений, т. е. частных коммерческих банков. Количество большевиков на этом Всероссийском совещании можно было перечесть на пальцах одной руки. Ощущая себя недостаточно «мощной» группой, мы решили позвонить Владимиру Ильичу и попросить его совета, как нам держать себя на этом совещании? Принял он нас в редакции газеты «Правда», в подвальном помещении здания на Мойке. Обстановка была исключительно скромная, если не сказать больше. Владимир Ильич выслушал все, что происходило на этом Всероссийском совещании кредитных работников; мы ему охарактеризовали всю подготовительную работу к совещанию. На самом совещании было большинство работников обывательского состава, часть же работников, которая фактически руководила этим совещанием — меньшевики и эсеры. Затем Владимир Ильич любовно с некоторой улыбкой спросил нас: «Что же вы хотите на этом совещании сделать, каковы ваши намерения?». Мы ему доложили, что наше основное намерение: проникнуть в состав президиума.

Улыбнувшись нашей наивности, Владимир Ильич сказал: «Мой вам совет: во-первых, выясните у делегатов совещания о настроениях на местах, как среди банковских работников, так и среди всей массы, с которой они постоянно соприкасаются. Во-вторых, — рекомендовал нам Владимир Ильич, — выясните настроения самих делегатов и определите, кого из них можно приблизить к нам, кого можно будет использовать в будущем, когда власть перейдет в руки Советов. Банковскому аппарату придется служить советскому государству».

... Приказ тов. Рыжкову

14 декабря с. г. в 10 час. 15 мин. с отрядом в 125 чел. занять Петроградский международный коммерческий банк, находящийся на Невском проспекте, д. 58.

  1. Занять все входы и выходы.
  2. Обезоружить стражу в вестибюле, при кассе...
  3. Поставить караул у касс, кладовых, главном операционном зале и обеспечить безопасность ящиков.
  4. Расположить караул во всех местах.
  5. Вывесить объявление о закрытии банка до завтра, т. е. на один день.
  6. Вызвать всех директоров, главного кассира и главного артельщика.
  7. Потребовать сдачи ключей комиссару по его указанию.
  8. Устроить общее собрание служащих с комиссаром.
  9. В случае отказа сдать ключи и дела, принять меры для отобрания их и не выпускать никого из здания впредь до распоряжения комиссара.
  10. Подготовить все необходимое для функционирования банка на другой день.
  11. Оставить сильную охрану, внутреннюю и внешнюю; об исполнении донести в штаб — Мойка 67.

Н. Подвойский»

... В инструкции указывалось время занятия банков с точностью до минуты. К инструкции прилагались планы банковских помещений, на которых были помечены все входы и выходы. Все три банка, выходя главными подъездами на Невский проспект, имели запасные выходы на прилегающие улицы».

... Чтобы директора банков не могли между собой поддерживать связи во время операции по занятию банков, из Смольного было дано секретное распоряжение на телефонную станцию выключить 14 декабря телефоны всех банков с 10 часов утра до 2 часов дня.

... Решено было 23 декабря выплатить жалование тем служащим, кто приступит к работе, остальным не платить; объявить служащим, что всем, кто будет работать, будут выданы 31 декабря наградные в размере месячного жалования; сообщить им, что с 15 декабря они все считаются на государственной службе и никто из них без собственного желания уволен не будет.

... Намечена была следующая линия поведения. Руководителям Кредиттруда предложить объявить всеобщую забастовку и ни в коем случае без согласия банкиров не становиться на работу. Самим же избрать более гибкую тактику. Было вынесено решение всем банкирам подчиниться требованию о сдаче ключей, отправить делегацию для переговоров в Госбанк, чтобы установить пределы контроля над деятельностью банков, добиваться освобождения арестованных банкиров.

... Большевистским комиссарам в этом окружении капиталистов приходилось соблюдать особую бдительность. Был ряд случаев, когда капиталисты пытались получить незаконно крупные суммы и с этой целью предлагали комиссарам взятки. Отдельные факты подобного рода даже разбирались на заседании Совнаркома. Так, 19 декабря на заседании Совнаркома пунктом 16 разбиралось «сообщение т. Аксельрода  о попытке подкупа его представителем Русского торгово-промышленного банка (фамилия неизвестна), предлагавшего ему 1 миллион руб.»2. ...

Некий спекулянт Шик явился в Русско-азиатский банк и предложил комиссару выдать ему деньги за соответствующее «вознаграждение». Комиссар арестовал негодяя и отправил его в тюрьму.

... Вот почему банкиры не жалели средств, чтобы поддерживать саботажников. Они долгое время обеспечивали их жалованием, причем, как правило, банкиры каждого банка поддерживали своих служащих.

В Сибирском торговом банке, например, это делалось так. Как и до занятия банка под руководством зав. административным отделом С. Козлова составлялись ведомости на зарплату, печатали их машинистки у себя на дому. Была специальная группа раздатчиков денег. Деньги раздавались секретно, в разных местах, преимущественно на улицах: в Михайловском сквере, под колоннами Казанского собора, в Румянцевском сквере (Васильевский остров) и т. д. Чтобы не было скопления публики, деньги выдавались по отделам в разные дни и часы.

... Большинство служащих банков получало от банкиров тайно зарплату при помощи Кредиттруда примерно до середины марта 1918 г.

 

Якобы-"ленинская гвардия", в лице лозовского и рязанова, занимая высшие посты в профсоюзах, выступали в вопросе национализации банков на стороне частных банков против действий Ленина.

... В связи с этим, когда было занято помещение кредиттрудовцев, они обратились в Петроградский Совет профсоюза за помощью и под его нажимом помещение было вновь освобождено. В ВЦСПС в это время секретарем был С. А. Лозовский (1878—1952 гг.), а во главе Петроградского Совета профсоюзов стоял Д. Б. Рязанов (1870—1938 гг.). Оба они хотя и были в большевистской партии отстаивали идею о нейтральности профсоюзов. Лозовский 10 и 20 декабря выступил в органе ВЦСПС — «Профессиональный вестник» (№ 7 и 8) с клеветническими статьями против действий Совнаркома.

В. И. Ленин был возмущен ренегатскими статьями Лозовского и в конце декабря сам написал большой проект решения ЦК РСДРП (б) об исключении его из партии (Ленинский сборник, XXXVI, стр. 24). Лозовский был тогда исключен из партии и вновь был принят только в декабре 1919 г. вместе с возглавляемой им группой социал-демократов интернационалистов. С 1921 по 1937 г. был генеральным секретарем Профинтерна. С 1939 по 1946 г. — зам. наркома (потом министра) иностранных дел.

Как мы увидим дальше, Д. Б. Рязанов тоже активно помогал кредиттрудовцам и его деятельность в этом направлении вызвала резкую отповедь В. И. Ленина и Совнаркома. Через некоторое время Рязанов вышел из партии из-за несогласия по вопросу о Брестском мире. Затем вновь вступил. В 1931 г. был из партии исключен.

... Путем убеждений, индивидуальных бесед комиссарам и отдельным большевикам в банках удавалось постепенно склонить в ряде банков к работе 2—3—5 служащих и начать борьбу против саботажа внутри союза.

... В этот же день в «Правде» за подписью народного комиссара финансов и управляющего Комиссариатом бывших частных банков было помещено объявление о назначении 23 декабря в пяти банках ревизии стальных ящиков2. В объявлении указывалось, что владельцы ящиков от № 1 до 100 включительно обязаны явиться с ключами в названные банки к 10 часам утра. Ящики владельцев, не явившихся без уважительных причин, будут по истечении трехдневного срока подвергнуты вскрытию особой комиссией на предмет полной конфискации содержимого.

И действительно, 23 декабря в этих пяти банках началась первая ревизия стальных ящиков согласно декрету ВЦИК, принятому 14 декабря. В этом декрете указывалось, что золото в монетах и слитках должно быть конфисковано в фонд государства. ...

Из всех банков в Петрограде стальные ящики имелись только в 12 банках и 5 обществах взаимного кредита. Всего в них было свыше 35 тыс. стальных ящиков1 2. Ящики эти, как правило, арендовались представителями буржуазии и зажиточных слоев населения. В них арендаторы хранили, кроме личных драгоценностей (бриллианты, жемчуг, золотые и серебряные вещи и т. д.), различные ценные бумаги, документы, секретные письма и т. д. Помимо золота и серебра в слитках, буржуазия хранила в них наличные деньги и валюту, которые она хотела спрятать от обложения, от кредиторов или суда, а также полученные в результате официально недозволенных темных махинаций. ...

Все, что подлежало конфискации, должно было отправляться в Госбанк, причем составлялся акт, который подписывался присутствующими. О конфискации ценностей владельцу выдавалась расписка. Все, что не подлежало конфискации, возвращалось владельцу ящика, или оставлялось по его желанию в сейфе.

... До начала марта во всех банках комиссары не вскрывали ящиков, давая возможность приходить с ключами их владельцам, которые не смогли явиться в назначенное время. С самого начала ревизии «Правда» регулярно печатала объявления с указанием, владельцам каких номеров ящиков, в какое время и в какой банк нужно явиться.

... Наличными деньгами из сейфов на текущие счета их владельцев на 22 января 1918 г. поступило 1 622 379 руб.

... Так, на заседании Совнаркома 20 января рассматривался вопрос о рекомендации, выданной П. Е. Дыбенко некоему Ковальскому на получение золотых монет из сейфа. Совнарком вынес решение: «Поручить тов. Менжинскому довести до сведения тов. Дыбенко, что Совет народных комиссаров считает всякие рекомендации со стороны народных комиссаров недопустимыми вообще. Тов. Дыбенко же просить представить в Совет народных комиссаров свои объяснения по данному конкретному случаю»2.

... Совнаркому стало известно, что на текущем счете в Петроградском международном коммерческом банке, принадлежащем б. главе Временного правительства «социалисту» А. Ф. Керенскому, хранится 317020 руб. Совнарком 4 января постановил конфисковать их вместе с хранящимися на текущем счете Керенского в Госбанке 1 157 714 руб. и перевести на текущий счет Совнаркома.

... Иностранным посольствам, миссиям и т. д. выдача денег с их текущих счетов в бывших банках была приостановлена. В «Правде» Народный комиссариат иностранных дел официально объявил, что «применение этой меры будет продолжаться до тех пор, покуда народные деньги, внесенные за границей в иностранные банки прежним правительством, не будут в полном распоряжении правительства Российской советской республики».

... Ряд банкиров согласились работать во вновь созданных отделениях. Например, уже весной 1918 г. в Первом отделении в качестве товарища управляющего работал б. директор Русско-азиатского банка А. Э. Соловейчик; в Третьем — б. директор Азовско-донского коммерческого банка А. П. Розенштейн и т. д.

... 25 апреля народный комиссар просвещения А. В. Луначарский прислал в Комиссариат бывших частных банков удостоверение за своей подписью, в котором было написано: «Чек на сумму руб. 23 000 (двадцать три тысячи руб.) с текущего счета № 013525 Маркуса Давыдовича Шкаффа на Петроградский торговый банк прошу беспрепятственно оплатить, так как сумма эта представляет собой трудовой заработок художников товарищей: Рериха, Кустодиева, Альтмана и Лансере, который в свою очередь составляет их единственные средства к существованию» (ЦГАОР и СС, ф. 2324, on. 1, ед. хр. 18, л. 70). На это письмо было отвечено, что чек может быть оплачен на общих основаниях, т. е., что владелец счета может по нему получать 750 руб. в месяц и 150 руб. на неработоспособного члена семьи (там же, л. 45).

... Однако ликвидация дел бывших частных банков двигалась очень медленно. Малоопытные в сложных банковских расчетах комиссары с трудом осваивали всю «балансовую премудрость» банка, а «специалисты» выдвигали все новые и новые «вопросы», тормозившие якобы проведение слияния балансов. Кроме отмеченных нами подобного рода «вопросов», они настаивали на том, чтобы одновременно с составлением баланса производилась его оценка. На деле это затянуло бы на долгое время слияние балансов.

... Ряд большевиков— банковских работников — в это время ушли на фронт защищать Родину от интервентов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I Акционерные банки в Петрограде накануне Великого Октября

II В послеоктябрьские дни

III Восемь дней под контролем Государственного банка

IV Секретная подготовка

V События 14 декабря

VI Первые операции по-новому

VII Лицо саботажников и борьба с ними

VIII Ревизия стальных ящиков

IX Четыре отделения Государственного (народного) банка

X Центральное контрольное бюро

XI Маневры саботажников и их разгром

XII Пути завершения национализации и привлечение буржуазных специалистов

XIII Последние балансы частных банков