Г. Сафаров
Основы ленинизма
1924
Читать книгу "Основы ленинизма" в формате PDF
Книга написана одним из большевиков. Взгляд на Ленина, революцию, большевиков, ленинизм его сподвижников сразу после смерти
Содержание
I. Два пути теоретического развития (вместо введения)
II. Взгляды К. Маркса и Фр. Энгельса на революцию.
III. Формы борьбы и организация рабочего класса в эпоху Второго Интернационала
IV. Большевизм в борьбе за пролетарскую гегемонию в революции
V. «Война войне!»
VI. Государство и революция
VII. Борьба между империализмом и пролетариатом за крестьянство и угнетенные нации
VIII. Хозяйство и революция
IX. Коммунистическая партия, Советское государство и рабочий класс
X. Этапы борьбы Коммунистического Интернационала
Отрывки из книги:
... Центральное место в революционном марксизме занимает учение о неизбежном крахе капиталистического строя, о социалистической революции и пролетарской диктатуре. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали это, всегда решительно отмежевываясь от реформистского крохоборства, принимающего классовую борьбу лишь в мирных, «законных и нормальных» рамках.
... — "Идею экспроприации я хочу изгнать из социал-демократии. Эта идея противоречит как действительному экономическому развитию, так и общему культурному прогрессу».
Угрожая этим Каутскому, «отец ревизионизма» Эдуард Бернштейн в 1898—99 г.г. совсем не предполагал, что через полтора-два десятка лет Каутские полностью капитулируют перед ним и придут к ревизионистским, буржуазным взглядам на пролетарскую революцию как в вопросе об экспроприации экспроприаторов, так и в вопросе о пролетарской диктатуре.
... Необходимость отстаивать теоретическим оружием марксизма каждую пядь в практическом рабочем движении вытекала, конечно, не из сектантского и узко-кружкового характера наших споров, а об‘яснялась ожесточенной борьбой за партию, которую меньшевики хоронили по всякому поводу. В России последовательно-революционная пролетарская партия могла сложиться окрепнуть и закалиться только в неустанной борьбе за пролетарскую гегемонию в революционном движении, между тем как меньшевики пытались построить ее на парламентско-трэд'юнионистский образец, применительно к «европейским» условиям. Без партии, действительно способной выполнять роль вождя в революции, российский рабочий класс был бы обречен на положение пушечного мяса в чужих, буржуазных руках.
Международная социал-демократия видела в наших якобы фракционных спорах «бесполезную растрату сил», «ущерб единству рабочего движения» и прочие «ужасы». Последующий ход истории показал, что гораздо предусмотрительнее было проводить генеральную размежевку с оппортунизмом до решающих классовых битв, чем во время и в ходе их, под риском в любую минуту быть выданным изменниками врагу. В период 1914—1923 г.г. пролетариату Европы пришлось расплачиваться потоками крови за измену социал-демократии.
... Там, где революция «делается» при постоянной оглядке назад и где последовательные этапы ее приводят к всеобщему равнению слева направо, движение теряет свою силу при каждом новом повороте. Всякий новый компромисс, новое соглашение ведут к новым, более сильным поражениям революции. Рамки революции сужаются непрерывно, посколько движущей силой событий служит боязнь перед «крайностями» революционного пути, перед резким обострением классовой борьбы. Несамостоятельность и незрелость передового революционного класса на другой же день после первого победоносного восстания вызывают об‘единение против него всех более умеренных общественных слоев. «Те, кто делают революцию наполовину», — говорил один из вождей великой французской революции, Сен-Жюст,— «лишь роют себе могилу». Борьба за захват государственной власти составляет неизбежный высший этап классовой борьбы, а она может быть подготовлена только последовательной классовой борьбой в предшествующий период.
... Вражеский стан нужно разбивать по частям. Нужно разбивать чужими силами главного врага, чтобы после победы над ним расколоть и уничтожить и эти силы.
... Так было во всех революциях: самая смирная партия, способная еще взять управление в свои руки, становится у государственного руля, но только потому, что побежденные видят в этом, последнюю надежду на спасение. И у нас самих нельзя ожидать, что в момент переворота за нами будет большинство избирателей, а значит—и народа. Весь буржуазный класс, все остатки феодально-собственнических классов, значительная часть мещанства и сельского населения столпятся тогда вокруг той буржуазной партии, которая на словах тогда будет наиболее революционной, и я считаю вполне возможным, что она будет представлена во временном правительстве и, может быть даже, на короткое время составит в нем большинство.
... Ревизионизм об‘явил борьбу «за пятачковые интересы» высшей ступенью рабочего движения, подчиняющей своим задачам все другие виды его, включая и; политическое движение. Организационным выводом из этого было провозглашение политического нейтралитета профессиональных, союзов и противопоставление их политической партии.
... На политической арене французский рабочий класс был подавлен силой большинства мелкобуржуазной демократии.
Вынужденный в этой области прибегать к идейной помощи выходцев из буржуазной интеллигенции и не будучи в состоянии подчинить ее пролетарскому руководству и дисциплине, он неизбежно становился жертвой буржуазно-демократического карьеризма различных Мильеранов, Брианов, Вивиани и т. п. Последние выскакивали к власти, употребляя пролетарскую спину, как трамплин. Сначала они ратовали за участие социалистов в правительстве, потом открыто переходили в лагерь буржуазии. Таким образом, во французском рабочем движении партийная политика вместо того, чтобы служить организации пролетариата в класс, служила прямой дезорганизацией рабочего класса. Реакция на министериализм и беспардонное сотрудничество классов проявились в анархо-синдикализме. И она не усилила, а еще более обессилила экономическую борьбу французских рабочих.
Слабость французскаго пролетариата всегда в первую голову выражалась в ничтожной численности его организаций, в организационной раздробленности его и обилии сект в его рядах.
... Организация рабочего класса не есть самоцель, но—средство классовой борьбы.
... «Абсолютные» шансы на победу,—этот кумир всякого и всяческого оппортунизма,—мот доставить только «правильный и постепенный» организационный рост.
... Если для проведения пролетарской гегемонии в революции нужно «итти в народ», следует создать такую централизованную партийную организацию пролетарского авангарда, которая бы сумела противостоять чужеродным влияниям и руководить не только пролетарскими массами.
... Задача пролетарского руководства революционным движением требовала, во-1-х, организационного отбора—на основе революционной программы, тактики и фактического участия в партийной работе—наиболее выдержанных передовиков рабочих, во- 2-ых, такой тактики, которая бы делала централизованную пролетарскую организацию авангарда стержнем всякой революционной борьбы.
... Для роли парламентской оппозиции в гражданской войне нет места.
... Как и т. Мартынов, т. Троцкий не склонен признавать своих ошибок в первой революции. — «Что касается теории «перманентной революции», то я решительно не вижу оснований отрекаться от того, что писал по этому поводу в 1904—5—6 г.г. и позже. Я и сейчас считаю, что основной ход мыслей, развивавшихся мною тогда, несравненно ближе к действительной сущности ленинизма, чем многое и многое из того, что писалось рядом большевиков того времени»
... Так Рожков убеждал Столыпина, Рябушинского и Струве допустить легальную «рабочую партию» для борьбы с революционным подпольем.
... Всемирно-исторический призыв Коммунистического Манифеста подвергнут существенному дополнению и ныне, с поправкой Каутского, гласит: Пролетарии всех стран, соединяйтесь в мирное время и режьте друг другу глотку во время войны!..
"Ленинизм есть практическое и теоретическое применение марксистского метода к условиям международной пролетарской революции, порожденной мировым кризисом капитализма.
Ленинизм есть такое развитие этого марксистского метода, которое необходимо для международной победы пролетарской диктатуры.
И поэтому, ленинизм непобедим.
Поэтому он является победоносным оружием международной революции труда.
Ибо ленинизм претворил в жизнь величайший завет марксизма: «освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих»."