Шушаника МАНУЧАРЬЯНЦ

В БИБЛИОТЕКЕ

 

У Шушаники Никитичны Манучарьянц, автора этой книги, большой и интересный жизненный путь.

Окончив гимназию в родном для нее южном городе Ставрополе, Шушаника Манучарьянц в 1907 году, восемнадцатилетней девушкой, едет в Петербург и поступает на Высшие женские курсы (Бестужевские). Постепенно входит она в партийную среду. В 1912—1914 годах живет на о. Капри, изучает искусство, литературу, итальянский язык. Здесь же знакомится с А. М. Горьким, Ф. И. Шаляпиным, И. А. Буниным...

1917 год. Революционный Петроград. Шушаника Никитична заведует литературным бюро Петроградского телеграфного агентства. Весной 1918 года она переезжает в Москву и работает в издательстве ВЦИК. В июле этого же года вступает в члены Коммунистической партии. В 1919 году она направляется в только что созданный Госиздат, где работает в библиотеке, а затем секретарем редколлегии издательства.

С 14 марта 1920 года Ш. Н. Манучарьянц — библиотекарь В. И. Ленина. В 1924—1930 годах Шушаника Никитична была библиотекарем у Н. К. Крупской (в Кремле), затем в течение 25 лет — научным сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Сейчас III. Н. Манучарьянц на заслуженной пенсии. Она не прекращает своей общественной и творческой деятельности, выступает перед трудящимися, школьниками с рассказами о В. И. Ленине, периодически сотрудничает в печати.

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Каждая новая книга о Владимире Ильиче Ленине вызывает у читателя душевное волнение. С нетерпением перелистывает он страницы, желая найти еще неизвестные, новые черты дорогого образа, новые штрихи, пусть самые маленькие, но такие драгоценные. В этом отношении книжка Ш. Н. Манучарьянц представляет большой интерес.

Шушанике Никитичне жизнь подарила огромное счастье — работать в течение трех с лишним лет в качестве библиотекаря В. И. Ленина. Она повседневно общалась с ним, выполняла его поручения, помогала ему в работе, обеспечивая нужными книгами. А книги для Владимира Ильича были боевым оружием в его непрестанной теоретической и практической деятельности, в титанической борьбе за социализм, за процветание человечества.

Работая в библиотеке В. И. Ленина, тов. Манучарьянц, молодая в ту пору коммунистка, проявила себя безупречно исполнительной, аккуратной и инициативной. Владимир Ильич был доволен своим библиотекарем. О ней он однажды сказал:

— Меня еще никто так хорошо не обслуживал.

Библиотека В. И. Ленина размещалась в его рабочем кабинете в Кремле. Она сравнительно небольшая, в ней насчитывается всего около двух тысяч книг, но они подбирались, размещались, пополнялись или заменялись другими только по указанию Владимира Ильича либо по согласованию с ним. Ленин хорошо знал каждую из этих книг.

Много интересного рассказывает в своей брошюре Шушаника Никитична: о порядке работы в библиотеке и указаниях Владимира Ильича, о его пометках на книгах, о том, как бережно он относился к книгам, любил их. Приводятся новые данные, характеризующие В. И. Ленина как читателя и как автора. Ценно то, что материалы, освещающие все эти вопросы, автор черпает из своих воспоминаний, которые подкрепляются ленинскими документами.

Со страниц брошюры Ш. Н. Манучарьянц читатели видят Ленина мудрого и требовательного, сурово взыскивающего за небрежность, неаккуратность, и Ленина приветливого, доброго, жизнерадостного, понимающего веселую шутку, страстно любящего людей и жизнь во всех ее проявлениях.

Автор приводит чрезвычайно интересное письмо В. И. Ленина в Государственное издательство, В. В. Воровскому, по поводу небрежного издания брошюры «III Интернационал. 6—7 марта 1919». Это письмо очень характерно для ленинского стиля работы. Глубоко возмущенный, Владимир Ильич в резких выражениях критикует плохое издание брошюры и тут же дает точные, конкретные указания для исправления дела:

«Требую: 1) Исправления путем вклейки. (Виновных засадить в тюрьму и заставить вклеивать во все экземпляры.)

Сообщения мне:

2а) Сколько экземпляров напечатано?

26) Сколько распространено?

3) Переиздания в приличном виде. Корректуру показать мне.

4) Установления правила, чтобы за каждую выпускаемую вещь отвечало определенное лицо (завести книгу записей ответственных лиц).

5) Другие меры упорядочения; выработать их и прислать мне».

Вспоминая незабываемое, тов. Манучарьянц показывает, насколько широк круг интересов Ленина, какие вопросы привлекали его внимание в данный момент. Книги, которыми пользовался Владимир Ильич, были самые разнообразные: по философии, социологии, истории партии, по всевозможным научным проблемам. В. И. Ленин всегда стремился иметь у себя под руками исчерпывающий материал по всем вопросам, находившимся в его поле зрения.

В библиотеке у В. И. Ленина — не только книги, необходимые ему для работы, но и такие, к которым он обращался для разрядки от невероятно интенсивного труда. Работа у Ленина была порой такой напряженной, что он сам называл ее темп «бешеным». И невольно радостно улыбаешься, читая страницы, где тов. Манучарьянц рассказывает о том, с какой настойчивостью требовал Владимир Ильич достать ему книгу Наживина «Воспоминания о Толстом». Его интересовали и мемуары Панаевой, и стихи Гейне, и «Фауст» Гете и многое другое. Нам случалось видеть, как в короткие минуты отдыха Владимир Ильич выбирал в шкафу книжку и с наслаждением перечитывал знакомые страницы любимого автора.

Привлекают внимание пометки Ленина на книгах. Их множество, и они помогают нам лучше изучить метод работы Владимира Ильича над книгой. Они кратки, выразительны и всегда глубоко содержательны. В двух-трех словах, в подчеркиваниях ясно выражена мысль Ленина, его отношение к прочитанному. Ш. Н. Манучарьянц довольно обстоятельно использует пометки Владимира Ильича на книгах, поясняет их. Мы узнаем, как, просмотрев однажды брошюру о деятельности исполкома Моссовета, Ленин подчеркнул слова: «Вопросы экономические — 8. Вопросы организационные — 46». И написал на полях: «Уродство. Должно быть наоборот». Поучительно! Здесь и критика и практические указания. Таков ленинский стиль.

Шушаника Никитична правильно пишет, что для полного изучения пометок В. И. Ленина на книгах требуется коллективный труд научных работников. Однако и в том виде, как даны эти пометки в брошюре, они несомненно вызовут у читателя определенный интерес.

Желание Владимира Ильича получить ту или иную книгу не являлось случайным, оно всегда было связано с какой-либо практической надобностью. Автор приводит, например, рассказ Христо Кабакчиева о том, как заинтересовался Владимир Ильич болгарской массовой агитационной литературой. И в этом — объяснение его поручения библиотекарю достать болгаро-русский словарь. Было бы очень полезно проследить подобную зависимость по каждому запросу Ленина о нужной ему книге.

На истории публикации речи В. И. Ленина на III съезде комсомола, которую излагает тов. Манучарьянц, видно, с какой любовью и заботой относился Ленин к нашей молодежи. Он неустанно призывал ее учиться коммунизму, строить коммунизм, не жалея своих сил и знаний.

Для всей общественно-политической и научной деятельности Владимира Ильича характерна неразрывная связь теории с практикой. Научные труды Ленина рождались не в отрыве от жизни, а в тесном общении с трудящимися, с учетом их опыта, они были как бы продолжением его повседневной деятельности.

Тов. Манучарьянц показывает это на работах Владимира Ильича «Великий почин» и «О продналоге».

Книга Ш. Н. Манучарьянц, написанная в творческом содружестве с журналистом И. Д. Мошниным, читается с увлечением. Она будит мысль, вызывает желание дальше разрабатывать вопросы, затронутые автором, пристально изучать творческую лабораторию великого Ленина. Читатель, полагаю, встретит и оценит эту книгу по достоинству.

Л. А. Фотиева, член КПСС с 1904 года.

 

Joomla templates by a4joomla