Ленин В. И.

О партийном, государственном и общественном контроле

 

В сборник включены полностью или в извлечениях статьи, речи, письма и другие документы В. И. Ленина, посвященные социалистическому контролю. Они дают возможность читателям проследить, как создавались органы партийного, государственного, общественного контроля, как развивалась В. И. Лениным конкретная программа их деятельности в социалистическом строительстве, обобщался опыт трудящихся масс в творчестве новой жизни. Материалы в книге расположены в хронологическом порядке.

Издание предназначено массовому читателю.

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Большое теоретическое и практическое значение в ленинском наследии имеют труды В. И. Ленина о постановке партийного, государственного и общественного контроля. В них разработаны и научно обоснованы демократические принципы проверки деятельности советских, партийных и хозяйственных органов.

Ленин отводил особое место организации контроля и проверке исполнения сверху донизу, привлечению к активному участию в этом деле широких народных масс. В произведениях, вошедших в настоящий сборник, отражается всесторонняя работа Владимира Ильича по налаживанию контроля и учета, совершенствованию их форм и методов, начиная с самых первых дней установления власти трудящихся в нашей стране.

Владимир Ильич разработал положения о задачах и принципах рабочего контроля, который после победы Октябрьской социалистической революции был важен для подготовки промышленности к переводу на рельсы социализма. Ленин считал, что контроль необходимо направлять на улучшение организации производства, учета и распределения продуктов, на совершенствование всех органов Советской власти, на укрепление партийной и государственной дисциплины.

Рабочий контроль явился для широких масс трудящихся первой школой управления хозяйством. Его главные задачи, сформулированные в «Проекте положения о рабочем контроле», заключались в том, чтобы силами пролетариата обеспечить сохранение промышленности от разрушения, пресечение саботажа буржуазии, обеспечение бесперебойной работы предприятий.

Практические меры по созданию органов советского контроля были осуществлены под непосредственным руководством В. И. Ленина. Наряду с установлением рабочего контроля постепенно создавались органы государственного контроля. Постановлениями ВЦИК от 9 мая и Совнаркома от 11 мая 1918 года был образован по инициативе Ленина Народный комиссариат государственного контроля. Владимир Ильич внимательно следил за деятельностью органов государственного контроля, советами и замечаниями помогал устранять недостатки в их работе. В контрольные органы по его указаниям направлялись лучшие партийные кадры.

После победы социалистической революции, учил В. И. Ленин, на первый план выдвигаются вопросы организации народного хозяйства, учета и контроля, управления производством. Без правильной организации учета и контроля за производством и распределением продуктов нельзя обеспечить плановое ведение хозяйства, неуклонное повышение производительности труда, слаженную работу всех отраслей народного хозяйства. Всенародный учет и контроль, указывал Ленин, играют огромную роль в воспитании коммунистического отношения к труду и к общественной собственности, в борьбе против эксплуататоров, тунеядцев, жуликов, хулиганов. «Чтобы обезвредить социалистическое общество от этих паразитов, надо организовать всенародный, миллионами и миллионами рабочих и крестьян добровольно, энергично, с революционным энтузиазмом поддерживаемый учет и контроль за количеством труда, за производством и распределением продуктов»*.

Содержащиеся в сборнике указания, советы и рекомендации Владимира Ильича не теряют своей актуальности и на современном этапе развития нашего общества. Они учат непримиримо относиться ко всему, что тормозит движение нашего общества вперед. Правильно и хорошо поставленный учет дает возможность не только контролировать выполнение государственных планов, но и активно воздействовать на него.

Большое внимание в ленинских работах уделяется вопросам изучения и распространения положительного опыта в области контроля и учета. Знать и обобщать опыт масс, распространять его в целях борьбы с отдельными отрицательными явлениями в нашей жизни, учить людей на показе передового опыта — в этом Ленин видел непременное условие успеха.

Какое значение Владимир Ильич придавал организации контроля, видно из того, что этот вопрос нашел свое отражение в работе многих съездов партии, проходивших под его руководством. В принятой VIII съездом РКП (б) Программе партии поставлена задача совершенствования государственного аппарата, усиления связи с массами, борьбы с бюрократизмом; важнейшая роль в решении этой задачи отводилась государственному контролю. В решениях съезда по организационному вопросу подчеркивалась необходимость создания контроля социалистического характера.

9 апреля 1919 года ВЦИК и СНК приняли декрет о государственном контроле. Однако в связи с усилившимся натиском внешней и внутренней контрреволюции декрет не был полностью реализован. Практически партия могла к нему вернуться только в конце 1919 — начале 1920 года. Партия, Ленин искали пути совершенствования организации контроля. 23 января 1920 года по предложению В. И. Ленина Политбюро ЦК РКП (б) приняло решение о создании Рабоче-Крестьянской инспекции. 24 января 1920 года В. И. Ленин в письме И. В. Сталину, возглавлявшему тогда Наркомат госконтроля, подчеркивал, что главная цель контроля — активное участие широких трудящихся масс в работе органов контроля*.

На основе указаний Ленина было выработано и 7 февраля 1920 года принято ВЦИК РСФСР «Положение о Рабоче-Крестьянской инспекции». Таким образом, как в центре, так и на местах был создан орган социалистического контроля — Народный комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции. Согласно Положению о Рабоче-Крестьянской инспекции намечались три основные формы участия рабочих и крестьян в работе контроля: 1) непосредственное делегирование коллективами трудящихся своих представителей в РКП в качестве ее членов; 2) организация ячеек содействия РКП на заводах, фабриках, на транспорте, в воинских частях; 3) участие представителей трудящихся в массовых ревизионных обследованиях и проверках, проводимых органами РКИ.

Окончание гражданской войны, переход к условиям мирного социалистического строительства поставили перед партией и страной новые задачи, потребовали перестройки работы партийных органов и органов государственного управления, усиления контроля и проверки исполнения.. «Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики»* — так ставил вопрос В. И. Ленин в новых условиях.

Партийному контролю как важнейшему средству развертывания внутренней демократии, укрепления единства партии и ее дисциплины, борьбы с бюрократизмом в советских и хозяйственных учреждениях Владимир Ильич уделял особое внимание.

По решению IX Всероссийской конференции РКП (б) (сентябрь 1920 года) создается Центральная Контрольная Комиссия, а на местах при губкомах — специальные партийные комиссии. X съезд РКП (б), уделивший огромное внимание развертыванию внутрипартийной демократии и укреплению единства партии, признал необходимым образовать контрольные комиссии в областных и губернских партийных организациях. В их обязанность входила борьба с бюрократизмом, карьеризмом, злоупотреблением членов партии своим партийным и служебным положением.

Партия продолжает совершенствовать государственный контроль. Рабоче-Крестьянской инспекции были предоставлены права законодательной инициативы в деле улучшения госаппарата и проведения коренных реформ в области системы управления. В 1921 году В. И. Ленин внес предложение реорганизовать РКИ, привлечь к ее работе высококвалифицированных специалистов. Однако в деятельности Рабоче-Крестьянской инспекции оставалось еще много недостатков, и Владимир Ильич поставил вопрос о ее перестройке.

В идейном наследии Ленина выдающееся место занимают его последние статьи «Как нам реорганизовать Раб- крин», «Лучше меньше, да лучше». В этих произведениях Владимир Ильич всесторонне разработал принципы организации контроля в Советском государстве.Ленин указывал, что необходимо постоянно укреплять Советское государство, улучшать работу государственного аппарата, ибо от этого зависело успешное строительство социализма. Он предложил соединить партийный контроль с государственным, чтобы обеспечить усиление партийного руководства социалистическим строительством, правильное осуществление всеми советскими и хозяйственными органами политики Коммунистической партии. «Я думаю, — писал В. И. Ленин, — что такое соединение является единственным залогом успешной работы», источником силы нашей политики. Он предлагал наделить объединенный орган партийно-государственного контроля широкими полномочиями в вопросах максимального сокращения, обновления и удешевления государственного аппарата.

Предложенный В. И. Лениным план объединения ЦКК и РКП был единодушно одобрен XII съездом РКП (б). На созданный по решению XII съезда партии единый контрольный орган ЦКК — РКП возлагались ответственные задачи охраны единства рядов Коммунистической партии, укрепления партийной и государственной дисциплины, улучшения аппарата Советского государства.

ЦКК — РКП стали острым орудием партии и государства в борьбе против бюрократизма и волокиты, злоупотреблений властью, против тунеядцев и расхитителей народного добра. Главной ее опорой были массы трудящихся, и сам контроль способствовал развитию энергии, инициативы масс. Вся работа органов ЦКК — РКП предавалась широкой гласности, чтобы люди видели результаты проверки. Чем определеннее принимаются меры по результатам контроля, писал В. И. Ленин, тем выше действенность контроля, а это, в свою очередь, способствует расширению круга контролеров и имеет большое воспитательное значение.

Ленинские идеи и принципы всеобъемлющего контроля, осуществляемого трудящимися, получили свое дальнейшее развитие в партийных документах, принятых за последние годы. В новой Программе партии, в решениях партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, определивших задачи развернутого коммунистического строительства, разработаны и обоснованы важные теоретические и практические положения о дальнейшем развитии социалистической демократии, о повышении роли и значения партийного, государственного и общественного контроля. За последние годы особенно возросла активность трудящихся. В этом немалую роль сыграло принятое Коммунистической партией в 1965 году решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля. Это преобразование полностью соответствует ленинским идеям о вовлечении трудящихся масс в управление делами государства. В органах народного контроля сочетается государственный контроль с общественным контролем в центре и на местах. Главной их силой являются самые широкие слои народа: рабочие, колхозники, служащие. Они участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля, в проверке исполнения директив партии и правительства, помогают претворению их в жизнь. Сотни тысяч людей участвуют в работе постоянных комиссий Советов депутатов трудящихся, групп народного контроля, которые следят за деятельностью предприятий торговли и общественного питания. Органам учета и контроля в их работе огромную помощь оказывает советская печать. На ее страницах постоянно публикуются результаты работы органов учета и контроля, что является предметом постоянного и всеобщего интереса советских людей.

В контроле и учете КПСС видит мощное средство совершенствования партийного и государственного руководства, укрепления своих связей с трудящимися массами, вовлечения их в управление делами общества. Органы народного контроля в республиках, краях и областях нашей страны призваны выступать практическими организаторами массового народного контроля, самого демократического, подобного которому не знает и не может знать ни одно капиталистическое государство. Их важнейшее назначение: оказывать помощь партии и государству в выполнении Программы KПCC, осуществлять контроль за мерой труда и мерой потребления, за соблюдением социалистического принципа «кто не работает, тот не ест», выступать против любых действий, наносящих вред коммунистическому строительству.

Претворяя программу построения коммунистического общества в нашей стране, партия и народ на первый план выдвигают задачу создания материально-технической базы коммунизма. Успешное решение этой задачи требует дальнейшего улучшения руководства народным хозяйством, совершенствования управления производством, всестороннего развития социалистического учета и контроля.

* Настоящее издание, стр. 22. Ред

** См. настоящее издание, стр. 145—146. Ред

*** Настоящее издание, стр. 199. Ред

 

Joomla templates by a4joomla