Ленин В. И.

О пропаганде и агитации

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идеологическая работа и ее важнейшая составная часть — партийная пропаганда и агитация постоянно находятся в центре внимания Коммунистической партии. Партия определяет содержание, формы и методы этой работы в зависимости от конкретных задач на различных этапах развития общества. Незыблемым фундаментом всей идеологической деятельности партии является марксизм- ленинизм. «Сила марксизма-ленинизма в том, что в его основе — революционная, материалистическая диалектика, требующая всегда конкретного анализа конкретной ситуации, — указывает Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. — Тесная, постоянная связь с практикой, с реальной жизнью, строго научный подход к действительности составляют живую душу марксизма-ленинизма. И в этом тайна его вечной молодости»*.

Вооруженная марксистско-ленинской теорией, партия всесторонне анализирует и теоретически обобщает весь ход событий на мировой арене, постоянно развивает и совершенствует на этой основе теорию и практику идеологической работы.

Огромное значение для дальнейшего совершенствования всех звеньев идеологической работы партии имеют положения и выводы, сформулированные Л. И. Брежневым в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии и в его выступлениях и докладах на пленумах ЦК.

В документах XXV съезда дана исчерпывающая характеристика идеологической работы партии в условиях развитого социалистического общества, сформулированы задачи партийной пропаганды и агитации в современных условиях. «Положительные сдвиги в мировой политике, разрядка создают благоприятные возможности для широкого распространения идей социализма, — заявил Л. И. Брежнев. — Но, с другой стороны, идейное противоборство двух систем становится более активным, империалистическая пропаганда — более изощренной.

В борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям.

Таким образом, современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии. Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться повышения ее эффективности. Это — комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся»**.

Конкретная программа деятельности партийных организаций в современных условиях дана в ряде последующих документов ЦК КПСС. Среди них постановления «О задачах партийной учебы в свете решений XXV съезда КПСС», «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС».

Важнейшим условием повышения эффективности, общественной значимости идейно-воспитательной деятельности является совершенствование руководства этой сферой партийной работы. В партийном руководстве — сила всей нашей идеологической деятельности.

Комплекс вопросов идеологической работы партии, в том числе вопросы о содержании, принципах, формах и методах агитационно-пропагандистской работы, занимает большое место в сокровищнице идейного наследия В. И. Ленина.

Гениальный мыслитель и революционер, вождь пролетарских масс, Владимир Ильич на протяжении всей своей творческой жизни выступал как пламенный пропагандист и агитатор, как оратор-трибун. Его устные и печатные выступления являлись неотъемлемой частью неустанной теоретической, революционно-преобразующей, партийной и государственной деятельности. Это — бесценное достояние нашей партии, международного рабочего и коммунистического движения, неисчерпаемый источник революционной мысли и действия.

В предлагаемый вниманию читателей сборник включены произведения В. И. Ленина (полностью или в отрывках), его выступления и письма по вопросам пропаганды и агитации. Вошли сюда и материалы, отражающие процесс подготовки Ленина к выступлениям. Среди них «План лекций о марксизме»***, «План доклада об итогах VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б)» (с. 80 — 81) и некоторые другие материалы.

Составители включили в сборник свидетельства современников Ленина, из которых читатель получит конкретное представление о силе воздействия ораторского и публицистического мастерства Владимира Ильича на различные категории слушателей и читателей.

Приводятся воспоминания его соратников по партии (Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, В. А. Карпинского,

А. А. Андреева), деятелей международного рабочего и коммунистического движения (Клары Цеткин, Джона Рида), писателей (М. Горького и Конст. Федина).

Ленин разработал основополагающие принципы революционной пропаганды. Ее главное качество, указывал он, состоит в том, что она должна строиться на прочном фундаменте марксистской науки и служить распространению научного мировоззрения, идей научного социализма.

С самого начала своей революционной деятельности Ленин и в устных и в печатных выступлениях пропагандировал идеи марксизма. В сборник включены его работы, характеризующие задачи революционной пропаганды на разных этапах истории рабочего движения в России.

В брошюре «Задачи русских социал-демократов» (18У7 год) Ленин писал: «Социалистическая работа русских социал-демократов состоит в пропаганде учений научного социализма...» (с. 20). В работе «Наша ближайшая задача» он указывает на необходимость внесения научной революционной теории в сознание трудящихся масс, формирования социалистических убеждений, «которые должны стоять на уровне современной науки...» (с. 23). В статье «Социализм и религия» Владимир Ильич подчеркивает мысль о том, что вся наша программа «построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении» (с. 44).

Материалы сборника отражают непосредственную деятельность Ленина по пропаганде марксизма. В их числе: «Лекция о государстве», прочитанная Лениным в Свердловском университете, письмо секретарю редакции изданий Гранат о статье «Карл Маркс», написанной Владимиром Ильичем для энциклопедического словаря Гранат, письма В. Адоратскому об издании на русском языке переписки К. Маркса и Ф. Энгельса, план доклада об итогах VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б), в котором чеканно сформулирована одна из задач пропагандистской работы: «Максимум марксизма = максимум популярности и простоты» (с. 81).

В. И. Ленин был непримирим ко всяким искажениям марксизма. В статье «Политическая агитация и классовая точка зрения» (1902 год) он указывал, что нельзя ни на минуту упускать «из виду нашей конечной цели, всегда пропагандировать, охранять от искажений и развивать дальше пролетарскую идеологию — учение научного социализма, т. е. марксизм» (с. 32).

Отстаивая учение Маркса и Энгельса, Ленин призывал творчески подходить к теории и практике революционного марксизма. Вся деятельность Владимира Ильича — яркий образец творческого развития марксистской теории и страстной ее пропаганды, решительной борьбы с извращением марксизма и догматическим отношением к нему лидеров II Интернационала, меньшевиков, оппортунистов всех мастей. Идейных противников Ленин «буквально уничтожал логикой своих доводов, иронией, высмеивал метким, острым словом... Он был страшен для врагов своей невероятно разящей силой правды», — пишет ветеран партии А. А. Андреев (с. 183).

После Октябрьской социалистической революции, когда лидеры II Интернационала начали разнузданную кампанию клеветы против Советской власти, против партии большевиков, Ленин принял меры для быстрейшего издания за границей брошюр, разоблачающих каутскианство. В полном гнева письме Я. А. Берзину, В. В. Воровскому и А. А. Иоффе 20 сентября 1918 года Ленин спрашивает: «...почему мы ничего не делаем для борьбы с теоретическим опошлением марксизма Каутским?» (с. 90). В этом же письме он призывает к единению коммунистов разных стран в борьбе против лжи и фальши ревизионистской пропаганды. В 1918 году Ленин пишет работу «Пролетарская революция и ренегат Каутский», в которой раскрывает истинную сущность политики лидеров II Интернационала, политики предательства интересов рабочего класса.

Непременным условием пропаганды, ведущейся Коммунистической партией, Ленин считал ее правдивость: «Наша пропаганда во всем мире всегда говорила и говорит рабочим и крестьянам правду, а всякая другая пропаганда говорит им ложь» (с. 132). Сам В. И. Ленин — оратор, пропагандист и агитатор — покорял неопровержимостью фактов, страстной убежденностью, ясностью и глубокой партийностью своей мысли. Вспоминая работу III конгресса Коминтерна, Клара Цеткин писала: «Его доклад — мастерский образец искусства убеждать. Ни малейшего признака риторических прикрас. Он действует только силой своей ясной мысли, неумолимой логикой аргументации и последовательно выдержанной линией... Ленин не хочет ослепить, увлечь, он хочет только убедить. Он убеждает и этим увлекает»****.

О неодолимости - правдивого слова большевистской партии Ленин говорил в докладе Центрального Комитета на IX съезде РКП (б): «Ясность пропаганды и агитации есть основное условие. Если наши противники говорили и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации и пропаганды, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов и было истрачено много бумаги, а это надо понимать внутренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в головы всех» (с. 115).

В книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», выдержки из которой приводятся в сборнике, Ленин развил идею создания марксистской рабочей партии в России, сформулировал один из важнейших принципов революционной пропаганды — необходимость ее теснейшей связи с организационной работой. Теоретическая и практическая деятельность должны быть неразрывно связаны. Изучать, пропагандировать, организовывать — так кратко определил Ленин задачи российских социалистов. Некоторые материалы сборника отражают борьбу Ленина за создание революционной марксистской партии в России. Знаменательно, что решение этой всемирно-исторической задачи Ленин предложил начать с создания нелегальной общерусской политической газеты. В статье «С чего начать?» (1901 год) он писал: «Нам нужна прежде всего газета... Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (с. 28, 29).

В работе «Попятное направление в русской социал-демократии» (1899 год) В. И. Ленин всесторонне обосновывает руководящую роль партии в развитии революционной агитации и опровергает тезис «экономистов» о том, что образование рабочей партии, ведущей политическую борьбу, оттеснит будто бы агитацию на второй план. «...Только организованная партия может широко вести агитацию, давать необходимое руководство (и материал) для агитаторов но всем экономическим и политическим вопросам...» (с. 26).

На каждом новом этапе борьбы, анализируя ее уроки, Ленин обогащал опыт агитационно-пропагандистской работы партии. В статье «Об оценке текущего момента» он рассматривает агитацию как средство связи партии с народом, отмечает, что только агитация может показать «в широком масштабе действительное настроение масс», создать «тесное взаимодействие между партией и всем рабочим классом» (с. 57).

Во включенных в сборник статьях «Антимилитаристская пропаганда и союзы социалистической рабочей молодежи», «Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии» Ленин раскрывает целесообразность и плодотворность антимилитаристской деятельности пролетарских партий в их борьбе за мир.

В наши дни Коммунистическая партия в своей деятельности на международной арене исходит из основополагающего ленинского указания, что только социализм способен практически воплотить гуманистические идеалы, обеспечить свободу от эксплуатации, подлинную демократию, равенство и братство всех народов. В этой связи исключительное значение приобретает мысль Ленина, сформулированная им еще в 1899 году в статье «Проект программы нашей партии». Он писал: «...С точки зрения основных идей марксизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата, — интересы всего рабочего движения в его делом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения...» (с. 23).

Особенно большое значение для международного коммунистического движения Ленин придавал программным документам нашей партии и законодательным актам Советской власти, в которых воплощался опыт реального социализма. Выступая в 1919 году с речью при закрытии VIII съезда партии, Ленин говорил: «Наша программа будет сильнейшим материалом для пропаганды и агитации, будет тем документом, на основании которого рабочие скажут: «Здесь наши товарищи, наши братья, здесь делается наше общее дело»» (с. 102). Характеризуя законодательную деятельность Советского государства, Ленин отмечал, что декреты, даже в тех случаях, когда они «не могли быть проведены сразу и полностью, играли большую роль для пропаганды» (с. 101).

В тяжелейших условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны Владимир Ильич призывает к взаимной информированности коммунистических партий, ставит перед Госиздатом вопрос о систематическом издании брошюр, обобщающих фактический материал, публикуемый в зарубежной печати. «Материал этот... — писал он в Госиздат, — пропадает для международной коммунистической агитации, а он крайне ценен» (с. 118).

Большую часть сборника составляют материалы советского периода, в которых Ленин разъясняет новые задачи партийной агитации и пропаганды, вставшие перед партией после победы Великой Октябрьской социалистической революции. «Государственная власть дала нам в руки, — говорил Ленин, — громадный государственный аппарат, посредством которого агитация была поставлена на новые рельсы» (с. 103). Эту же мысль он развивает в речи на Всероссийском совещании Политпросветов (ноябрь 1920 года). Пропагандист, говорил Ленин, «принадлежит к партии, которая управляет, которая руководит всем государством» (с. 124). Ленин всесторонне обосновывал принцип взаимосвязи партийной пропаганды и хозяйственного строительства. В этой же речи он отметил: «Вся пропаганда должна быть построена на политическом опыте хозяйственного строительства. Это наша главнейшая задача...» (с. 126).

Ленинский принцип связи пропаганды с жизнью требует, чтобы пропаганда служила делу воспитания у людей умения соотносить свою повседневную деятельность с целями всего народа, целями партии. «Коммунизм должен стать доступным рабочим массам, как собственное дело», — учит Ленин (с. 127). Пропагандист призван не только разъяснять программу, но и мобилизовать массы на выполнение конкретных задач коммунистического строительства. Выступая на VIII съезде партии, Ленин сказал: «Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это — тоже проповедь, но это проповедь действием...» (с. 101). Выступая на Всероссийском совещании Политпросветов, Ленин определил роль пропаганды в коммунистическом воспитании трудящихся. «...Надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда, надо связывать массы со строительством общей хозяйственной жизни в первую голову. Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста, и когда он себе это усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен» (с. 128).

Сборник также содержит работы Ленина по вопросам печатной пропаганды. В статьях «О характере наших газет», «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов», в «Тезисах о производственной пропаганде», в первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» сформулированы новые требования к прессе в период перехода от капитализма к социализму, обоснована необходимость изменения характера печатной пропаганды. «...Задача — превратить прессу из органа преимущественно сообщения политических новостей дня в серьезный орган экономического воспитания масс населения», — писал Ленин в 1918 году (с. 83).

Одной из главных задач печати Ленин считал воспитание нового, коммунистического отношения к труду, высоко оценивал роль и возможности печати в развитии социалистического соревнования, в пропаганде передовых методов работы; печать призвана конкретно, в деталях изучать местную жизнь, местную практику, обобщать ее и делать достоянием всей страны образцы лучшего хозяйствования, трудовые успехи отдельных лиц, вскрывать упущения, бесхозяйственность, подвергать критике старые, отжившие методы, не отвечающие новым задачам. «Поменьше политической трескотни, — призывал Ленин, — побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам...» (с. 103).

Ясность цели Ленин считал условием успеха пропаганды, ее результативности. «...Без ясного, продуманного, идейного содержания, — указывал Ленин, — агитация вырождается в фразерство» (с. 40). Пропагандист должен уметь без фраз и восклицаний, с фактами и цифрами в руках разъяснять вопросы социализма (с. 46). «Ленин терпеть не мог фальши, фразерства или напускного пафоса, — вспоминал А. А. Андреев. — Пафос в его речах был действительным отражением великих побед пролетарской революции. Вместе с тем он всегда со всей прямотой говорил о наших недостатках и трудностях, которые предстояло преодолеть...» (с. 184).

Владимир Ильич неоднократно подчеркивал необходимость дифференцированного подхода к каждой аудитории, учета ее особенностей (уровня развития слушателей, условий и характера работы и т. д.). «...Коммунистическая партия... — писал он, — обязана уметь и пропагандировать, и организовать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо как для городской, фабричной «улицы», так и для деревни» (с. 116 — 117). Подлинным искусством такого подхода к аудитории в совершенстве владел сам Ленин. «Владимир Ильич обладал, — писал В. А. Карпинский, — удивительной, ему одному свойственной способностью быстро и целиком овладевать вниманием слушателей, будь то политические деятели, ученые или простые люди из народа. Для каждой аудитории он умел найти свой особый подход, подбирал особые аргументы, применял особую методику изложения» (с. 178).

Слушавшие выступления Ленина отмечали, что на рабочих и крестьянских собраниях он говорил с какой-то особенной простотой, ясностью и убедительностью, пользуясь словами и выражениями из обыденной народной речи, поражая слушателей знанием их жизни, быта и нужд. «Однако Владимир Ильич никогда не опускался до вульгаризации, — писал В. А. Карпинский, — не подделывался под рабочую или крестьянскую аудиторию, не льстил ей, ничего не скрывал от нее и не давал невыполнимых обещаний» (с. 179 — 180).

Важное значение имеет эмоциональное воздействие пропагандиста на аудиторию. «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, — указывал Ленин, — чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» (с. 168). В сборник включены известные положения Ленина об устной пропаганде, о роли лектора и силе его влияния на слушателей.

Круг вопросов, отраженных в сборнике, чрезвычайно многообразен. Сборник содержит указания Ленина о постановке библиотечного дела, развитии в стране радио, которое он называл «газетой без бумаги и расстояний» (с. 111), о монументальной пропаганде и по другим вопросам культурного строительства. Основной мыслью этих указаний является утверждение «главенства политики коммунистической партии» (с. 122) во всей политико-воспитательной работе. «Цель политической культуры, политического образования — воспитать истых коммунистов», — указывал Ленин (с. 124).

Ленинские требования к воспитательной работе актуальны и сегодня. Выступая на торжественном заседании, посвященном 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Л. И. Брежнев сказал: «Для всех сфер жизни и развития нашего общества все большую роль будет играть уровень сознательности, культуры, гражданской ответственности советских людей. Воспитывать в человеке устремленность к высоким общественным целям, идейную убежденность, подлинно творческое отношение к труду — это одна из самых первостепенных задач. Здесь проходит очень важный фронт борьбы за коммунизм, и от наших побед на этом фронте будет все больше зависеть и ход экономического строительства, и социально-политическое развитие страны»*****.

Материалы сборника окажут помощь идеологическим работникам, несущим слово партии в массы, в воспитании трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической убежденности, социалистического патриотизма и интернационализма.

Примечания:

* Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 2. М., 1973, с. 138 — 139

** Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 74.

*** См. настоящий сборник, с. 59 — 60. (Далее все ссылки на работы, вошедшие в настоящее издание, даются на страницы сборника.

**** Воспоминания о В. И. Ленине. В 5-тп т. Т. 5. М., 1968 — 1969, С. 31 — 32.

***** Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс человечества. М., 1977, с, 15.

 

Joomla templates by a4joomla