Содержание материала

 

 

В. Д. ВИЛЕНСКИИ-СИБИРЯКОВ

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ)

В анналах истории немного великих имен, которые, раздвигая национальные рамки своей деятельности, превращались из национальных героев и вождей в исторические фигуры, с именами которых связывалась история народов.

Великая французская революция вынесла на гребнях своих революционных волн, бушевавших по всей Европе, Бонапарта, который связал свое имя с историей Европы начала 19 столетия. Великий корсиканец, потрясавший мир, был авантюристом, сумевшим вскарабкаться на высоты мировой истории для того, чтобы, свалившись оттуда, разбиться вдребезги.

После великих потрясений Французской революции мировая история, подобно реке после большого половодья, влилась в русло исторической реки, которая струится через сотни рукавов национальной политики отдельных государств. Хотя рост и развитие капитализма в Европе и Новом свете в 19 столетии и пытались порвать национальные перегородки, но не смогли этого сделать: мировая история по-прежнему слагалась из суммы национальных историй отдельных народов и государств, бессильных для дел мирового значения.

История 19 и начала 20 века знала, конечно, те или иные так называемые мировые события, получавшие выражение больше в мировых скандалах, связанных с деятельностью финансового капитала, творившего политику империализма. Но это была «мировая история» особого порядка: она могла плодить всемирно известных авантюристов мелкого калибра, которые неспособны были занять в мировой истории какого-либо значительного места, а тем более вписать свое имя в мировую историю великих человеческих потрясений.

Однако XIX в. дал миру великого ученого — Карла Маркса. Маркс был участником европейских революций и свидетелем бешеного развития капитализма в Европе, в особенности в Англии, стране долгое время первенствующей среди стран развивающегося капитализма. Гений Маркса позволил ему обобщить развитие капитализма в законы развития человечества, определить роль рабочего класса в мировой истории.

Сущность марксизма — великого учения современности — заключается в том, что на арену мировой истории выдвигается пролетариат, который ведет борьбу за раскрепощение человечества от гнета эксплуатации труда капиталом.

Отсюда понятно, что дальнейшая мировая история должна быть органически связанной с рабочим классом и его организованными действиями в пользу социальной революции — переустройства капиталистического мира в соответствии с принципами справедливости и равенства.

Ленину суждено было явиться не только глашатаем идей и учения Карла Маркса, но и вождем рабочего класса, который на опыте русской пролетарской революции реализовал значительную часть теории марксизма, потряся до основания капиталистический мир. Ленин не только правильно определил основные предпосылки русской революции, не только сумел организовать русскую революцию и закрепить ее завоевания; он извлек из опыта русской революции ряд законов революционного действия — в интересах мировой революции.

Именно это сделало Ленина мировым вождем рабочего класса, именно это сделало имя Ленина популярным в самых отдаленнейших уголках земного шара. Больше того. Имя Ленина явилось призывом к революции, который гулко звучал в мировых рабочих кварталах, вызывая прилив невиданной в мировой истории энергии и силы трудящихся, которые громко заявили о своем желании переустроить капиталистический мир на новых основах.

Первая четверть 20 века — огромное половодье мировой истории, бушующая стихия революций и великих потрясений. Вождем и кормчим этой величайшей эпохи был Владимир Ильич Ленин (Ульянов).

ВМЕСТО БИОГРАФИИ ЛЕНИНА

Ленин — вождь мирового пролетариата, но глубоко прав Л. Троцкий, сказавший, что «Ленин олицетворяет собою русский пролетариат,— молодой класс, которому политически, пожалуй, не больше лет, чем Ленину от роду, но класс глубоко национальный, ибо в нем резюмируется все предшествующее развитие России, в нем все ее будущее. Ленин отражает собою русский рабочий класс не только в его пролетарском настоящем, но и в его, столь еще свежем, крестьянском прошлом».

Почему? Потому что таковы объективные условия развития России — моста между Европой и Азией, великой разнородно населенной равнины, прорезаемой Волгой, на берегах которой родился и вырос Владимир Ильич Ульянов, ставший Лениным.

Ленин вырос на русской почве.

Он слышал бурлацкий стон Волги, видел море горя народного, которое порождал царизм. Но наряду с этим молодой Ульянов видел и зарю грядущего освобождения трудящихся России: героическую борьбу народничества, ознаменовавшую восьмидесятые годы.

Героическая борьба «Народной воли» разбудила в мальчике Ульянове чувство революционера, превратившее его в Ленина.

Брат Ленина — Александр Ильич Ульянов был членом партии «Народная воля» и погиб в борьбе с царизмом. Отсюда кровная связь Ленина с русским героическим народничеством, которое дало могучий стимул для воспитания той непреклонной революционной воли, которая была одной из его отличительнейших особенностей.

Вместо того чтобы писать биографию Владимира Ильича Ленина, мы позволим себе воспроизвести два документа, которые достаточно ярко ставят биографические вехи Ленина. Первый документ — анкета для делегатов Х Всероссийского съезда РКП, которую В. И. Ленин дал как основную канву для будущего биографа .

ЛЕНИН О СЕБЕ

Год рождения.—1870.

Состояние здоровья.—Здоров.

Какие языки знаете.— Английский, немецкий; французский плохо; итальянский очень плохо.

Какие местности знаете хорошо и сколько лет там прожили.— Знаю Поволжье, где родился и рос до 17 лет,

На каких Всероссийских съездах вы участвовали.— На всех, кроме июля или августа 1917 г. (Имеется в виду VI съезд РСДРП (б), проходивший 26 июля— 3 августа (8—16 августа) 1917 г. В. И. Ленин находился в это время на нелегальном положении, скрывался близ ст. Разлив. В. И. Ленин, будучи в ссылке в с. Шушенское, не принимал также участия в работе I съезда РСДРП, состоявшегося в марте 1898 г.)

Были ли за границей.— В ряде стран Западной Европы в 1895, 1900—1905, 1908—1917 гг.

Военная подготовка.— Никакая.

Образование.— В 1891 г. окончил (сдал экстерном) петроградский университет на юридическом факультете.

Основные занятия до 1917 г.—Литератор.

Какие знаете специальности.— Никаких.

Чем занимались после 1917 г., кроме партийной, профессиональной, советской и т. п.— Кроме указанных, только литературной работой.

К какому профсоюзу принадлежите в настоящее время.— К союзу журналистов,

Работа с 1917 г.— Председатель Совнаркома и СТО.

С какого времени состоите членом РКП.—С 1894 г.

Принадлежали ли к другим партиям, если да, то к каким.— Нет,

Участие в революционном движении.

 

Когда.

Где.

В какой организации.

1892—1893

Самара.

Нелегальные — кружки

1894—1895

Петербург.

 

1895—1897

Тюрьма.

соц.-демокр., а со вре

1898—1900

Енисейская г.

мени основания Р. С.-Д.

1900—1905

За границей.

 

1905—1907

Петербург..

Р. П.— ее член.

1906—1917

За границей.

 

 

 

 

 

 

Подвергался ли репрессиям за революционную деятельность.—В 1887 г.—арест, 1895—1897—арест, 1898—1900— Сибирь, 1900— арест.

Сколько времени провели в тюрьме.— Несколько дней плюс 14 месяцев.

На каторге или ссылке.— 3 года.

В эмиграции.— 910 лет.

Второй документ—справка жандармского управления, извлеченная из одного сибирского архива (Эта справка напечатана в № 1 Сборника Истпарта Сибирского Бюро ЦК РКП в 1923 г.).

ЖАНДАРМЫ О ЛЕНИНЕ
(Справка)

«Ульянов, Владимир Ильич (кличка «Ленин»), родился в 1870 году в гор. Симбирске, помощник присяжного поверенного.

В 1887 году Ульянов за участие в студенческих беспорядках исключен из Казанского университета с воспрещением жительства в гор. Казани и с учреждением негласного надзора полиции. В 1895 году Ульянов выехал за границу по паспорту, выданному С.-Петербургским Градоначальником от 25 марта того же года за № 720 и, как состоящий под негласным надзором, помещен в циркуляр на пограничные пункты от 26 мая 1895 года за № 4254. Находясь за границей, Ульянов вошел в сношение с эмигрантом Плехановым с целью установить правильное водворение в Россию революционной литературы, а затем по возвращении в Петербург Ульянов участвовал в составлении статей для подпольной газеты «Рабочее Дело».

В 1896 году Ульянов привлекался к дознанию по делу о «С.-Петербургских преступных кружках социал-демократов». По высочайшему повелению 29-го января 1897 года Ульянов выслан в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции на 3 года.

По освобождении 29 января 1900 года от гласного надзора Ульянов подчинен негласному надзору, и по постановлению Особого Совещания 16 декабря 1899 года ему было воспрещено жительство в столицах и С.-Петербургской губернии впредь до особого распоряжения, а также в местностях фабричного района, университетских городах и в г.г. Иркутске и Красноярске с их уездами, сроком на три года.

16-го июля 1900 года Ульянов по паспорту, выданному Псковским губернатором от 5 мая за № 34, выбыл за границу, где вошел в состав «Центрального Комитета Российской Социал-Демократической Рабочей партии» и вскоре занял видное положение среди эмигрантов (циркуляр на пограничные пункты от 19 сентября 1900 года за № 2154).

В 1901 году Ульянов вместе с Юлием Цедербаумом и Потресовым приступил к изданию печатного органа названной партии под названием «Искра». В 1903 году Ульянов руководил прениями на происходившем за границей II съезде представителей социал-демократических организаций в России и за границей.

В 1907 году Ульянов присутствовал на 5-м общепартийном съезде социал-демократов, состоявшемся в Лондоне.

В октябре 1908 года Ульянов принимал участие на конференции Международного Социалистического Бюро в Брюсселе.

В 1908 году Ленин участвовал на пленарных заседаниях Центрального Комитета Российской Социал-демократической Рабочей партии, происходивших в августе того же года в Женеве, а в январе 1909 года нового стиля на общерусской конференции Социал-демократической Рабочей партии, происходившей в Париже.

Ныне Ульянов входит в состав редакции центрального органа партии «Социал-Демократ».

Приметы: рост 2 арш. 5 1/2  вершков, телосложение среднее, наружностью производит впечатление приятное, волосы на голове и бровях русые, прямые, усах и бороде рыжеватые, глаза карие, средней величины, голова круглая, средней величины, лоб высокий, нос обыкновенный, лицо круглое, черты его правильные, рот умеренный, подбородок круглый, уши средней величины».

В нашу задачу в настоящее время не входит останавливаться на биографических подробностях жизни В. И. Ленина. Но мы не можем не остановиться на тех черточках его биографии, которые связаны с арестами, тюрьмой и ссылкой.

Из приведенных выше документов видно, что В. И. Ленин неоднократно арестовывался и свыше четырнадцати месяцев провел в тюрьме. В ссылке (село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии) он пробыл до 1900 года; после ссылки эмигрировал за границу, для того чтобы там начать работу по созданию партии рабочего класса.

Тюрьма и ссылка была для многих русских революционеров школой революции, не только закалявшей, но и воспитывавшей их, обогащавшей их знания той громадной работой, которую они проделывали над собою. В тюрьме и ссылке отстаивался тот революционный опыт, который, каплями собираясь у отдельных революционеров, конденсировался в невольных местах общения русских революционеров.

Будущий историк установит, что дала ссылка Ленину. Но уже теперь мы знаем, что его основной труд «Развитие капитализма в России»* связан с тюрьмой и ссылкой. Вынужденный досуг ссылки позволил Ленину осмыслить процессы хозяйственного развития России и найти ответы на те мучительные вопросы, которые ставились тогда перед русскими революционерами.

Ленин не только понял неизбежность развития капитализма в России, но и блестяще обосновал это в своей книге, использовав все имевшиеся тогда статистические данные. Анализируя крестьянское прошлое России, Ленин пришел к выводу, что дальнейшее развитие России лежит не вне капитализма, а на путях его развития.

Ленин и эпигоны народничества

Ленин, воспитавшийся на героическом прошлом русского народничества, умел уважать подлинно революционную борьбу этого периода, но он жестоко боролся с эпигонами народничества, которые подменили подлинно революционную борьбу революционной фразеологией и путаными теориями об особых путях России в развитии мирового рабочего движения.

Блестяще доказав неизбежность капиталистического развития России, молодой Ленин четко определил те исторические задачи, которые стоят перед отдельными классами России. Вместо тумана народнических внеклассовых теорий и беспомощного лепета «легальных марксистов», Ленин уже в 1894 году, в брошюре «Что такое «друзья народа...», устанавливает, что «русский рабочий—единственный и естественный представитель всего трудящегося и эксплуатируемого населения России» . Дальше, в этой же брошюре, Ленин пишет: «Когда передовые представители его (рабочего класса.—Авт.) усвоят идеи научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу,—тогда русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции» .

Вряд ли нужно говорить, что эти слова, написанные в 1894 году, оказались пророчеством нашего времени, когда Ленин осуществил многое из того, о чем говорил и писал Ульянов.

Роль рабочего класса в истории русского революционного движения — это альфа и омега деятельности и учения Ленина. В этом —и основной пункт борьбы Ленина с его противниками, которые не верили в будущее рабочего класса в России, считая это надуманными и малопригодными для русской действительности теориями.

Всякая мысль о самостоятельной рабочей партии в России представляет собою продукт переноса чужих идей на нашу почву. Рабочий класс России не дорос до самостоятельной политической борьбы. Вот примерно те аргументы, которые приходилось парировать Ленину в борьбе с противниками.

И наоборот. Эпигоны народничества все свое внимание сосредоточивали на русском крестьянстве, пытаясь противопоставить его рабочему классу. Сейчас уже нет надобности ломать копья для доказательства, что крестьянство не могло быть самостоятельным в революции: предсказание Ленина, что во главе революции будет стоять рабочий класс, оправдалось полностью.

Русское крестьянство оказалось союзником рабочего класса. Отсюда—союз серпа и молота, так прекрасно символизирующий ту сумму сил, которая определила победу Октябрьской революции. Жизнь решила спор Ленина с эпигонами народничества в пользу учения Ленина.

Ленин, по удачному выражению Л. Троцкого, понял, что «молодой русский пролетариат мог совершить то, что совершает, только рванув за собою, на своих корнях, тяжелую глыбу крестьянства».

Это понимание сделало Ленина вождем русской революции.

Ленин и партия рабочего класса

«Революционер, счастливо соединяющий в себе опыт хорошего практика с теоретическим образованием и широким политическим кругозором»—так характеризовал Ленина, встретясь с ним за границей в 1895 году, один из основателей «Группы освобождения труда» П. Аксельрод.

Неудивительно, что этот революционер, счастливо соединяющий в себе теоретика и практика, ставил перед собой практическую задачу организации партии рабочего класса, которая смогла бы реализовать идею революционной борьбы в России.

Как организатор, Ленин выступает очень рано. Уже в 1893 году он стоит во главе самарской группы марксистов, в состав которой входят А. П. Скляренко (Попов) и И. X. Лалаянц. Осенью 1893 года Ленин переезжает в Петроград и здесь вступает в кружок пропагандистов социал-демократов, где работает вместе с П. Старковым и Запорожцем. Наконец, по возвращении из-за границы в 1895 году, Ленин, вместе с Кржижановским, Старковым, Ванеевым, Мартовым и другими, организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и подготовляет издание нелегальной рабочей газеты «Рабочее дело».

Арест, а затем ссылка в Сибирь прерывают организационную работу Ленина. Только после ссылки, в 1900 году, Ленин, за границей, вновь принимается за организационную работу, вместе с Плехановым, Аксельродом, В. Засулич, Мартовым и Потресовым. Создается революционно-марксистская газета «Искра», которой суждено было сыграть огромнейшую роль в деле кристаллизации социал-демократической мысли.

Выше мы говорили об эпигонах народничества и борьбе с ними Ленина. Не менее решительную борьбу вел Ленин с оппортунизмом «экономистов», которые на первый план выдвигали экономическую борьбу рабочего класса и недоверчиво-отрицательно относились к политической борьбе русских рабочих с самодержавием. «Экономизм» как течение в революционном рабочем движении был изжит в значительной мере благодаря беспощадной критике Ленина.

Дальнейшим этапом борьбы Ленина за партию рабочего класса России была борьба с меньшевизмом. В этой борьбе Ленин был ожесточен и непримирим. Держа курс на создание революционной партии рабочего класса, Ленин отвергал расплывчатые демократические формулы части русских социал-демократов, которые принижали классовое превосходство рабочих. Ленин спорил о профессиональных революционерах, о необходимости подготовки восстания, о временном революционном правительстве, о диктатуре пролетариата и крестьянства.

Первый съезд РСДРП происходил в 1898 году в Минске. На нем Ленин не участвовал. Второй съезд состоялся в 1903 году. Именно на этом съезде наметилось расхождение между большевиками и меньшевиками, которое позднее закончилось расколом партии. За границей в ЦК Ленин оказался в меньшинстве. Однако боевая натура Ленина не желала примириться с таким положением, и он повел широкую агитацию за созыв третьего съезда. Этот съезд встретил сочувствие у большинства организаций, работающих в России, и дал большевикам большинство.

Революция 1905 года еще больше укрепляет Ленина в правильности развертывания последовательных лозунгов революционного марксизма. Он приезжает в Россию, страстно призывая рабочий класс к подготовке вооруженного восстания. Однако волна первой русской революции спадает, и Ленин вновь оказывается за границей, откуда продолжает руководить революционным движением в России.

Последующие годы, вплоть до Октябрьской революции 1917 года,—годы непрерывной борьбы Ленина за партию рабочего класса, революционную и крепко спаянную дисциплиной партию.

Ленин создал такую партию. Это—Российская Коммунистическая партия, которая не только совершила Октябрьскую революцию, не только отстояла ее завоевания, но, опираясь на союз с крестьянством, идет сейчас по трудной дороге восстановления экономики нашей страны и радикального переустройства бывшей царской России в Союз Советских Социалистических Республик.

Ленин — творец пролетарского государства

Союз Советских Социалистических Республик—величайший памятник, созданный Лениным в процессе русской пролетарской революции. Ленин нашел в нем форму того государственного устройства, которое соответствует государственным стремлениям рабочего класса, идущего к социализму.

Союз ССР — бескрайняя форма общественного сотрудничества трудящихся классов, координирующих свои усилия в общей борьбе. Вместе с тем это форма государственного строительства, разрешающего национальный вопрос—проклятый вопрос современного капиталистического мира, который, играя на национальных противоречиях отдельных народов, сталкивает их лбами для взаимной борьбы.

Когда Ленин боролся за идею пролетарской революции, противопоставляя ее меньшевистской теории буржуазной революции, он боролся за гегемонию пролетариата в революции. Когда Ленин от имени русского рабочего класса и по его полномочию брал власть в свои руки для того, чтобы создать Советское государство, он ставил перед собою четкую и ясную задачу переустройства бывшей Российской империи в государство рабочих и крестьян, в котором на первом плане интересы труда и трудящихся.

Крылатый лозунг Ленина «Пусть каждая кухарка учится управлять государством»  — это формула передачи государственной власти в руки нового класса. Сто лет назад Французская революция передала государственную власть из рук феодалов в руки нового класса— буржуазии. Октябрьская революция передает государственную власть из рук буржуазии рабочему классу.

Советы—это новый тип государственной стройки, которая обеспечивает власть за трудящимися. В этом секрет признания трудящимися всего мира советской системы формой будущего государственного строительства. В этом секрет той борьбы, которая ведется трудящимися всего земного шара за советскую систему, которая противопоставляется формам капиталистической государственной организации—парламентаризму.

Еще совсем недавно самой смелой мыслью, определявшей будущее земного шара, было: «Соединенные Штаты Мира», ибо казалось, что демократия капиталистической Америки нашла последнее слово государственного строительства будущего. Верно. Это было последнее слово, но только капиталистического мира. Новый мир, идущий на смену капитализму, нашел свою формулу будущей государственной стройки в Союзе Советских Социалистических Республик.

Имя Ленина неразрывно будет связано с этой новой формой государственного строительства завтрашнего дня.

Ленинизм

Троцкий в своей статье «Ленина нет...» поставил вопрос:

«Как пойдем вперед?» Ответил: «С фонарем ленинизма в руках».

В чем сущность ленинизма?

Ленин не был начетчиком Маркса, он был революционером-марксистом, который умел применять основные принципы марксизма к действительности, к конкретной (обстановке.

Основные моменты ленинизма—это:

беспощадная борьба с оппортунизмом и соглашательством;

оценка исторической роли союза рабочего класса и крестьянства в борьбе за социализм;

оценка исторической роли угнетенного Востока в деле мировой борьбы за освобождение человечества.

Исходя из классового понимания всей истории человечества, Ленин сумел определить роль рабочего класса в практической борьбе за социализм, а, наряду с этим, поставить на свое место все действующие армии великой мировой борьбы трудящихся с капиталом.

Ленин выиграл сражение на русском участке, которым он непосредственно руководил. Мировая борьба с капиталом продолжается. Впереди еще много очень жарких схваток, и трудящимся всех стран отнюдь далеко не безразличны опыт русской борьбы, стратегия и тактика Ленина.

«Помните, что величайшее искусство полководца — уметь отступать и наступать вовремя»,— говорил Ленин. Он умел это делать. Это сделало его великим полководцем пролетарской революции.

После смерти Ленина Каутский, признавая Ленина колоссальной фигурой мировой истории, вместе с тем склонен утверждать, что Ленин был силен как вождь русского пролетариата, «ибо его политика была целиком приспособлена к физиономии России, а по отношению к загранице покоилась на ожидании мировой революции; а это,—говорит Каутский,—с самого начала должно было для каждого знающего Европу явиться иллюзией».

Основная ошибка Каутского заключается в неправильной оценке роли русской пролетарской революции. Русский опыт пролетарской революции—больше исходная мировой революции, чем ее частность, деталь. Фразеология русской революции могла допускать надежды на быструю европейскую революцию, но сущность пролетарской революции в России заключалась в том, чтобы показать трудящимся всего мира возможность пролетарской революции при помощи умелой тактики соединения рабочего класса и крестьянства на поле революционной битвы.

Союз ССР стал маяком социально-революционных надежд для трудящихся всего мира. Коммунистический Интернационал родился из огня борьбы и побед рабочего класса Советской России. И если говорить о роли русской революции, то нужно сказать прямо: русский рабочий класс под руководством Ленина сделал величайший опыт пролетарской революции, который оказался удачным и открыл широкие перспективы рабочему классу всего мира.

В этом заключается основной смысл величия Ленина как исторической фигуры. В этом же смысл и содержание ленинизма, с фонарем которого трудящиеся всего мира пойдут вперед—по дороге, ведущей к социализму.

Каторга и ссылка. Историко-революционный вестник. 1924. № 2

А. ГРАМШИ

ИЗ СТАТЬИ «ДАНЬ ИСТОРИИ»

Ленин, по свидетельству всех, кто с ним когда-либо сталкивался, показал себя величайшим государственным деятелем современной Европы, человеком, пользующимся безграничным влиянием в массах, зажигающим в народах энтузиазм, пробуждающим в них чувство сознательной дисциплины; человеком, который благодаря своему могучему уму способен повести за собой все мировые социальные силы, могущие быть использованными на благо революции; человеком, легко распознающим и парализующим самые изощренные козни буржуазных государственных деятелей.

Грамши А. Избранные произведения. В 3 т. М.. 1957. Т. I. С. 24

А. М. КОЛЛОНТАЙ

КТО БЫЛ ЛЕНИН?

Диктатор—определяет буржуазная молва. Истинный коммунист—отвечает голос мирового пролетариата.

Диктатор тот, кто своей воле, своему я, своим устремлениям подчиняет волю масс. Истинный коммунист тот, кто умеет в своих мыслях и поступках отражать и проводить эту волю.

Ленин — собиратель мыслей и проводник воли масс. Личность его неотделима от дела рабочего класса, мысли его—от дум пролетариата, деяния его—от воли трудящихся. Вот почему Ленин истинный коммунист, и вот почему молва мирового пролетариата зовет его не только вождем, но и товарищем.

У великой могилы. М., 1924. С. 687

В. В. КОСИОР

МАРКС И ЛЕНИН

Два гениальных имени — Маркс и Ленин — определили ход политической истории второй половины XIX и начала XX века.

Великий теоретик, экономист, историк, философ Маркс был в то же время и крупным политическим вождем. В начале XIX столетия рабочий класс еще вырастал из недр буржуазного общества, еще складывался и формировался как класс, революционная миссия которого была впереди. Своим гениальным умом и ясновидящим взором Маркс формирует идеологию рабочего класса, строит его первые политические организации. На рубеже новой эпохи Маркс не останавливается на уже достигнутых завоеваниях буржуазной мысли. Из немецкой классической философии, английской политической экономии, на политической истории Франции и развитии капитализма в Англии Маркс строит железный фундамент новой теории борющегося за свое освобождение рабочего класса. Гениальной диалектикой он вскрывает движение буржуазного общества и своей могучей мыслью освещает недоступные человеческому знанию самые темные уголки общественной жизни. Скрытые рычаги истории становятся явными, сознательное человечество — головою выше, социалистическая утопия превращается в науку. Первая и вторая половина XIX столетия. Первые бои и стычки рабочего класса, которыми руководит Маркс. На примерах буржуазных революций Франции и Германии, острым анализом их он вскрывает в речах и брошюрах роль различных классов, намечает роль пролетариата в буржуазных революциях, предупреждая об изменах, которые ждут нас не только со стороны врагов, но и со стороны мнимых друзей рабочего класса. Часто оставаясь одиноким, в беспрерывной нужде, гонимый правительствами всего мира, Маркс вместе со своим другом Энгельсом открывают сознательную, научную историю рабочего движения. И когда в 1883 году сошел в могилу гигантский ум и перестала работать ясновидящая голова гения, группа близких друзей собралась на могиле Маркса. Миллионы пролетариев, взоры которых в наши дни обращены к центру мировой революции, где лежит и будет сохранено тело другого величайшего мыслителя и друга угнетенных масс, тогда еще не просыпались к сознательной революционной жизни. Лишь группа друзей с Фридрихом Энгельсом чувствовали и понимали огромную потерю человечества со смертью Маркса: человечество стало головою ниже, перестал мыслить величайший мыслитель современности. Мы не можем измерить того, что потеряли в его лице борющийся европейский и американский пролетариат и историческая наука. Очень скоро почувствуется пробел, оставшийся со смертью этого великана. Этими словами провожал в могилу своего друга Энгельс 17 марта 1883 года .

Но в это же время в глухом симбирском городке рос другой гений и вождь рабочего класса, взявший в начале XX века всю мировую историю в свои могучие руки.

Владимир Ильич унаследовал все гениальные стороны великого учения Маркса, но он не был, подобно другим, пустым догматиком, схоластом, начетчиком Маркса. Он не любил буквоедов марксизма и всю свою жизнь боролся с людьми, которые, зная наизусть всю формальную сторону учения великого теоретика, носились со схемами, без всякого анализа времени и места. Как и Маркс, Ленин был великим диалектиком и сторонником исторического материализма, но в этих завоеваниях революционной мысли он видел лишь постоянное орудие, как двигать и изменять историю. Пустые формулы его не занимали. Он знал не только, что все изменяется, что все являющееся несет в самом своем зарождении скрытое в себе до поры до времени противоречие, но он умел этот великий закон прикладывать к каждому своеобразному явлению действительности и находить эти противоречия и неизбежные изменения раньше, чем они становились явными и доступными простому глазу человека. Поэтому, великий учитель и теоретик, он всегда слушал жизнь, всегда стоял на земле и чутким ухом ловил малейшие факты, которые давали ему материал для великой работы его мысли.

Кто из великих людей больше, чем Владимир Ильич, был связан с жизнью рабочего и крестьянина? Кто больше, чем он, лишь по одному разговору с простым незатейливым человеком от станка или плуга умел безошибочно судить о глубоких процессах, происходящих в жизни далекой деревни, фабрики или завода? Великое завоевание революционной мысли, диалектику великого учителя Владимир Ильич приложил к великому делу освобождения трудящихся, он умел этим путем изменять жизнь, делать ее более справедливой для всех. В этом неоценимая заслуга великого Владимира Ильича.

Маркс открыл простую, но до него скрытую истину: люди прежде всего должны пить, есть, жить, одеваться и лишь после того могут заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. п. * Эта простая истина Маркса легла в основу всей жизни и деятельности Владимира Ильича. Его могучее сердце с малых лет, еще учеником гимназии, подсказало ему, что миллионы людей по не зависящему от их воли ходу истории должны жить для других, «для избранных баловней жизни». И Владимир Ильич становится великим революционером, для того чтобы освободить человечество от этой вековой исторической несправедливости. Наука, химия, электричество, завоевания прогресса — ничто, раз большинство человечества не может удовлетворять своего голода, должно в рабстве работать на других. И миллионы трудящихся, лишенные света и пищи, находят отныне воплощение своих надежд в гении Владимира Ильича. Впитавши в себя все чаяния, все надежды миллионов трудящихся, их горе и жажду свободы, Владимир Ильич становится непобедимым титаном революции. Его голосом говорят, его волей действуют миллионы тружеников, для которых он — вождь и их собственное воплощение. История должна повернуть свое направление, и нет силы, нет ничего «святого», что могло бы остановить волю Владимира Ильича, двигаемую миллионами тружеников на разрушение старого мира и постройку новой, свободной, коммунистической жизни.

Владимир Ильич понятен, прост, доступен любой крестьянке, любому бедняку рабочему, откуда и из какой страны он ни пришел бы. Владимир Ильич прост потому, что своими гениальными устами говорит о простых, для всех насущных вещах, о том, что люди раньше всего должны пить, есть, одеваться и жить и что мир, который не дает этого большинству человечества, надо разрушить. Владимир Ильич развенчивает буржуазную науку, сводит ее с высокого пьедестала на простую грешную землю и все подлинные завоевания теории, философии, техники применяет и заставляет служить одной великой и в то же время простой задаче — освободить угнетенную часть человечества от ига материального рабства. И в этой простоте убедительности гениальность и бессмертие Владимира Ильича Ленина.

Вождь рабочего класса, Владимир Ильич презрительно пожимает плечами и негодует по адресу тех, кто высокомерно, снизу вверх, смотрит на повседневные нужды рабочего движения. Он беспощадно разоблачает фразу. Сам он весь в гуще повседневных вопросов. Но нет ни одного момента в этой великой жизни, когда бы повседневные нужды скрывали перед его зоркими глазами общие перспективы и когда бы будничную работу он не связывал с задачами революции, с общим освобождением рабочего класса. Всегда практик, сам — первый, сознательнейший выразитель настроения масс, Владимир Ильич «оппортунист», всегда остается великим революционером. Роль и задачи класса он видит всегда на десяток лет вперед, он верной и твердой рукой через скалы и подводные мели ведет пролетарский корабль к его заветной цели. Все гениальное просто, и Владимир Ильич — воплощение этой гениальности и простоты.

Владимир Ильич... но разве можно в журнальной статье или газетной заметке рассказать одному человеку о том, что такое Владимир Ильич? Как миллионная масса, вечно изменчивая, вечно новая, бурлящая в своих высоких и будничных порывах, как морской океан, меняющий на тысячеверстном пути свои направления, свой вид и форму, Владимир Ильич скрыт от взоров отдельного ограниченного человека, Владимир Ильич — воплощение лучших сил природы и своего класса, может быть воспроизведен лишь коллективным умом и чувством тех, счастью которых он отдал всю свою дорогую жизнь.

Маркс и Ленин — эти два имени не умрут до тех пор, пока будет жить человечество. Маркс и Ленин — это две эпохи в истории человечества, в истории рабочего движения. Маркс без Ленина и Ленин без Маркса немыслимы, как гениальная наука без революции в жизни. Ленин — это практическое воплощение марксизма, это его испытание, утверждение и победа в жизни!

И сегодня серая земля примет в свои объятия это дорогое нам тело. Глухая крышка гроба крепко закроет навсегда от нас дорогого учителя, и миллионы людей осиротелые останутся завтра без своего вождя, без любимого Владимира Ильича Ленина.

Воистину «смерть — несчастье не для того, кто умирает, а кто остается в живых».

Чувство острой скорби пронизывает сердца всех пролетариев и угнетенных, потерявших своего друга и учителя. А к этому чувству присоединяется горькое сознание: миллионы людей все еще беспомощны перед глухой, не знающей смысла, темной силой, по своим диким законам прекратившей жизнь тов. Ленина. Еще одна великая жертва, которую приносит человечество, борющееся с темными силами истории и природы!

Еще нет свободы! Мы еще окружены миллионами враждебных пролетариату и первой пролетарской революции сил. Пролетарии — ученики Ленина. Сомкните теснее свои ряды, чтобы не дать разрушить того великого дела, которое начато нашим учителем, Владимиром Ильичей Лениным!

Пролетарии! Мы пойдем железными, несокрушимыми рядами по стопам нашего вождя, мы добьемся той свободы, ради которой жил, боролся и умер великий человек, гениальный вождь и учитель Владимир Ильич Ленин!

У великой могилы. №.. 1924. С. 34—312

Ю. ЛАРИН

ЛЕНИНСКАЯ ШКОЛА ХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Мастерство маневра, искусство сочетания, дар пролагающего пути обобщения свойственны ему в хозяйстве, как и в политике. Налицо чрезвычайная пестрота хозяйственного уклада нашей страны — раздробленная пыль полунатуральных крестьянских хозяйств, громады соединенных в одно государственное целое заводов, кочевой быт миллионов доставляющих скот и кожи киргизов, примитивная торговля с лотка и мощная сеть радиостанций. Задача заключалась в том, чтобы весь этот пестрый поток направить в одно русло — в русло роста и укрепления предпосылок социалистического хозяйства, в русло социалистического строительства.

Отношения и связи разных форм хозяйственного уклада надо было при этом так подгонять друг к другу, чтобы объективные предпосылки социализма нарастали без коренного разрыва между основными материальными (а следовательно, и политическими) интересами тех трудящихся классов, каждый из которых воплощал одну какую-либо сторону производственного процесса (рабочие и крестьяне). Мастерство маневра в том и заключалось, чтобы не только идти при этом вперед, преодолевая все частичные неуспехи и неудачи, но и в том, чтобы и самое искусство хозяйственно-политического маневрирования осуществлять при полном соблюдении принципиальной пролетарской линии.

В этом отношении Владимир Ильич был непреклонен. Приведу один острый момент. После Брестского мира Россия должна была заключить с Германией (тогдашней могущественной Германией Вильгельма II) договор об экономических взаимоотношениях. Нашим послом в Берлине был Иоффе, и для участия в переговорах были, летом 1918 г., дополнительно посланы из Москвы Бухарин, Ларин и Сокольников. Когда мы заявили немцам о намерении национализировать всю промышленность, в том числе и принадлежащую иностранным подданным, германское правительство поставило категорическое требование не делать этого, угрожая разрывом и желая иметь ответ до 1 июля. Дело происходило уже в двадцатых числах июня, и всякому понятно было, что вильгельмовская Германия может подкрепить свой протест военным вмешательством — все стояло на карте.

Владимир Ильич не колебался ни минуты. Он отдал распоряжение немедленно составить и издать, вопреки немцам, декрет о национализации всей промышленности. Так и появился на свет декрет 28 июня 1918 г. о конфискации всех фабрик, заводов, горных промыслов, железных дорог и т. д. Правительство Вильгельма II получило ответ до 1 июля, но обратный тому, какого хотело. Мы могли в Бресте подписать мир с уступкой нескольких губерний — тут был маневр, уступка территории без уступки души, для выигрыша времени и накопления сил. Но мы не могли отказаться от программы национализации промышленности, ибо это подрывало бы принципиальный смысл пролетарской диктатуры — и тут все должно было быть поставлено на карту. Позже, из воспоминаний Людендорфа (начальника германского штаба), стало известно, что военачальники Вильгельма II действительно приступили затем к формированию особой армии против Советской России и только изменение положения самой Германии избавило нас от новой войны с нею.

Соединение искусства маневра с выдержанной принципиальностью и дар сочетания разнородных элементов в соподчинении одному основному потоку — вот характерные черты, того хозяйственного строительства пролетариата, которому учил нас своим образцом и примером Владимир Ильич. Дело его не было бы сделано и наполовину, если бы он унес свой метод с собой. Но он сделал для партии нечто большее — он сделал школу: понимание его метода вошло в плоть и кровь партии, теперь у нас уже невозможны такие споры, как были перед Брестом,— и опыт введения нэпа достаточно ярко это подчеркнул. Наша партия является поэтому одновременно и наиболее выдержанно принципиальной и наиболее жизненно гибкой из всех рабочих партий Европы при развитии одновременно такого искусства властвовать в самых неблагоприятных условиях, какому может позавидовать даже любая из классовых партий старой буржуазии, существующей столетия.

Школой хозяйственной политики рабочего класса в этом смысле, школой, через которую в личном общении с ним проходили сотни и тысячи людей, этой школой и служила прежде всего та ежедневная, непрерывная, напряженная личная «будничная» работа, какая и истощила его силы. Многие тысячи не только средних, но и мелких и мельчайших вопросов прошли через него за те годы, когда он — впервые во всемирной истории — должен был создавать искусство пролетарского управления хозяйством, притом в такой стране, как наша. Эту школу, эту хозяйственную выучку прошла под его руководством наша партия, унаследовала от него — и в этом ее сила.

Никому не дано равняться с мозгом, подобные которому рождаются только в цепи веков. Но те тысячи людей, которые на личном обсуждении Ленина с ними, их отдельных, часто мелких текущих хозяйственных вопросов учились его подходу к делу, его методу постановки вопросов, его способу разрешения,— те впитывали в себя, те уносили с собой мысль и о методе принципиального маневра, и о тактике искусства сочетания. Так щедрой отдачей сил и нервов его мозга, в ряде лет неустанной работы создавалась и выковывалась ленинская шкала хозяйственного строительства...

У великой могилы. М., 1924. С. 117

 

КАК УЧИЛ ЛЕНИН

Чему он учил —широко известно по его речам и статьям, книгам и ученым трудам. Менее известно, как он учил — учил науке управлять.

До Октябрьской революции у пролетариата и его партии не было опыта в управлении государством. «Культуру пролетарского управления», если можно так выразиться, приходилось создавать заново. Он и был ее создателем и непосредственным воспитателем ее носителей — того обширного слоя передовых рабочих и членов партии, которым пришлось на практике осуществлять под его руководством государственное строительство.

Помимо хорошо известных объективных условий — диктатура пролетариата в стране с мелкобуржуазным большинством населения, обнищание и трудность политического положения—дело крайне усложнялось еще двумя особенностями того субъективного людского материала, какой он имел в виде членов партии для оформления победившего класса в государство. Этот людской материал, этих несколько тысяч человек и приходилось ему учить искусству управления. Конечно, государственной властью овладел пролетариат как класс, эти тысячи людей выдвигались вперед тоже пролетариатом, который и в целом принимал участие в различных проявлениях государственного строительства. Но учить-то руководству управлением приходилось раньше всего этих выдвинутых партией пролетариата людей, чтобы вообще стало возможным сколько-нибудь прилаженное построение нового государства и даже самое удержание государственной власти.

В этом заключается историческое значение той работы по воспитанию представителей нового класса как организаторов государства, какую выполнял Вл. Ильич в качестве «мастера государственного дела».

Помимо общего отпечатка условий времени и места (недостаточность культуры, тяготение к упрощенчеству и пр.) личный состав, находившийся в распоряжении мастера для обучения государственному делу. отличался еще, как сказано, двумя особо усложнявшими специальными чертами. Первая — разнородность социального происхождения. Вторая — разнородность политического прошлого.

По социальному происхождению, т. е. по принадлежности «от рождения» (или от начала сознательной жизни) к той или иной классовой группе, как известно, наша партия делится на три части. Около 45 проц. рабочих, около 25 проц. крестьян и около 30 проц. служащих и интеллигентных выходцев из мелкобуржуазных и среднебуржуазных слоев (до членов помещичьих семей включительно). Перерождаясь в партии в смысле стремления идти по одному классовому пролетарскому руслу, каждая из этих групп, подымаясь в государственное управление, все же обычно приносит с собой некоторый отпечаток, характерный для интеллектуального (умственного, духовного) бытия того класса, из которого она вышла.

Узкий практицизм крестьянина, недостаточно оплодотворенный принципиальной выдержкой; поверхностное наездничество мелкобуржуазного интеллигента, не побежденное еще острым чувством правды жизни; интуитивность поведения (действие по чутью), руководство только общим стихийным классовым инстинктом, без достаточно строгой продуманности всей обстановки, со стороны рабочего, не овладевшего еще мудростью класса как выразителя основных общих интересов движения,— все это сказывается, все это надо на практике научить преодолевать самих строителей нового государства, чтобы из строительства выходил какой-нибудь толк (точнее, чтобы выходил тот толк, какой требуется).

В свою очередь по своему политическому прошлому те несколько тысяч человек, какие составляют у нас совокупность центральных и местных ответственных коммунистов (президиумы губкомов, губисполкомов, губпрофсоветов, члены коллегий наркоматов, ВЦИК, центр. комитетов профсоюзов и прочие главные военные, партийные, советские и профсоюзные работники), делятся на три части. По изданным ЦК РКП «Итогам партработы за 1922—1923 гг.» таких работников имеется всего свыше пяти тысяч. Политическое прошлое их таково:

1) были до Февральской революции 1917 г. большевиками 25 проц. общего числа; 2) были членами других политических партий 28 проц. общего числа — главным образом, меньшевиками (на две трети); 3) приняли участие в политической жизни вступлением в партию только после Февральской 1917 г. революции 47 проц.—притом наибольшая часть из них даже только после создания Советской власти.

Пестрота политического происхождения активной партийной верхушки, тех пяти тысяч человек, каких пролетариат поставил во главе всех своих органов,—эта пестрота усложняла «государственно-воспитательную» задачу Вл. Ильича довольно существенно. Старая (дореволюционная, подпольная) большевистская партия, побеждая, впитала в себя действительно имевшие корни в пролетариате живые элементы других дореволюционных, подпольных партий.

Отчасти задача вести курс на органическое слияние всех этих элементов, жизненно необходимый при такой структуре партийного скелета, облегчалась, правда, наличностью общих революционных традиций; по «Итогам партработы» бывшие меньшевики и др. влились в партию еще до Октябрьской революции (преимущественно в трудные для партии «послеиюльские дни»). Но все же наличность такой пестроты политического происхождения надо взвесить, чтобы оценить то мастерство, с каким Вл. Ильич столь разнородный материал, как, например, старых подпольщиков и новых в революции людей, вообще приобщившихся к политической жизни лишь после революции,—умел превращать в один цемент для скрепления здания нового государственного строительства.

Это требовало тонкой, «филигранной» работы прямо индивидуального характера. У нас много иногда удивлялись, как это такую массу времени и сил, иногда большую часть дня, Вл. Ильич отдавал бесчисленным мелким текущим будничным делам. Вермишель законодательная и вермишель практическая действительно не сходили у него с политического стола. Но именно таким путем, в личном общении с сотнями и тысячами индивидуально проходивших пред ним при этом товарищей, Вл. Ильич выковывал из наличного партийного авангарда необходимый рабочему классу людской материал для государственного строительства.

Каждый являвшийся к нему, таким образом, со своим отдельным, часто маленьким «вермишельным» вопросом уходил обогащенный уменьем подходить к делу. Несколькими фразами он сразу научал человека находить сложность в простоте и простоту в сложности. Научал подходить к факту с жизненной правдой, то есть в основных «узлах» его связи с другими явлениями и без «растеканья мыслью по древу», из-за мелочей не замечающего главное и в самой мелочи не выделяющего типичное. Трезвость без увлечений и беспринципности, холодная голова с горячим сердцем за ней, вкладыванье в дело пламенной страсти самым характером работы без всякой «внешности», учет социальных корней всякого дела («идиот, кто верит на слово»), искоренение узости и однобокости в подходе и дилетантской и ведомственной («спецовской»),—словом, человек уходил от него, на примере своего маленького дела начиная понимать искусство маневра—этот метод и ключ к управлению государством в наших условиях при наличности твердого принципиального стержня и критерия.

Человек внутренне рос общением с ним — рос именно для работы, необычайно усложненной тем обстоятельством, что диктатуру пролетариата приходилось осуществлять в стране с мелкобуржуазным большинством населения на основе согласия с последним. Между тем дореволюционная история приучила нас преимущественно к «прямым» и отнюдь не «маневренным» действиям. При таких условиях задача соответственного «государственного перевоспитания» партийного авангарда была обязательным условием сохранения пролетарской диктатуры и осуществления в дальнейшем всех связанных с нею задач.

Ленин занимался, много занимался «мелочами», потому что только таким путем он и мог индивидуально обрабатывать и перерабатывать каждого соответственного работника, на его собственном деле уча его искусству управления. Он не хуже других понимал, что эта «вермишель» отнимает, подтачивает его силы, но он прекрасно понимал и громадное историческое значение работы по созданию таким путем необходимого для удержания пролетарской власти людского государственного кадра.

Вот почему Ленин занимался «мелочами», вот почему отдавал на них столько сил, вот почему на советы бросить «вермишель» отвечал только той милой лукавой усмешкой, какую не забудет никто, кто хоть раз ее видал.

У великой могили. М., 1924. С. 156—151