От авторов сайта: Зачем, как, по какому принципу создавались боевые рабочие дружины, как вооружались, обучались и сплачивались. Роль Ленина в подготовке боевых организаций. О методах и формах агитации в партии. О военных восстаниях в первую русскую революцию. Роль Землячки в ходе восстания. Создание Красной гвардии. Агитация в армии и флоте во время ПМВ. Подготовка революции с военной точки зрения.
Н. Р. Панкратов, И. М. Поляков
Военно-боевая работа партии большевиков
в период борьбы за диктатуру пролетариата
(1903 — 1917 гг.)
1965
Читать книгу "Военно-боевая работа партии большевиков" в формате PDF
Отрывки из книги:
... Боевая работа — это деятельность партии большевиков по военному обучению и боевой подготовке рабочего класса и трудового крестьянства к революции. В ходе ее создавались боевые дружины (1905—1907 гг.), отряды Красной гвардии (1917 г.), проводилось вооружение и обучение дружинников, красногвардейцев. Вооруженные и обученные рабочие отряды являлись главной, основной ударной силой революционной армии, главным вооруженным оплотом революции.
Военная работа — это революционная деятельность партии большевиков в армии и флоте. Она была направлена на создание и укрепление в войсках большевистских партийных организаций, на завоевание солдатских и матросских масс на сторону рабочего класса, на сторону революции. Революционные солдаты и матросы являлись надежной опорой пролетариата, большевистской партии.
... Разнообразие форм революционной борьбы находится в неразрывном единстве с вооружением рабочего класса и многомиллионных трудящихся масс, с процессом отвоевания у эксплуататоров их главной опоры — армии и флота.
... «Постоянное войско, — писал Ленин, — везде и во всех странах служит не столько против внешнего, сколько против внутреннего врага. Постоянное войско повсюду стало орудием реакции, слугой капитала в борьбе против труда, палачом народной свободы»2.
... В трудах В. И. Ленина дано исчерпывающее обоснование положения, что создание вооруженных сил революции — революционной армии необходимо в одинаковой мере как для осуществления победоносного вооруженного восстания, так и для обеспечения мирного развития революции.
... Кроме того, массовые постоянные армии являются сборным пунктов, где впервые встречаются миллионы рабочих и крестьян, разбросанные ранее по всей стране, и это способствует развитию их классовых интересов, развитию революционного движения в войсках.
Таким образом, оживление демократического духа и развитие революционного движения в войсках зависит от развития революционного движения в стране, использования войск против революции, особенностей строения самого армейского организма и тяжелого положения низов армии. В силу всех этих обстоятельств происходят брожения и колебания в войсках, вспыхивают восстания и отдельные части армии могут даже переходить на сторону народа.
Однако активный переход войск на сторону революции, их организованность и стойкость в борьбе, поддержка рабочего класса и крестьянства не происходят стихийно, а подготовляются партией рабочего класса.
В. И. Ленин беспощадно разоблачал меньшевиков за то, что они отрицали необходимость завоевания армий эксплуататорских государств на сторону пролетариата и утверждали что надо ждать, пока войско само по себе, стихийно станет революционным. В. И. Ленин учил, что нельзя представлять переход войск в виде какого-то простого единичного акта, являющегося результатом убеждения, с одной стороны, и сознания, с другой . На самом же деле переход войск на сторону революции — это очень сложный процесс, зависящий от целого ряда условий.
Кроме объективных причин, для обеспечения перехода- войск на сторону революции необходимы следующие основные условия:
Во-первых, наличие у революционной части войска выдержки и ясного понимания целей и задач борьбы. Без этого условия движение в армии остается фактически бесперспективным, широкие массы борцов хотя и быстро вспыхивают и возмущаются, но также легко уступают свои требования в силу неразвитости и непонимания классовых задач движения.
... Во-вторых, наличие в войске социал-демократических организаций, способных руководить движением, возглавить борьбу революционной части войска и в определенных условиях перейти в наступление против правительственной власти.. Без этого условия вспышки, волнения, недовольства и даже восстания в отдельных частях остаются, как правило, изолированными, не связанными друг с другом и с общей борьбой рабочего класса и крестьянства и поэтому легко подавляются правительством.
... В-третьих, умение партии рабочего класса организовать физическую борьбу за войско в ходе восстания.
... В 1901 году в Москве, в 11-м лейб-гвардейском Екатеринославском полку, возникла одна из первых в России военная организация среди солдат.
... «В военной среде,— писал Ленин,— в последнее время замечается несомненное оживление демократического духа, отчасти вследствие учащающихся случаев уличной борьбы против таких «врагов», как рабочие и студенты. И, как только позволят наличные силы, мы непременно должны обратить самое серьезное внимание на пропаганду и агитацию среди солдат и офицеров, на создание «военных организаций, входящих в нашу партию».
... Военные и боевые организации создавались как часть единой большевистской партии.
... Вот полный текст этого замечательного ленинского документа: «Съезд обращает внимание всех партийных организаций на важность социал-демократической пропаганды и агитации среди войска и рекомендует направить все усилия к скорейшему закреплению и оформлению всех имеющихся связей среди офицеров и нижних чинов. Съезд признает желательным образование особых групп служащих в войске социал-демократов с тем, чтобы группы эти занимали определенное положение в местных комитетах (как ветви комитетской организации) или в центральной организации (как учреждения, созданные непосредственно Центральным Комитетом и непосредственно ему подчиненные)».
... В нем было сказано: «От редакции. Ввиду важности выяснения вопроса о постановке агитации в войсках как в смысле подведения итогов уже сделанного в этом направлении, так и в дальнейшей разработке вопроса о пропаганде, редакция убедительно просит товарищей доставлять ей сведения по следующему вопроснику:
1) количество войск в данной местности с подразделением их по роду оружия и состав по губерниям; 2) ведется ли работа в войсках и каким способом: кустарнически или организационно; 3) характер организации: кружки, военные группы при комитете, самостоятельно и т. д. (подробнее); 4) как завязывались сношения с казармой; 5) с чем подходили к солдату, с чего начинали (с выяснения ли бесправного положения солдата или с указания на преступность войны и т. д.); 6) как и где велись занятия; 7) были ли работники из числа солдат; 8) число организованных солдат; 9) количество и характер выпускаемых прокламаций к войскам (желательно их получить); 10) делались ли попытки использовать объявление мобилизации в целях восстания (описать); 11) какие конкретные, общие и частные лозунги выдвигались и выдвигаются по отношению к войне, к восстанию; 12) общее настроение войск и возможное поведение их в случае восстания; 13) какое улучшение необходимо в работе; 14) сведения о существующих военных революционных организациях, районных и местных; 15) как создать единую общероссийскую организацию»
... По имеющимся документам можно отметить, что если в 1903 году только 3 социал-демократические организации вели постоянную работу в армии, а в 1904— 11 и одновременно были уже созданы 3 военные организации, то в 1905 году работу в войсках вели 64 социал-демократические организации, а военных организаций РСДРП было 27.
... Вслед за Москвой в декабре 1905 и в январе 1906 годов восстания разгорелись в ряде других мест: Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Донбассе, Екатеринославе, Мотовилихе, Уфе, Красноярске, Чите. Крупные вооруженные восстания произошли в Закавказье, Польше, Прибалтике, Финляндии.
... У рабочих отрядов было много боевого энтузиазма, но не было умения вести бой. Ленин на IV съезде партии указывал, что большевикам надо знать военное дело, иметь своих офицеров, которые военными знаниями превосходили бы слуг царизма.
... Доводя об этом до сведения всех партийных организаций, в которых ведется какая-либо работа среди войск, военное бюро просит доставлять ему письма и корреспонденцию по специальному адресу, который будет разослан, причем прежде всего особенно желательно получить подробные ответы на следующий ряд вопросов о положении дел на местах:
1) Количество войск в данном городе или районе и их состав (т. е. какие войсковые части там расположены).
2) Общее настроение в войсках. Не было ли за последнее время попыток к вспышкам и, если да, то чем и кем они были вызваны.
3) Какие связи имеются в войсках. Каков характер и направление работы (т. е. на какой почве и в какой форме ведется агитация, ведется ли пропаганда и ее содержание, форма солдатских организаций и т. п.).
4) Количество денежных средств, личный состав военной организации (т. е. ее количество и качество работников, преобладают ли в ней интеллигенты или рабочие).
5) Есть ли литературные силы и технические средства для издания местной газеты или вообще систематической, литературной агитации.
Намечая эти вопросы в самой общей форме, В. Б. представляет, конечно, местным работникам в своих ответах комбинировать их и дополнять, как они сочтут для себя удобным».
... Царское правительство жестоко подавляло антивоенные выступления рабочих, крестьян и мобилизованных в армию, используя для этой цели весь административно-полицейский аппарат и воинские части. При подавлении волнений во время всеобщей мобилизации с 19 июля по 1 августа 1914 г. было убито 247 человек и ранено 258 человек из числа запасных, крестьян и городского населения. Полиция и войска потеряли 106 человек, в том числе 12 убитыми, 94 ранеными.
... Активное участие солдат и матросов в повседневной революционной работе не раз вынуждены были отмечать в своих донесениях начальники жандармских управлений, от которых министерство внутренних дел и департамент полиции требовали оградить армию и флот от проникновения туда агитаторов и пропагандистов со стороны. Так, начальник Финляндского жандармского управления в январе 1916 года сообщал в ответ на подобное требование буквально следующее: «Что же касается, — писал он, — вопроса об ограждении чинов флота от вторжения в их среду революционных агитаторов извне, то таковых там уже имеется достаточное количество своих, участвовавших в беспорядках 1905—1907 и 1910—1912 гг., как о том говорится в предложении департамента полиции от 18 января за № 100508, почему едва ли является надобность в проникновении таковых извне».
... Призыв большевистской партии организовать стачку протеста нашел самый горячий отклик среди рабочих Петрограда и других городов страны. «Петроградский пролетариат,— писала газета «Пролетарский голос»,— не мог молчать в этот день. Его выступление должно (было) быть особенно мощным, чтобы укрепить революционное единение армии и народа. Матросы на скамье подсудимых должны (были) знать, что рабочие с ними, что дело матросов пролетариат считает своим (делом). Чтобы придать выступлению особую внушительность, решено было продлить стачку 3 дня, чтобы, постепенно развиваясь, она захватила возможно больше заводов. Были подготовлены к этому дню прокламации. Партийные заводские организации взяли на себя проведение митингов и стачки».
... Царская полиция, сообщая о том, что идея всеобщей стачки в рабочем классе со дня на день приобретает новых сторонников и становится такой же популярной, какой она была в 1905 году, в то же время доносила, что прибывшие с фронта солдаты сплошь да рядом говорят про нынешнее политическое положение: «Да чего смотреть-то, взять да приколоть такого-то мерзавца. Будь мы здесь, мы не стали бы долго думать и т. п.». Возможность «возобновления красного террора в ответ на белый не подлежит никакому сомнению, тем более, что в действующей армии, согласно повторным и все усиливающимся слухам, террор широко развит в применении к неугодным начальникам».
... Восставшие захватили полицейские участки, судебные учреждения, вылавливали городовых и реакционных офицеров, подавляли каждый очаг контрреволюции. Вместе с рабочими солдаты и матросы забирались на крыши и чердаки домов, снимали пулеметы и силой подавляли сопротивление контрреволюции. Исключительную активность в этом деле проявили революционные матросы флотских частей, расположенных в Петрограде. Так, например, матросы 2-го Балтийского флотского экипажа разоружили городовых и сняли пулеметы с чердаков и крыш на углу Лиговки и Знаменской площади, на углу Садовой улицы и Невского проспекта, на Фонтанке, у Калинкина моста, на Мариинском театре, с церкви на Екатерингофском проспекте, на Морской 22, с церкви на Лермонтовском проспекте, с Троицкого собора на Измайловском проспекте и во многих других местах
... О том, как создавались партийные ячейки в частях, рассказывает в своих воспоминаниях один из активных работников Московской военной организации И. Н. Чиненов:
«...Военка давала задание организовать партячейку в каком-либо полку.
В начале заводились знакомства с солдатами этого полка через общих знакомых или через представителей в Совете солдатских депутатов. Шли общие беседы о политике, выяснялось настроение полка, отдельных солдат. Выслушаешь мнение собеседника о земле, войне и мире, о Временном правительстве, о партиях, расскажешь о том, какие разговоры по этим вопросам ведутся в нашем полку, укажешь газеты или брошюры, говорящие правду, и даешь их прочитать. А когда заинтересуешь большой круг солдат, ставишь вопрос о митинге, о выступлении оратора-большевика.
Потом пригласишь раза два-три сочувствующих большевикам в Военное бюро, в наш большевистский солдатский клуб на Цветном бульваре. А там уже сам собой выплывает вопрос о создании ячейки».
... Об усилении влияния большевиков в армии вынуждено было признать и верховное главнокомандование. В своем донесении от 23 июня военному и морскому министру Керенскому верховный главнокомандующий генерал Брусилов: сообщал: «Настроение на фронте очень скверное и благодаря агитации, идущей с тыла и, главным образом, из Петрограда, многие части отказываются занимать позиции и категорически высказываются против наступления. Во многих частях настроение крайне возбужденное, а в некоторых полках открыто заявляют, что для них, кроме Ленина, нет других авторитетов.