Содержание материала

 

§ 2. Ленин и высшее образование

При царизме высшее образование для эксплуатируемых классов было недоступно. Различные юридические и особенно фактические привилегии имущих классов в получении высшего образования чрезвычайно ограничивали доступ в университеты и другие высшие учебные заведения выходцам из рабочих и крестьян.

Придя к власти, рабоче-крестьянское правительство получршо в наследие от царизма разоренную страну. Для восстановления народного хозяйства и строительства социалистической экономики нужны были специалисты; причем, как подчеркивал В. И. Ленин, их необходимо подготовить из рабочих и трудящихся крестьян. В. И. Ленин говорил, что главное заключается в том, чтобы как можно быстрее создать новую, советскую интеллигенцию из среды трудящихся. Однако без преобразования старой высшей школы решить эту задачу было невозможно. Нужно было перестроить высшую школу, органически связать образование и воспитание с идеологией партии, с политикой Советской власти, ее конкретными задачами.

Подготовку и воспитание активных строителей коммунистического общества, создание молодому поколению благоприятных условий для получения широкого научного образования В. И. Ленин считал важнейшей задачей Советской власти.

3 июля 1918 г. Наркомпрос созвал совещание по реформе высшей школы, в работе которого приняло участие 400 делегатов от профессоров, студентов и служащих высших школ России. Среди делегатов были видные ученые — С. А. Чаплыгин, М. А. Менсбар, А. Н. Северцев и др. Совещание проходило в сложной обстановке: среди делегатов были и представители правой, кадетской части профессуры. С другой стороны, левацкие нигилистические выступления пролеткультовцев препятствовали изоляции реакционных элементов профессуры, переходу демократической его части к более тесному сотрудничеству с Советской властью. Тем не менее совещание дало важные результаты: был одобрен принцип бесплатности обучения в высшей школе, признана необходимость демократизации состава студенчества. Представитель Наркомпроса настаивал на свободном приеме всех желающих без предъявления аттестатов и приемных испытаний, что отвечало необходимости изменения социального состава студенчества, его пролетаризации. За факультетами оставлялось лишь право зачислять на специальные курсы, в лаборатории.

Однако коммунистическая партия была против резкой ломки высшей школы. М. К. Покровский в своих воспоминаниях об отношении В. И. Ленина к высшей школе писал: «Первый совет, который я от него слыхал, звучал совсем по староверчески, до неприличия архиконсервативно: «Ломайте поменьше». Это было в те дни, когда количеством лома некоторые горячие товарищи мерили достоинство советского работника. А Ильич говорил: «Чем меньше наломаете, тем лучше».

Первым шагом Советской власти, положившим начало созданию принципиально новой высшей школы, явился подписанный В. И. Лениным 2 августа 1918 г. декрет «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР» и «Постановление о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства».

 

Декрет о правилах приема в высшие учебные    заведения    РСФСР. 2  августа   1918 г.

1.    Каждое лицо независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.

2.    Воспрещается требовать от поступающих каких бы то ни было удостоверений, кроме удостоверения о их личности и возрасте.

3.    Все учебные заведения Республики, на основании декрета о совместном обучении от 27 мая 1918 г., открыты для всех, без различия пола. За нарушение указанного декрета все ответственные лица подлежат суду революционного трибунала.

4.    Произведенный уже на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 год объявляется недействительным. Новые условия приема, применительно к требованиям ныне находящегося на рассмотрении общего положения о высших учебных заведениях Республики, имеют быть опубликованными не позже 1 сентября с/г.

5.    Взымание платы за учение в высших учебных заведениях Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отменяется. Внесенная уже за первое полугодие 1918/19 учебного года плата подлежит возвращению.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Заместитель Народного Комиссара по просвещению Покровский

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич

Секретарь Совета П. Горбунов

Постановление Совета Народных Комиссаров о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. 2 августа 1918 г.

Совет Народных Комиссаров 2 августа сего года постановил: Поручить Народному комиссариату по просвещению подготовить немедленно ряд постановлений и шагов для того, чтобы в случае, если число желающих поступить в высшие учебные заведения превысит обычное число вакансий, были приняты самые экстренные меры, обеспечивающие возможность учиться для всех желающих, и никаких не только юридических, но и фактических привилегий для имущих классов не могло быть.

На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Вонч-Бруевич

Секретарь Совета Н. Горбунов

Важнейшей практической мерой широкого приобщения трудящихся к высшему образованию явилась организация подготовительных курсов для рабочих и крестьян, желающих поступить в высшие учебные заведения. Вскоре на базе этих курсов были организованы рабочие факультеты (рабфаки).

Постановление    Совета     Народных Комиссаров    о    рабочих    факультетах. 17   сентября   1920 г.

Совет Народных Комиссаров постановил:

1.    Основной задачей рабочих факультетов является широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы.

2.    Учебные планы, программы и метод преподавания на рабочих факультетах вырабатываются Народным комиссариатом просвещения по соглашению с Высшим советом народного хозяйства таким образом, чтобы познакомить слушателей с научным методом исследования и дать им достаточный запас знаний для успешной работы в одном из высших учебных заведений, подготовляющих необходимых Республике специалистов.

3.    На рабочие факультеты принимаются рабочие и крестьяне от 16-ти лет, делегированные производственными союзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами работы в деревне, волостными, уездными и губернскими исполнительными комитетаим, а также поступающие добровольно при условии представления рекомендации от народных комиссариатов или их местных органов или от какой-либо из указанных выше организаций.

Примечание. Прием на рабочие факультеты производится по особой инструкции, вырабатываемой Народным комиссариатом просвещения.

4.    Количество слушателей, ежегодно подлежащих приему на рабочие факультеты Республики, определяется Народным комиссариатом просвещения по соглашению с Народным комиссариатом труда и Высшим советом народного хозяйства.

5.    Все производственные союзы по соглашению с хозяйствующими органами и Главным комитетом по всеобщей трудовой повинности ежегодно делегируют на рабочие факультеты определенное количество слушателей из состава своих членов с полным освобождением делегированных от работы в производстве на все время пребывания их на рабочем факультете.

6. Принятые слушатели несут учебную повинность со строжайшим контролем над занятиями на основании особых правил, устанавливаемых Народным комиссариатом просвещения по соглашению с Главным комитетом по всеобщей трудовой повинности.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич

Секретарь Л. Фотиева

Рабфаки помогали Коммунистической партии революционизировать высшую школу, пополнить ее аудиторию рабочими и крестьянами.

Для коренной перестройки всей системы образования и воспитания в Стране Советов особо важное значение имели ленинские идеи и принципы, изложенные на III Всесоюзном съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. В этом выступлении В. И. Ленин показал, чему и как надо учиться, призвал молодежь учиться коммунизму, обогащать «свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», с гениальной прозорливостью определил главные задачи школы и молодежи.

В ряде работ Владимир Ильич, выступая за глубокую практическую подготовку специалистов, указывал, что высшая школа должна дать молодежи прочные научные знания. В. И. Ленин неоднократно обращал внимание на то, чтобы вся подготовка специалистов была тесно связана с запросами производства, с потребностями народного хозяйства советской республики. Этот принцип нашел, в частности, воплощение в подписанном В. И. Лениным постановлении Совнаркома «О высших технических заведениях».

Постановление Совета Народных Комиссаров о высших технических учебных заведениях. 4 июня 1920 г.

Совет Народных Комиссаров постановил:

1.    Все преподавание в высших технических учебных заведениях должно строго  соответствовать  современным нуждам РСФСР.

2.    Преподавание должно вестись на основе практического изучения производственных процессов и организации производства на государственных предприятиях. Планы работ студентов на этих предприятиях устанавливаются высшими техническими учебными заведениями по соглашению с соответствующими хозяйственными органами.

3.    Срок прохождения курса в высших технических учебных заведениях определяется в три года.

4.    Количество студентов, ежегодно принимаемых на каждое специальное отделение высших технических учебных заведений, определяется Главным комитетом профессионально-технического образования по соглашению с государственным органом, регулирующим соответственную отрасль хозяйства (Высший совет народного хозяйства, Народный комиссариат путей сообщения, Народный комиссариат земледелия).

5.    В первую очередь принимаются рабочие, получившие подготовку на рабочих факультетах, которые должны быть учреждены при всех высших технических учебных заведениях.

6.    Принятые студенты зачисляются на государственную службу и обязаны учебной повинностью со строжайшим контролем над занятиями на основании особых правил, устанавливаемых Главным комитетом по всеобщей трудовой повинности совместно с Главным комитетом профессионально-технического образования.

7.    Студенты и преподаватели в отношении снабжения приравниваются к военно-учебным заведениям, причем самые нормы устанавливаются Комиссией по рабочему снабжению при Народном комиссариате продовольствия.

Примечание. За прогульные дни студенты, помимо других мер (п. 6), лишаются пайка.

8.    В то же время высшие технические учебные заведения должны быть открыты, наряду со студентами, для всех желающих заниматься, в пределах действительной вместимости аудитории и лаборатории, причем эти лица могут впоследствии поступать студентами на отвечающий их познаниям семестр.

9.    Учет и распределение окончивших курс инженеров принадлежит Народному комиссариату труда совместно с Главным комитетом профессионально-технического образования и соответствующими хозяйственными органами.

10.    Для развития прикладных наук при кафедрах высших технических учебных заведений учреждаются исследовательские институты и при них особые исследовательские курсы для тех инженеров, которые обнаружат склонность к самостоятельной научной работе, или предназначают себя к более широкой организаторской деятельности, охватывающей одновременно несколько специальностей, или желают углубить свои научные познания по избранной специальности.

11.    Главному комитету профессионально-технического образования поручается разработать реформу в подробностях и устанавливать сроки и порядок ее проведения.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич

Секретарь Л. Фотиева

При подготовке в вузах специалистов основополагающим является указание В. И. Ленина об идейно-политической направленности обучения, о подборе преподавательского состава: «Во всякой школе самое важное — идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов». По предложению Владимира Ильича во всех вузах независимо от их специализации было введено преподавание общественных наук, ставших важным средством политического воспитания студенчества, идейной закалки молодых специалистов. В. И. Ленин настоятельно требовал, чтобы изучение общественных наук проводилось в тесной связи с практикой социалистического строительства, рекомендовал перечень дисциплин социального цикла для преподавания в вузах. Исключительно важное значение В. И. Ленин придавал подготовке преподавательских кадров, в особенности по общественным наукам. 11 февраля 1921 г. Владимир Ильич подписал «Декрет об организации в Москве и Петрограде институтов по подготовке красной профессуры для преподавания   в   высшей   школе    общественных    нау к».

Постановление Совета Народных Комиссаров об учреждении институтов по подготовке красной    профессуры. 11    февраля   1921 г.

1.    Учредить в Москве и Петрограде институты по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономии, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства.

2.    Установить число работающих в институтах красной профессуры для Москвы в 300 и для Петрограда 100.

3.    Поручить Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных инстиутуов.

4.    Обязать все советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов

За секретаря Гляссер

Постановление Совета Народных Комиссаров о плане организации факультетов общественных наук российских университетов. 4 марта 1921 г.

1.    Факультеты общественных наук имеют своей задачей создание кадров научно подготовленных практических работников социалистического строительства.

2.    В нормальный состав факультетов общественных наук российских университетов   входят отделения:

экономическое с циклом: организации промышленности, труда, снабжения   и финансово-административным;

правовое с циклом: судебным и административным; общественно-педагогическое с циклом: школьным и внешкольным.

3.    В Московском университете в составе факультета общественных наук кроме отделений, указанных в предыдущем пункте, учреждаются также отделения:

статистическое, внешних сношений, художественно-литературное.

Примечание. Прочие университеты, кроме Московского, могут организовывать перечисленные в настоящем пункте отделения лишь по особому разрешению Народного комиссариата просвещения по представлении данных о наличии достаточных преподавательских сил.

4.    Исторические и филологические отделения факультетов общественных наук при российских университетах с 1 мая 1921 г. упраздняются.

Примечание. Народному комиссариату просвещения вменяется в обязанность к этому сроку разработать план подготовки преподавателей русского, новых и местных и восточных языков.

5.    Учебные планы факультетов общественных наук разрабатываются и утверждаются Народным комиссариатом просвещения.

6.    Для разработки различных отраслей общественных наук и для подготовки высококвалифицированных научных работников по этим наукам Народному комиссариату просвещения поручается учредить научные институты по основным отраслям общественного знания.

7.    Народному комиссариату просвещения поручается в 3-месячный срок разработать положение об указанных в предыдущей статье научных институтах, а также планы научно-учебной и исследовательской работы.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров П. Горбунов

Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева

Владимир Ильич проявлял исключительную заботу об учебных планах и программах.  12 марта в газете «Известия» было опубликовано

Постановление Совета Народны хКомиссаров об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших   школах РСФСР.

I. Во всех школах РСФСР, в том числе и в специальных, вводится обязательное преподавание следующих предметов:

а)   По общественным наукам.

1)    Развитие общественных форм (1 триместр по 4 часа).

2)    Исторический материализм (1 триместр по 3 часа).

3)    Пролетарская революция (исторические предпосылки переворота, включая империализм; его формы и история в связи с историей XIX — XX вв. вообще и рабочего движения в частности) (2 триместра по 2 часа).

4)    Политический строй РСФСР (1 триместр по 2 часа).

5)    Организация производства и распределения в РСФСР (1 триместр по 2 часа).

б)   План электрификации РСФСР, его экономические основы, экономическая география России, значение и условия осуществления плана (2 триместра по 2 часа).

Примечание. Настоящий минимум по общественным наукам читается во всех отделениях всех высших школ, кроме факультетов общественных наук, на которых входящие в минимум предметы читаются в расширенном объеме.

6)    По естественным наукам.

1) Физика и космическая физика, включая геофизику (2 триместра по 2 часа).

2)    Химия (1 триместр по 2 часа).

3)    Биология (2 триместра по 2 часа).

Примечание. Настоящий минимум по естественным наукам читается во всех отделениях всех высших школ, кроме таких факультетов и отделений, на которых эти предметы проходятся в расширенном объеме.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов

Секретарь Л. Фотиева

В. И. Ленин занимался многими вопросами развития высшего образования, вникал в различные стороны деятельности учебных заведений, давал указания о снабжении их лабораторным оборудованием, о выделении необходимых помещений для вузов.

В ленинских документах сформулированы важнейшие положения о демократизации управления высшей школой. В декрете Совнаркома «О высших учебных заведениях РСФСР» определена структура руководящих коллективных органов вузов, установлена выборность профессорско-преподавательского состава, а также членов ученых советов, которым поручались общее руководство и контроль за работой вузов.

За годы Советской власти на основе ленинских принципов в нашей стране создана широкая система различных по профилю высших учебных заведений. Благодаря этому кадрами высокой квалификации обеспечены все отрасли народного хозяйства, науки, техники и культуры.