Прижизненное издание написанного Лениным без более поздних идеологических (если они вообще были) редактур

 

Письма В. И. Ленина.

(Из периода февральской и Октябрьской революций).

Дорогой товарищ!

От всей души благодарю за хлопоты и помощь, Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издательству «Колокола», я, конечно, не могу. Сегодня я телеграфировал вам, что единственная надежда вырваться отсюда, это — обмен швейцарских эмигрантов на немецких интернированных. Англия ни за что не пропустит ни меня, ни интернационалистов вообще, ни Мартова и его друзей, ни Натансона и его друзей. Чернова англичане вернули во Францию, хотя он имел все бумаги для проезда. Ясно, что злейшего врага, хуже английских империалистов, русская пролетарская революция не имеет. Ясно, что примазчик англо-французского империалистского капитала и русский империалист Милюков (и К0) способны пойти на все, на обман, на предательство, на все, на все, чтобы помешать интернационалистам вернуться в Россию. Малейшая доверчивость в этом отношении и к Милюкову и к Керенскому (пустому болтуну, агенту русской империалистской буржуазии по его объективной роли) была бы прямо губительна для рабочего движения и для нашей партии, граничила бы с изменой интернационализму. Единственная, единственная без преувеличения, надежда для нас попасть в Россию, это послать как можно скорее надежною человека в Россию, чтобы путем давления «Совета Рабочих Депутатов» добиться от правительства обмена всех швейцарских эмигрантов на немецких интернированных. Действовать надо архи-энергично, каждый шаг протоколируя, не жалея денег на телеграммы, собирая документы против Милюкова и К°, способных затягивать дело, кормить обещаниями, надувать и т. д. Вы можете представить, какая это пытка для всех нас сидеть здесь в такое время.

Далее. Посылка надежного человека в Россию еще нужнее по принципиальным соображениям. Последние известия заграничных газет все яснее указывают, что правительство, при прямой помощи Керенского и благодаря непростительным (выражаясь мягко) колебаниям Чхеидзе, надувает (и небезуспешно надувает) рабочих, выдавая «империалистскую» войну за «оборонительную». В телеграмме Спб. Тел. Агентства от 30/III 1917 г. Чхеидзе вполне дал себя обмануть этому лозунгу, принятому  —  если верить этому источнику, конечно, вообще не надежному  —  и Советом Раб. Депутатов. Во всяком случае, если даже это известие неверно, все же опасность подобного рода обмана, несомненно, громадна. Все усилия партии должны быть направлены на борьбу с ними. Наша партия опозорила бы себя навсегда, политически убила бы себя, если бы пошла на такой обман. Судя по одному сообщению, Муранов вместе со Скобелевым вернулся из Кронштадта. Если Муранов ездил туда по поручению Временного Правительства Гучковых  —  Милюковых, я очень прошу вас передать (через надежного человека) и напечатать, что я осуждаю это безусловно, что всякое сближение с колеблющимися в сторону социал-патриотизма и стоящими на глубоко ошибочной, глубоко вредной, социал-пацифистской каутскианской позиции Чхеидзе и К°, по моему глубочайшему убеждению, вредно для рабочего класса, опасно и недопустимо.

Я надеюсь, вы получили мои «письма издалека», №№ 1 — 4, где я развил теоретические и политические основы этих взглядов. Коли эти письма пропали или не дошли до Питера, прошу телеграфировать мне, и я вышлю копии.

Нет сомнения, что в Питерском Совете Раб. и Солд. Депутатов многочисленны и даже, повидимому, преобладают; 1) сторонники Керенского, опаснейшего агента империалистской буржуазии, проводящего империализм, т.-е. защиту и оправдание грабительской, завоевательной со стороны России войны под прикрытием моря звонких фраз и пустых посулов; 2) сторонники Чхеидзе, колеблющегося безбожно в сторону социал-патриотизма и разделяющего всю пошлость, всю нелепость каутскианства. С обоими течениями наша партия обязана бороться самым упорным, самым настойчивым, самым беспощадным образом. И я лично ни на секунду не колеблюсь заявить и заявить печатно, что я предпочту даже немедленный раскол с кем бы то ни было из нашей партии, чем уступлю социал-патриотизму Керенского и К0 и социал-патриотизму и каутскианству Чхеидзе и К°.

Во что бы то ни стало я должен требовать переиздания в Питере,  —  хотя бы под заглавием «Из истории последних лет царизма здешнего «С.-Д.», брошюры Ленина и Зиновьева о войне и социализме, «Коммуниста» и «Сборника C.-Д.». А больше всего и прежде всего тезисов из № 47 «С.-Д.» (от 13/X — 1915 года). Эти тезисы теперь архи-верны.

Эти тезисы говорят прямо, ясно, точно, как нам быть при революции в России, говорят за 1 1/2 года до революции.

Эти тезисы замечательно, буквально подтверждены революцией.

Война не перестала быть империалистской со стороны России, и может перестать, пока 1) у власти помещики и капиталисты, представители класса буржуазии; 2) пока у власти такие прямые агенты и слуги этой буржуазии, как Керенский и другие социал-патриоты; 3) пока договоры царизма с англо-французскими империалистами остаются в силе (правительство Гучкова — Милюкова прямо заявило за границей,  —  не знаю, сделало ли оно это в России,  —  что оно верно этим договорам). Договоры эти грабительские, о захвате Галиции, Армении, Константинополя и т. д., и т. д.; 4) пока эти договоры не опубликованы и не отменены; 5) пока не порван весь вообще союз России с англо-французскими буржуазными, империалистскими правительствами; 6) пока госвласть в России не перешла от империалистской буржуазии (простые обещания и «пацифистские» заявления, сколь бы не верили им глупенькие Каутский, Чхеидзе и К0, не превращают буржуазию в небуржуазию) в руки пролетариата, который один способен при условии поддержки его беднейшей частью крестьянства порвать не на словах, а на деле с интересами капитала, с империалистской политикой, порвать с грабежами других стран, освободить угнетенные великороссами народы полностью, вывести войска из Австрии и Галиции тотчас и т. д.; 7) один пролетариат способен, если он избавится от влияния своей национальной буржуазии, внушить истинное доверие пролетариям всех воюющих стран и с ними вступить в переговоры о мире; 8) эти пролетарские условия мира, изложенные точно и ясно и в № 47 «С.-Д.» и у меня в письме № 4.

Отсюда ясно, что лозунг: «мы защищаем теперь республику в России, мы ведем теперь «оборонительную войну», мы будем воевать с Вильгельмом, мы воюем за свержение Вильгельма» есть величайший обман, величайшее надувательство рабочих. Ибо Гучков —  Львов, Милюков и К0, суть помещики и капиталисты, представители класса помещиков и капиталистов, империалисты, воюющие за те же грабительские цели, на основе тех же грабительских договоров царизма, в союзе с той же империалистской, грабительской буржуазией Англии, Франции и Италии.

Призыв немцам со стороны буржуазной и империалистской республики в России: «свергните Вильгельма»  —  есть повторение лживого лозунга французских социал-шовинистов, изменников социализма, Жюля Гэда, Самба и К0.

Надо очень популярно, очень ясно, без ученых слов излагать рабочим и солдатам, что свергать надо не только Вильгельма, но и королей английского и итальянского. Это во-первых. А второе и главное  —  свергать надо буржуазное правительство и начать с России, ибо иначе мира нельзя получить. Возможно, что правительство Гучкова - Милюкова мы не можем сейчас же «свергнуть». Пусть так. Но это не довод за то, чтобы говорить неправду. Говорить рабочим надо правду. Надо говорить, что правительство Гучкова-Милюкова и К0 есть империалистское правительство, что рабочие и крестьяне должны сначала (теперь ли или после выборов в Учред. Собрание, если с ними не надуют народа, не оттянут выборы до после войны, вопрос о моменте отсюда решать нельзя), сначала должны передать всю государственную власть в руки рабочего класса, врага капитала, врага империалистской войны, и лишь тогда они вправе звать к свержению всех королей и всех буржуазных правительств.

Ради бога постарайтесь доставить все это в Питер и в «Правду»; и Муранову, и Каменеву и др. Ради бога приложите все усилия, чтобы с надежным человеком, послать это. Лучше всего, было бы, если бы поехал надежный, умный парень, вроде Кобы (он оказал бы важную услугу всему всемирному рабочему движению) и помог бы питерским нашим друзьям... Надеюсь, вы сделаете это. Сделайте все возможное.

Условия в Питере архитрудные. Патриоты-республиканцы напрягают все усилия. Нашу партию хотят залить помоями и грязью («дело» Черномазова, —  посылаю о нем документы) и т. д. и т. д. Доверять ни Чхеидзе и К0, ни Суханову и пр. нельзя. Никакого сближения с другими партиями, ни с кем. Ни тени доверия и поддержки правительству Гучкова-Мил. и К0. Непримиримая пропаганда интернационализма и борьба с республиканским шовинизмом всюду: и в прессе, и внутри Сов. Раб. Депутатов; организация нашей партии — в этом суть. Каменев должен понять, что на него ложится всемирно историческая ответственность.

На сношение - Питера с Стокгольмом не жалейте денег.

Очень прошу, дор. тов., телеграфировать мне во всех отношениях.

Надеюсь, помогут в этом и шведские друзья. Крепко жму руку.

30/IIІ — 1917 г.

Ваш Ленин.

-----------------

Перепечатываем тезисы, опубликованные в № 47 «Социал- Демократа» (от 13/Х 1915 г.), на которые ссылается в выше приведенном письме к «дор. тов.» тов. Ленин:

_______________________

 

Joomla templates by a4joomla