Родительская категория: Ленин ПСС
Категория: В. И. Ленин Неизвестные документы (1891-1922)

77

ПИСЬМО Д.Б.РЯЗАНОВУ1

23 августа (5 сентября) 1914 г.

Неггn Goldendach. Testarellogasse 3/12. Wien. XIII/7.

Ulianow bei Beksadian, Bolleystrasse (Bolleystr.). 40. Zurich1*.

5/IX

Lieber Freund!

Heute, sind wir in Zurich angelangt. Entschuldigen Sie uns: wir konnten nicht (obwohl wir bis Donnerstag in Wien waren) Sie nochmals besuchen. Die Reise gut; in Innsbruck und Feldkirch fordert man Legitimationen. Fur Eintritt in die Schweiz fordert man Passe: ich bin dennoch ohne Pass eingelassen worden. Radomyslski soil dises alles tiberlegen. Beste Griisse von mir und meiner Frau an Ihre Frau und Sie.

Wl.Uljanow

Фонд 2, оп. 1, д. 3358 — автограф.

Перевод

Дорогой друг!

Сегодня мы прибыли в Цюрих. Простите нас: мы не смогли (хотя до четверга находились в Вене) еще раз Вас посетить. Поездка [прошла] хорошо; в Инсбруке и Фельдкирхе требуется удостоверение личности. Для въезда в Швейцарию требуются паспорта: я, однако, был впущен без паспорта. Радомысльский должен это все как следует обдумать. Наилучшие приветы от меня и моей жены Вашей жене и Вам.

Вл. Ульянов.

1* Надпись на конверте.

1 26 июля (8 августа) 1914 г. В.И.Ленин был арестован в Новом Тарге по обвинению в шпионаже в пользу России и заключен в местную тюрьму. По решению краковского военного прокурора 6 (19) августа Ленин был освобожден. Получив разрешение австро-венгерских властей он с семьей выехал в Швейцарию. По пути останавливался в Вене.

 

77а

НЕКРОЛОГ «РОМАН ВАЦЛАВОВИЧ МАЛИНОВСКИЙ», НАПИСАННЫЙ В.И.ЛЕНИНЫМ И Г.Е.ЗИНОВЬЕВЫМ

5-7 (18-20) октября 1914 г.

Роман Вацлавович Малиновский1

Газеты принесли известие, что Р.В.Малиновский убит на Галицийском театре войны. Сложив депутатские полномочия, он потерял иммунитет и в отношении призыва в войска, и, в качестве запасного, он должен был вступить в ряды действующей армии.

По жестокой иронии судьбы Малиновскому — поляку по происхождению — пришлось пасть в рядах войск Николая Романова, боровшихся за захват Галиции. Он, так ненавидевший российский деспотизм и с такой любовью относившийся к польским рабочим и крестьянской бедноте, он должен был пойти под командой царских генералов на несчастную Галицию.

Трудно говорить о заслугах Малиновского пред русским рабочим движением после того громадного урона, который он нанес с.-д. делу своим внезапным сложением думских полномочий в мае этого года. Но одно мы обязаны выполнить в особенности после его смерти. Это — уберечь его память от злостной клеветы, очистить его имя и его честь от позорящих наветов.

Да, Малиновский совершил в мае 1914 г. непростительный грех пред рабочим движением. И за это наша партия беспощадно осудила его самой тяжкой карой — поставила его вне рядов. Но — Роман Малиновский не опозорил «гражданский сан», он был честный человек, и обвинения против него в политической нечестности были грязным вымыслом.

И Малиновский был не только честный человек, он был талантливый работник пролетарского дела. Тысячи человеческих слабостей были не чужды ему. Но он был отмечен искрой таланта. И талант свой — крупный талант агитатора и трибуна — он отдал на служение нашему великому пролетарскому делу. И то, что сделал Роман Малиновский за недолгие годы своей с.-д. деятельности (1906—1914), то, что он сделал, в особенности, с 1912 по май 1914 г., не пропадет даром и не забудется ни одним участником с.-д. движения.

Когда думаешь о Романе Малиновском, невольно приходит на память характеристика, данная одним из вождей австрийской с.-д. недавно убитому товарищу Шумейеру, известному венскому народному оратору и депутату. Ег hatte alles vom Agitator und nichts vom Organisator (у него были все данные агитатора и никаких данных организатора) — было сказано о покойном Шумейере. То же можно сказать о Романе Малиновском. У него тоже были все данные крупного агитатора и никаких данных организатора. Но условия нашей русской партийной жизни существенно отличаются от западной Европы. При наших условиях работы такому деятелю, как Малиновский, пришлось нести на себе всякую работу — в том числе и такую, на которую он был органически неспособен. Это выбивало его из колеи, лишало его уравновешенности, наживало ему врагов... И это несомненно тоже способствовало ускорению того личного кризиса, который надломил Малиновского и заставил его совершить политическое самоубийство.

Легко представить себе душевное состояние Малиновского после того, как он понял, каким непоправимым шагом было его сложение депутатских полномочий. У него бывали минуты глубочайшего уныния, когда он совершенно переставал верить в себя и готов был наложить на себя руки. Но бывали и минуты другие, когда в нем просыпался прежний Малиновский, когда он говорил: я еще найду в себе силы еще послужить рабочему делу и 10-20 летней работой заглажу свой грех перед партией... И, глядя на этого выдающегося, талантливого работника, так хотелось, чтобы случилось именно последнее.

Кровавая война неожиданно решила и этот вопрос...

* * *

Сейчас не время подробно останавливаться на т[ак] наз[ываемом] «деле» Малиновского. Мы уполномочены только заявить следующее. Комиссия, назначенная Ц[ентральным] к[омитет]ом РСДРП, после тщательного расследования и опроса ряда свидетелей единогласно пришла к безусловному и непоколебимому убеждению в том, что Р.В.Малиновский был политически честным человеком и что легенда о провокации создана сознательными клеветниками. Некоторых из клеветников комиссия установила поименно. И в свое время они будут пригвождены в печати. Газеты утверждают, что пред тем, как пойти в огонь, где Малиновский и пал, покойный послал кому-то из близких письмо, в котором заявляет, что прощает клеветников. Это было его дело. Но партия одинаково обязана как защитить честь умершего бывшего своего члена, так и разоблачить приемы, глубоко позорящие тех, кто прибегает к ним в политической борьбе.

Опубликовано — «Социал-Демократ», № 33, 1 ноября 1914 г. (н. ст.).

Публикуется по тексту газеты.

1 Некролог написан В.И.Лениным и Г.Е.Зиновьевым по получении ложных известий русских и иностранных газет о гибели Р.В.Малиновского. В мемуарах Зиновьева по этому поводу сказано: «В № 33 нашего "Социал-Демократа" (помечен 1 ноября 1914 г.), т.е. первом номере нашего ЦО после начала войны, помещен некролог "Роман Вацлавович Малиновский". Он написан как раз, когда газеты принесли известие о том, что Малиновский убит на фронте. Некролог написан Ильичем и мною. Каждое слово в нем, конечно, было тщательно обдумано. Этот документ лучше всего показывает, что же именно думал тогда Ильич (и я) о Малиновском после всего поронинского разбора дела...» (Известия ЦК КПСС, 1989, № 6, с. 199-200).

См. также док. 76

 

78

ПИСЬМО ЧЛЕНАМ СКАНДИНАВСКИХ РАБОЧИХ ПАРТИЙ

Конец ноября 1914 г.

An die Genossen der skandinavischen Arbeiterparteien

Werte Genossen!

Der Vorzeiger dieses, Genosse Alexander, ist einer unseren besten Freunde, der sich jetzt in besonders schwieriger Lage befindet dank der Verfolgungen der Sozialdemokraten in Russland. Ich bitte Sie daher ihn moglichst zu helfen namentlich eine Summe Geld zu leihen.

Mit Parteigruss im Auftrage des Centralkomitees der S.-D. A.-P. Russlands

N.Lenin.

Wl.Uljanow. Distelweg, 11. Bern.

Опубликовано — Meddelande fran Arbetarrorelsens Arkiv och Bibliotek. № 2-3, 1977, с. 69.

Фонд 2, оп. 3, д. 842, л. 38 — фото с автографа — иллюстрация в журнале.

Перевод

Товарищам скандинавских рабочих партий

Дорогие товарищи!

Предъявитель сего, товарищ Александр, является одним из наших лучших друзей, который теперь находится в особенно тяжелом положении вследствие преследований социал-демократов в России. Поэтому я прошу Вас помочь ему насколько возможно, а именно одолжить некоторую сумму денег.

С партийным приветом по поручению Центрального комитета РСДРП.

Н.Ленин.

Вл.Ульянов. Дистедьвег, И. Берн.

 

79

ПИСЬМО К.Б.РАДЕКУ

Позднее 12 (25) сентября 1915 г.

Lieber Radek!

Danke fur R[esolutions] ent[wurf]1.

Bitte nicht vergessen die Erklarung (zu fordern von Balabanoff: kann man das nicht schriftlich tun?).

Brief von Grimm v[on] 25/IX bekommen2. Sie auch? Wir glauben ausfuhrlich zu antworten3 (Ihren werden das zeigen).

An Idioten Hollander (Tribune)4 mussen Sie unbedingt ein Ultimatum schicken:

entweder unterschreiben sie unseren Entwurf, Projekt des Man[ifestes]5 u[nd] senden einen Vertreter in die cerweiterte kom[mission]»6 eine Gruppe der belgischen Internationalisten bilden (in Holland) oder wir brechen definitiv mit diesen Narren. Unertraglich!!

Gruss! Ihr Lenin.

Фонд 2, оп. 1, д. 3760 — автограф.

Перевод

Дорогой Радек!

Благодарю за проект резолюции1. Прошу не забыть о заявлении (потребовать от Балабановой: нельзя ли это сделать письменно?).

Письмо от Гримма от 25/IX получил2. Вы тоже? Мы думаем ответить подробно3. (Вам покажем).

Идиотам голландцам («Трибуна»)4 Вы непременно должны послать ультиматум: либо они подпишут наш набросок, проект ман[ифеста]5, направят представителя в «расширенную ком[иссию]»6, и образуют группу бельгийских интернационалистов (в Голландии), либо мы окончательно порвем с этими дураками. Невыносимо!!

Привет! Ваш Ленин.

1 Очевидно имеется в виду проект резолюции левых социал-демократов «Всемирная война и задачи социал-демократии», внесенный на международной социалистической конференции в Циммервальде 5-8 (18-21) сентября 1915 г. Сохранились гранки проекта с уточнениями формулировок, замечаниями и рекомендациями, сделанными В.И.Лениным (см.: РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 1, д. 3694). Ленин просил Радека прислать экземпляр проекта, а также копию заявления группы левых делегатов с мотивировкой голосования за Манифест конференции. (См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 49, с. 146, 153).

2 Письмо от 12 (25) сентября 1915 г. не найдено. Известно, что в нем Р.Гримм от имени ИСК предлагал создать расширенную ИСК и просил направить в нее представителей ЦК РСДРП.

3 Ответом явилось письмо В.И.Ленина Р.Гримму (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 32-36).

4 «De Tribune» — газета левого крыла Голландской социал-демократической рабочей партии. Выходила с 1907 г. по 1937 г.

5 Имеется в виду проект манифеста Циммервальдской конференции, внесенный левыми делегатами. (См.: Ленин В.И. Соч. 2-е изд. Т. XVIII, с. 417-419).

6 Расширенная комиссия — имеется в виду Интернациональная социалистическая комиссия (ИСК) в Берне — исполнительный орган, созданный Циммервальдской конференцией в составе Р.Гримма и О.Моргари.

А.И.Балабанова работала в секретариате конференции.

 

80

ПИСЬМО Р.В.МАЛИНОВСКОМУ

31 октября (13 ноября) 1915 г.

Неrrn Roman Malinowski. Maunschaftsgefangenenlager, Truppe- nubungsplatz.

(Батал[ьон] 2, рота 8, барак 43)

Alten-Grabow. Deutschland. 13.XI.1915.

Дорогой друг! На днях получил случайно Ваш адрес и спешу черкнуть Вам несколько слов. Надеюсь, получите это письмо с не очень большим опозданием и ответите мне, как живете, целы ли и здоровы? Не надо ли чего? Можно ли Вам послать что-либо и в чем нуждаетесь? Читаете ли русские газеты и книги? Как посылать их?

Я живу с женой (теща1 умерла полгода назад) здесь в Берне уже второй год. Жена очень просит Вам кланяться, знакомые тоже. От друзей, оказавшихся в Сибири, имел недавно вести, и недурные2. Итак, жду скорого ответа, желаю от души здоровья и бодрости.

Ваш В.Ульянов.

Wl. Ulianow, Seidenweg. 4а. III. (bei Fr. Schneider), Bern (Schweiz).

Опубликовано — «Исторический архив», 1995, № 4, с. 9.

Фонд 2, оп. 1, д. 27136 — автограф.

1 Е.В.Крупская.

2 Возможно имеются в виду письма А.Е.Бадаева, посланное 23 сентября (5 октября) 1915 г. из г. Енисейска (РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 5, д. 609) и Л.Б.Каменева (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 49, с. 153). В Сибири в это время находились большевики-депутаты IV Государственной думы и редактор «Правды» Л.Б.Каменев, сосланные в августе 1915 г., члены ЦК РСДРП Я.М.Свердлов, И.В.Сталин и др.

 

81

ПИСЬМО Р.В.МАЛИНОВСКОМУ

9 (22) декабря 1915 г.

22/XII 1915.

Дорогой друг Роман Вацлавович! Получил Ваше письмо1 и передал здешнему комитету Вашу просьбу о присылке кое-каких вещей. Получил от них — через посредство знакомого товарища — сообщение, что Вам все послано. Черкните, получили ли?

Очень рады были узнать, что у Вас есть там библиотека и возможность заниматься, читать лекции. Если будет возможность, недурно бы попытаться, буде это разрешено, устроить анкету среди пленных по вопросу об их политических взглядах и симпатиях в связи с их социальным положением. Вероятно, вообще у Вас масса интересных материалов и наблюдений.

Надеюсь, что Вы здоровы и сохраняете бодрость. Пишите о себе и кланяйтесь вашим друзьям, которые наверное имеются и в новой обстановке вместе с Вами.

Н[адежда] К[онстантиновна] очень кланяется.

Ваш В.Ульянов.

Ulianow. Seidenweg. 4а. Bern. Schweiz.

Опубликовано — «Исторический архив», 1995, № 4, с. 10.

Фонд 2, оп. 1, д. 27137 — автограф.

1 Письмо Р.В.Малиновского В.И.Ленину не найдено.