Родительская категория: Ленин ПСС
Категория: В. И. Ленин Неизвестные документы (1891-1922)

1919 год

155

ЗАПИСКА С.И. АРАЛОВУ1

1 января 1919 г.

Прошу принять меры, чтобы по приложенной телеграмме следствие было назначено построже и поавторитетнее в партийном смысле, об исполнении и об итогах уведомите.

Фонд 2, оп. 1, д. 8093, л. 3 - машинописный текст.

1 Записка В.И.Ленина посвящена делу П.А.Кобозева; она процитирована в докладе военного следователя Революционного военного трибунала Реввоенсовета Республики Пешехонова председателю Революционного военного трибунала К.Х.Данишевскому от 18 января 1919 г. Копия доклада послана В.И.Ленину 5 февраля 1919 г.

Следователь Пешехонов, выполнив распоряжение В.И.Ленина, сообщал, что на квартире П.А.Кобозева в Арзамасе некоторое время находилось 50 пудов белой муки, а в связи с переездом в Самару жена Кобозева — Алевтина Ивановна передала ее коменданту штаба Восточного фронта В.И.Пэалпу. Вся мука предназначалась столовой штаба Восточного фронта, кроме — 6-8 пудов для семьи Кобозева. В заключении следователь констатировал, что не усматривает «признаков преступного деяния» со стороны Кобозева.

15 февраля 1919 г. П.А.Кобозев постановлением СНК был освобожден от обязанностей члена Реввоенсовета Республики (см.: Декреты Советской власти. Т. IV, с. 672).

 

156

ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРЯМОМУ ПРОВОДУ С АРТЕМОМ (Ф.А.СЕРГЕЕВЫМ)

6 января 1919 г.

Текст Ф.А.Сергеева

Тов. Ленину

Не натягивайте чересчур струны, попытка Льва Борисовича1* навязать нам Антонова во что бы то ни стало вызовет конфликт, какого еще не бывало; против Антонова Украинский ЦЕКА, правительство, партия, массы, командный состав, а также Вы и главком2*, но Лев Борисович уперся; выход один - Антонова убрать, если Вы не уберете, он будет убран без Вас, тогда предавайте нас партийному суду. Вчерашнее совместное заседание ЦЕКА и правительства решило требовать еще раз, ясно последний раз, его удаления1.

От ЦЕКА Украины, временного правительства, по поручению Артем.

Ждем у аппарата ответа.

Текст В.И.Ленина

Харьков. Артему

Я сейчас осведомлюсь еще раз, но мне кажется, что смещение Антонова решено. Дайте адрес, по которому я пошлю через час телеграмму Вам, если окажется, что дело не вполне решено.

Ленин.

Текст Ф.А.Сергеева

Наш адрес: Харьков, вокзал, Южный телеграф. Артему. Ваши указания принимаем [к] срочному исполнению.

Артем.

Текст В.И.Ленина

Харьков. Артему.

Сию минуту узнал, что окончательное решение нашего ЦЕКА следующее: Вы можете назначать командующим кого угодно только не Ворошилова, с тем непременным условием, чтобы фактическим главнокомандующим был Глаголев. Прошу обратить серьезнейшее внимание на Харьковский паровозостроительный завод. Нам во чтобы то ни стало надо пустить его в ход тремя сменами, ибо иначе нельзя спасти нашего транспорта2.

Ленин.

Фонд 2, оп. 1, д. 8179 — телеграфный бланк.

1* Л.Б.Каменева

2* И.И.Вацетис

1 Постановлением Революционного военного совета Республики 4 января 1919 г. В.А.Антонов-Овсеенко был назначен командующим Украинским фронтом, а В.П.Глаголев — начальником штаба Украинского фронта. 18 января 1919 г. на имя В.И.Ленина, Я.М.Свердлова, И.В.Сталина и А.З.Каменского поступило сообщение о решении ЦК КП Украины назначить председателем правительства Украины Ф.А.Сергеева (Артема) и Реввоенсовет Украины в составе М.Л.Рухимовича, К.Е.Ворошилова и В.И.Межлаука. ЦК КП Украины заявил еще раз протест против назначения Антонова-Овсеенко командующим Украинским фронтом, тем не менее Антонов-Овсеенко оставался на этой должности до 15 июня 1919 г. ЦК КП Украины согласился с назначением Глаголева. На бланке сообщения имеется резолюция Ленина: «Свердлову тотчас» (РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 1, д. 8331).

Председателем Всеукраинского ЦИК на III съезде советов Украины (6—10 марта 1919 г.) был избран Г.И.Петровский.

См. также док. 163.

2 Совет Рабоче-Крестьянской Обороны 27 января 1919 г., заслушав вопрос о посылке работников в Харьков, постановил: «а) Затребовать от посланных в Харьков инженеров отчета о состоянии паровозостроительного завода в Харькове, б) Обязать их немедленно пустить в ход завод, хотя бы в прежнем масштабе» (РЦХИДНИ, ф. 19, оп. 3, д. 15, л. 2).

 

157

ТЕЛЕГРАММА Г.Е.ЗИНОВЬЕВУ

7 января 1919 г.

7.1. 1919 г.

Петроград. Смольный. Зиновьеву

Члены Ч[езвычайной] к[омиссии] детскосельской Афанасьев, Кормилицын и другие изобличены по словам Луначарского в пьянстве, насиловании женщин и ряде подобных преступлений; требую арестовать всех обвиняемых, не освобождать никого, прислать мне имена особых следователей, ибо если по такому делу виновные не будут раскрыты и расстреляны, то неслыханный позор падет на питерский совет комиссаров. Афанасьева арестовать.

Предсовнаркома

Ленин.

Фонд 2, оп. 1, д. 8196 — автограф. 158

 

158

ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПЕТРОГРАДСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ1

10 января 1919 г.

Петроград. Председателю Чрезвычайком

Немедленно сообщите, почему генштаба Суворов содержится под домашним арестом и не может выехать из-за этого на фронт. Ответ не позднее завтрашнего дня по телефону.

Предсовнаркома.

10/I - 1919 г.

Фонд 2, оп. 1, д. 27035 — копия (делопроизводственный отпуск).

1 В конце 1918 г. Петроградская ЧК арестовала группу (8 человек) офицеров бывшего Генерального штаба. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны 8 января 1919 г. обязал ВЧК в трехдневный срок сообщить о предъявленных офицерам обвинениях (см.: Декреты Советской власти. Т. IV, с. 599-600). В числе арестованных был М.Н.Суворов. Преступная деятельность офицеров Л.В.Квитницкого и К.И.Жихора была признана доказанной, остальные были освобождены.

 

159

ПЕРЕПИСКА С Я.М.СВЕРДЛОВЫМ

Позднее 12 января 1919 г.

Записка Л.А.Фотиевой В.И.Ленину

Владимир Ильич.

Не забудьте переговорить со Свердловым о мандате Иоффе1.

Записка В.И.Ленина Я.М.Свердлову

В Совете Обороны мы наметили Иоффе для посылки в Питер (к[а]к единственный] авторитет и для Зин[овье]ва) навести порядок.

Записка Я.М.Свердлова В.И.Ленину

Не возражаю, но думаю, что это не имеет смысла, никаким авторитетом в глазах Зиновьева Иоффе не является и подпадет быстро сам под влияние Зин[овьева]. Я бы считал наиболее целесообразным послать на продолжительное время в Белоруссию, а Крест[инского] не посылать вовсе или послать на пару дней одновременно с Иоффе.

Фонд 2, оп. 1, д 24320 — автографы.

1 На заседании Совета Рабоче-Крестьянской Обороны 12 января 1919 г. при обсуждении вопроса о снабжении войск, базирующихся в Петрограде, было решено: «Дать мандат т. Иоффе для обследования Петроградского компрода и Военно-хозяйственного управления и для расследования причин неразгрузки вагонов» (РЦХИДНИ, ф. 19, оп. 3, д. 12, л. 2). До обсуждения этого вопроса в Совете Обороны Чрезвычайная комиссия по улучшению быта красноармейцев при СНК РСФСР передала Ленину доклад Военно-хозяйственного управления Петроградского военного округа о неудовлетворительном обеспечении продовольствием воинских частей округа (см.: там же, л. 18-20). 17 января 1919 г. Г.Е.Зиновьеву за подписями В.И.Ленина и Н.П.Брюханова была послана телеграмма с предписанием принять срочные меры к разгрузке 1250 вагонов с продовольствием, скопившихся на станциях Петроградского узла (см.: В.И.Ленин. Биографическая хроника. Т. 6, с. 438).

 

160

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МОСКОВСКОЙ ОБЩЕГОРОДСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РКП(б)1

18 января 1919 г.

1) С[овет] Н[ародных] Комиссаров] v[ersu]s Ц[ентральный] И[сполнительный] К[омитет].

2)1* чрезв[ычайный] налог

отобр[ание] оружия

«соглашение]» с ме[ньшеви]ками

3) «демократический] ц[ентрали]зм»

4) бюр[о]к[рати]зм.

Фонд 2, оп. 1, д. 8321 — автограф.

1* Далее В.И.Лениным зачеркнуто: «дел».

1 На Московской общегородской конференции РКП(б), проходившей во 2-м Доме советов (Москва, Театральная пл., д. 2), В.И.Ленин выступил в 16 часов 18 января 1919 г.; краткий газетный отчет о его выступлении был опубликован в газете «Правда» № 19, 28 января 1919 г. (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 428-429). См. также: Ленинский сборник XXIV, с. 286.

 

161

ПИСЬМО Н.А.РОЖКОВУ

29 января 1919 г.

29/I 1919.

Николай Александрович!

Очень рад был Вашему письму — не по его содержанию, а по тому, что надеюсь на сближение благодаря общей фактической почве советской работы.

Положение не отчаянное, а только трудное. Но теперь есть серьезнейшая надежда улучшить продовольствие благодаря победам над контррев[олю]ц[ионе]рами на Юге и на Востоке.

Не о свободе торговли надо думать — именно экономисту должно быть ясно, ч[то] свобода торговли при абсолютном недостатке необходимого продукта равняется бешенной, озверелой спекуляции и победе имущих над неимущими. Не назад через свободу торговли, а дальше вперед через улучшение гос[ударственной] монополии к социализму. Трудный переход, но отчаиваться непозволительно и неразумно. Если бы беспартийная или околопартийная интеллигенция, вместо серенад насчет своб[оды] торговли, составила экстренно группы, группки и союзы для всесторонней помощи продовольствию, она бы помогла делом серьезно, она бы уменьшила голод.

На счет «единоличной диктатуры», извините за выражение, совсем пустяк. Аппарат стал уже гигантским — кое-где чрезмерным — а при таких условиях «единоличная диктатура» вообще неосуществима и попытки осуществить ее были бы только вредны.

Перелом в интеллигенции наступил. Гражд[анская] война в Германии и борьба именно по линии: Советская власть против «всеобщ[его], пр[ямого], равн[ого] и тайного, т[о]-е[сть] против контрре[волюционной] учредилки» — это борьба в Германии даже самые упрямые интеллигентские головы прошибает и прошибет. Со стороны виднее. Nul n'est prophite en son pays1*. У себя в России считали это «только» «дикостью» большевизма. А теперь история показала, что это всемирный крах буржуазной демократии и буржуазного парламентаризма, что без гражд[анской] войны нигде не обойтись (volentem ducunt fata, nolentem trahunt)2*, придется интеллигенции придти к позиции помощи рабочим именно на советской платформе.

Тогда, думаю я, пойдут как грибы расти кружки, организации, комитеты, свободные союзы, группы, группки, группочки интеллигентов, предлагающих свою самоотверженную работу на труднейших постах продовольственной и транспортной работы. И тогда мы на месяцы сократим и облегчим муки родов. А родится нечто удивительно хорошее и жизнеспособное, как эти муки ни тяжелы.

Привет Н.Ленин.

Опубликовано — «Родина», 1992, № 3, с. 49 (с разночтениями).

Фонд 2, оп. 1, д. 8492 — рукописная копия.

1* Несть пророка в отечестве своем (лат.)

2* Желающего судьба ведет, нежелающего судьба тащит (лат.).

1 Публикуемое письмо В.И.Ленина является ответом на следующее письмо Н.А.Рожкова:

«Петроград, Нижегородская], 12, кв. 73.

11 янв[аря] 1919.

Владимир Ильич, я пишу Вам это письмо не потому, что надеюсь быть Вами услышанным и понятым, а по той причине, что не могу молчать, наблюдая положение, которое мне кажется отчаянным, и должен сделать все зависящее, чтобы предотвратить угрожающие несчастья. Должен предпринять даже безнадежную попытку.

Хозяйственное, в частности, продовольственное положение советской России совершенно невозможно и с каждым днем ухудшается. Близится конечная страшная катастрофа. Не буду сейчас говорить о причинах ее в общехозяйственном смысле, — об этом, если Вы того паче чаяния пожелаете, можно написать особо, — пока же буду вести речь только о продовольственном вопросе. Положение здесь таково, что, напр[имер], половина населения Петрограда обречена на голодную смерть. При таких условиях Вы не удержитесь у власти, хотя бы никакие империалисты и белогвардейцы Вам непосредственно и не угрожали. Вам, экономисту, это должно быть понятно.

Не помогут и все Ваши угрозы заградительными отрядами: в стране господствует анархия, и Вас не испугаются и не послушают. Да если бы и послушали, то ведь дело не в этом, — дело в том, что вся Ваша продовольственная политика построена на ложном основании. Кто мог бы возражать против государственной монополии торговли важнейшими предметами первой необходимости, если бы правительство могло снабдить ими население в достаточном количестве? Но ведь это невозможно, Вы этого не можете и не сможете. Нельзя же, не рискуя собственным существованием, брать на себя ответственность за дело заведомо безнадежное. Сохраните Ваш аппарат снабжения и продолжайте его использовать, но не монополизируйте торговлю ни одним предметом питания, даже хлебом. Снабжайте чем можете, но разрешите вполне свободную торговлю, диктаторски предпишите всем местным советам снять все запрещения ввоза и вывоза, уничтожьте все заградительные отряды, если нужно, даже силой. Без содействия частной торговой инициативе Вам, да и никому, не справиться с неминуемой бедой. Если Вы этого не сделаете, — сделают Ваши враги. Нельзя в XX веке превращать страну в конгломерат средневековых замкнутых местных рынков: в наше средневековье, когда население в пределах нынешней Советской России было в 20 раз меньше, это было естественно. Теперь это — вопиющая нелепость.

Мы с Вами разошлись слишком далеко. Может быть и даже всего вероятнее, мы не поймем друг друга. Но положение, по-моему, таково, что только Ваша единоличная диктатура может пересечь дорогу и перехватить власть у контрреволюционного диктатора, который не будет так глуп, как царские генералы и кадеты, по-прежнему нелепо отнимающие у крестьян землю. Такого умного диктатора еще пока нет. Но он будет: "было бы болото, — черти найдутся". Надо перехватить у него диктатуру. Это сейчас можете сделать только Вы, с Вашим авторитетом и энергией. И надо сделать это неотложно и в первую голову в наиболее остром продовольственном деле. Иначе гибель неизбежна. Но, конечно, этим ограничиваться нельзя. Надо всю экономическую политику перестроить, имея в виду социалистические цели. И опять-таки нужна будет для этого диктатура. Пусть съезд советов облечет Вас чрезвычайными полномочиями для этого.

Для чего именно "этого" в смысле общеэкономической в первую голову, а затем в связи с этим и всякой другой политики, — об этом я, если хотите, напишу Вам в другой раз. Ваше дело судить и решить, нужно ли это. Мне и это письмо кажется смешным с моей стороны донкихотством. Ну, пусть в таком случае оно будет первым и последним. Н.Рожков» (РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 1, д. 1315, л. 1-4).

Письмо свое Рожков передал А.М.Горькому для посылки В.И.Ленину. К письму Рожкова Горький присоединил свое письмо. Заявляя о недопустимости разрешения свободной торговли, он в то же время поддержал мысль Рожкова о необходимости установления личной диктатуры Ленина (см.: Неизвестный Горький (к 125-летию со дня рождения). М., 1994, с. 28-29).