От авторов сайта: наряду со славословиями у автора (отзовиста) показательны оценки Ленина. Некоторые эпитеты - это песнь ))). Автор был большевиком, отзовистом, впередовцем, межрайонцем, потом коммунистом.
Е.А Преображенский
В.И. Ленин
Социологический набросок
1924
Читать книгу "В.И. Ленин" в формате PDF
Отрывки из книги:
... Характерной чертой всех ошибок тов. Ленина (кроме его аграрной программы с „отрезками", хотя и она была шагом вперед по сравнению с тогдашней позицией большинства с.-д. в аграрном вопросе), было то, что он всегда ошибался влево, а не вправо. Такова ошибка с бойкотом думы, такова ошибка с предложением оставить лозунг „вся власть Советам”, как уже нереволюционный (VI съезд партии), таково нетерпение его в вопросе о сроке восстания, такова, наконец, последняя классическая ошибка с Варшавой.
... Таким путем были заложены в ходе практической борьбы основы для того замечательного социологического феномена, каким является РКП. Задача с малыми, но хорошо спаянными и однородными силами двигать большими силами была решена. Структура РКП, ее методы работы внутри и вне партии—вот метод решения этой задачи. Это решение не является, разумеется, единственно возможным и единственно целесообразным для всех рабочих партий, идущих к революции. Не везде есть те элементы, из которых можно было бы получить такие слагаемые, как у нас. Мы имели революционный рабочий класс, молодой, неиспорченный капитализмом, с огромной потенциальной революционностью и самоотвержением; мы имели не мирную, а революционную ситуацию в стране, мы имели несколько поколений революционной интеллигенции, из которой было что выбрать и притянуть к себе пролетарскому магниту; у нас были отводные каналы для мелкобуржуазной революционности (с.-р.) и для марксистски прикрытого также мелкобуржуазного интеллигентского оппортунизма (меньшевики). Наконец,—и это не наш плюс,—партия строилась на базе культурно очень отсталого пролетариата, при огромной дистанции, отделяющей идейных передовиков-интеллигентов и рабочих не только от всей рабочей массы, но и от массы членов своей же партии. А это делало объективно неизбежным усиление централизма, усиление, в том числе формальное, партийного авторитета руководящих кадров и соответственное уменьшение самодеятельности партийных низов.
Решение организационной проблемы, представленное в лице РКП, не есть единственное возможное для рабочих других стран, но оно было единственно возможным для нашего пролетариата в условиях первой революции. Гений Ленина проявился в том, что он выбрал единственный целесообразный путь строительства большевистской партии из данного материала в данных исторических условиях.
... Под руководством Ленина партия и рабочий класс на спинах аграрной крестьянской революции ворвались в октябрьские дни в Зимний дворец и в Кремль. Под его руководством партия отступила на позиции Брестского мира, преодолевая наступательный автоматизм Октябрьской революции, чтобы не порвать связи со своей пехотой от сохи и плуга, не желавшей воевать. Под его руководством партия, после курса на комитеты бедноты, берет курс на 8-м съезде партии на середняка, эту основную массу нашей Красной армии. Под его руководством наша партия, прощупав предварительно ребра европейского империализма походом на Варшаву, делает крутой поворот от военного коммунизма к нэп’у с той же целью: не воевать с резервами деревни и сохранить политическое руководство пролетариата над крестьянством.
... Безошибочность оценок Владимира Ильича так часто подтверждалась практикой, что в нашей партии даже сложилась поговорка: «Голосуй с Ильичом, — не ошибешься».
... Но если б по какому-либо из коренных вопросов, которые вообще стояли перед партией и революцией, произошло расхождение между, скажем, ЦК и Лениным или партсъездом и Лениным, и вопрос был бы поставлен на референдум как партии, так и рабочего класса вообще, то очень мало шансов, чтобы именно Ленин остался в меньшинстве. Это могло быть разве по одному из тех вопросов, где Ленин оказался бы против каких-либо предрассудков массы или автоматизма классовой ненависти, затруднявшей маневрирование (например, вопрос о спецах и т. д.). Но если, к счастью для нашей партии и нашей революции, не было еще случая, чтобы рабочая масса решала голосованием спор между Лениным и большинством партии, если Ленин всегда выступал от имени партии и от имени Советской власти, то сами массы не раз проводили борозду между тем и другим. Достаточно вспомнить о крестьянской вере в большевика Ленина, которого деревня противопоставляла коммунистам. Но еще более важным является тот факт, что в наиболее трудные моменты жизни нашей партии, в период голодовки пролетариата, несомненно, среди малосознательных рядовых рабочих Ленин пользовался большим авторитетом, чем коллектив РКП.