Зашихин А.Н.

О числе жертв Кровавого воскресенья

(по поводу цифры 4 600)

Вопрос о числе жертв кровавых событий 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге не раз поднимался в исторической литературе, но не получил общепризнанного достоверного ответа даже спустя сто лет после этой национальной трагедии. Данные официальных сообщений, опубликованные в январе 1905 г. «Правительственным вестником», были сразу же отвергнуты общественностью как явно неполные и даже намеренно заниженные. Попытки очевидцев и современников по горячим следам установить более или менее точное количество жертв также не дали удовлетворительных результатов. В последующих работах историков приводились разнообразные версии, порой значительно отличавшиеся друг от друга. Не случайно авторы новейшей обобщающей академической монографии, изданной к 100-летию революции 1905-1907 гг., так и не делают окончательного вывода о числе убитых и раненых

9 января, ограничиваясь перечислением известных по разным источникам и сильно разнящихся между собой цифр1.

К приведенным в монографии «Первая революция в России: взгляд через столетие» сведениям можно добавить и другие имевшие место за сто минувших лет попытки установить число жертв Кровавого воскресенья. Так, еще в 1920-е гг. В.И. Невский полагал, что убитых было от 150 до 200, раненых - от 450 до 800, а все число пострадавших с 9 по 12 января 1905 г. в Петербурге исчислялось от 800 до 1000 человек максимально2. В.Д. Бонч-Бруевич, напротив, пришел к выводу, что общее число «убитых, раненых, помятых и избитых» составило не менее 4 тысяч человек»3. Однако правильность его подсчетов была поставлена тогда же под сомнение В.И. Невским4, а в 1960-е гг. - С.Н. Османовым5, который счел предположение Невского ближе к истине.

В разные годы в литературе приводились и другие данные: более 1 тыс. убитых и более 2 тыс. раненых6, свыше тысячи убитых и несколько тысяч раненых7, больше тысячи убитых и около пяти тысяч раненых8 и т.д. Причем какой-либо аргументации в пользу этих цифр не давалось.

С 1950-х гг., и особенно часто со второй половины 1960-х гг., в работах советских историков. включая наиболее авторитетные труды того времени, стала фигурировать цифра 4 600 убитых и раненых9. Она переходила из книги в книгу и если вообще как-то пояснялась - то приводилась со ссылкой на некий список, составленный журналистами - очевидцами событий. При этом оставалось неясным, что же это за список, кто конкретно его составлял и почему эти данные вдруг стали считаться достаточно достоверными. В большинстве случаев в работах советских авторов просто давалась ссылка на страницу 227 тома 9 Полного собрания сочинений В.И. Ленина (5-е изд.).

Здесь помещена заметка под заголовком «Число убитых и раненых», впервые напечатанная в № 4 большевистской газеты «Вперед» от 18(31) января 1905 г. В собрание сочинений Ленина заметка впервые была включена в 1947 г. (4-е изд., т. 8, с. 101). До этого она была опубликована в 1934 г. в XXVI Ленинском сборнике. В заметке, в частности, говорится: «По последним газетным известиям, журналисты 13-го января подали министру внутренних дел список 4 600убитых и раненых, список, составленный репортерами»10.

В тексте заметки нет конкретных указаний на газету (или газеты), в которых было опубликовано сообщение об этом списке. Не содержит такой информации и входящий в научно-справочный аппарат тома «Указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых В.И. Лениным». Авторы работ, в которых приводилась цифра 4 600, но существу обходили вопросы, связанные е происхождением списка, его атрибуцией, степенью достоверности, ограничиваясь простой ссылкой на Полное собрание сочинений В.И. Ленина. Лишь С.Н. Османов, упоминая о «списке 4 600 убитых и раненых», счел необходимым обратить внимание на то, что «никаких следов... этого документа пока не обнаружено, и невозможно сказать, насколько точными и обоснованными являются эти репор терские данные»11. Отмстим, что сам Ленин относился к ним критически. «Конечно, - писал он в той же заметке, - и эта цифра не может выть полной, потому что и днем (не говоря уже о ночи) невозможно было бы подсчитать всех убитых и раненых при всех стычках»12.

Но какие именно «газетные известия» были использованы Лениным в качестве источника для заметки «Число убитых и раненых»? Советские историки оставляли этот вопрос вообще без ответа. Американский исследователь Уолтер Саблински писал, что Ленин использовал информацию из лондонской The Times, первоначально появившуюся во французской печати13. Обратимся специально к этому вопросу и попробуем осветить его подробнее.

Известно, что с начала первой российской революции до ноября 1905 г. (то есть до возвращения на родину из эмиграции) Ленин, который в то время жил в Швейцарии, широко использовал в своих работах материалы западноевропейской прессы. Иностранные газеты служили вождю большевиков важным источником как для изучения откликов за рубежом на революционные события в России, так и для анализа хода самой российской революции14. Необходимость обращаться к материалам иностранной печати как источнику информации о ходе событий в России была обусловлена для Ленина следующими обстоятельствами.

Во-первых, западноевропейские газеты были для русской эмигрантской колонии в Швейцарии чаще всего наиболее оперативным источником информации подобного рода. Во-вторых, корреспонденции из России в иностранных газетах сообщали о событиях в стране более откровенно, чем это делала русская легальная печать. Так, в январе 1905 г. легальная русская печать вообще была лишена возможности печатать сообщения о трагедии в Петербурге, отличные от официальной версии. «О событиях 9 января и последующих дней мы имеем возможность печатать только правительственные сообщения и официальные сведения», - писало, например, «Новое время»15.

Наконец, в-третьих, сведения наиболее информированных иностранных корреспондентов в Петербурге сами по себе заслуживали внимания благодаря осведомленности этих журналистов о настроениях, мнениях и слухах, имевших хождение в различных общественных кругах.

Оперативная политическая информация из России вдвойне была востребована Лениным с конца 1904 г., так как именно в это время он наладил издание в Женеве большевистской еженедельной газеты «Вперед», основную часть статей и заметок для которой он писал сам.

Свидетельством того, что источником сведений для заметки «Число убитых и раненых» (как и для других статей и заметок, напечатанных в газете «Вперед» под общим названием «Революционные дни») послужили материалы иностранной прессы, является содержащаяся в заметке ссылка на сообщения иностранных корреспондентов. «Недаром, как все заграничные корреспонденты сообщают, - читаем в заметке, - рабочие Петербурга кричали офицерам, что они успешнее сражаются с русским народом, чем с японцами»16.

Можно предположить, что и «последние газетные известия», на основании которых в заметке приведена цифра 4 600, - это также сообщения иностранной печати. Изучение комплектов иностранных газет за январь 1905 г. позволяет убедиться в этом. 14(27) января в печати появилась следующая информация телеграфного агентства Рейтер (приводим ее полностью в оригинале - по номеру The Times от 27 января 1905 г. - и в нашем переводе):

The Killed and Wounded

Paris, Jan. 26*

The Journal publishes the following from its St. Petersbourg correspondent: -“In the course of the reception given by the Minister of the Interior to newspaper managers, the latter presented that official with a list of the persons killed and wounded on Sunday which had been drawn up by their reporters. The total is at present fixed at 4,600”.

*Through Reuter’s Agency.

(Перевод)

Убитые и раненые

Париж, 26 янв.*

Journal публикует следующее сообщение своего петербургского корреспондента: «Во время приема, данного министром внутренних дел редакторам газет, последние вручили этому чиновнику список лиц, убитых и раненых в воскресенье, который был составлен их репортерами. Итог в настоящее время зафиксирован цифрой 4 600».

*От агентства Рейтер.

Если сопоставить эту информацию с текстом заметки «Число убитых и раненых», можно убедиться, что источником для заметки послужило цитируемое в телеграмме Рейтер сообщение петербургского корреспондента газеты Le Journal. Причем Ленин скорее всего пользовался именно информацией Рейтер, опубликованной в The Times, а не газетой Le Journal: свидетельств использования нм непосредственно этой парижской газеты нет, в то время как материалы данного номера The Times послужили источником и для других ленинских работ января 1905 г17.

Но насколько достоверной была информация иностранной печати о числе жертв 9 января? Заграничная пресса публиковала в те дни крайне противоречивые сведения. В телеграммах агентства Рейтер сначала называлась цифра 1 500 убитых и раненых. Агентство Лаффан сообщало о 2 000 убитых и 5 000 раненых. Информацией агентств пользовалось большинство газет, добавляя не менее противоречивые сведения от собственных корреспондентов. Характерно, что сами иностранные корреспонденты в Петербурге сознавали неточность приводимых ими цифр. Так, корреспондент лондонской газеты The Standard, рассказывая со слов очевидца о расстреле толпы у Нарвских ворот, писал, что сообщаемое им число убитых («тысячи») - «абсурдное преувеличение, но оно интересно как свидетельство впечатления, произведенного расстрелом на простой народ»18.

Корреспондент Рейтер в телеграмме от 9(22) января, ссылаясь на распространенные слухи, писал даже о 20 тысячах убитых и 4 тысячах раненых, но тут же оговаривался: «Эти цифры, без сомнения, преувеличивают в большой степени действительное положение дел»19.

В то же время корреспонденты скептически отнеслись и к данным официальных сообщений, считая их, напротив, заниженными. Показательны в этом смысле рассуждения корреспондента L’ Humanite Этьена Авснара: «В понедельник “Правительственным вестник” опубликовал результаты усмирения: 76 убитых и 233 раненых. На следующий день, “по дополнительным сведениям”, оказывается 96 убитых и 333 раненых. С другой стороны, некоторые телеграммы давали цифру в 5, 6, 10 тысяч и даже 24 тысячи жертв. И с той и с другой стороны - неправда или очевидное преувеличение. На чем, однако, остановиться среди двух крайностей и как установить истину? Даже сегодня невозможно еще дать точное число и, вероятно, число это останется навеки неизвестным»20. Так писал французский корреспондент Авенар в сообщении, опубликованном в L’ Humanite 17 февраля (н. ст.) 1905 г. Подобное мнение высказывал еще раньше и корреспондент английской газеты The Standard: «Возможно, что точное число пострадавших никогда не будет известно. “Бог знает”,- слышал я, как сотни раз люди отвечали мне с волнением в голосе». Тут же корреспондент признавал явную преувеличенность приведенных первоначально цифр, опять заявив, что их «давали, главным образом, чтобы выразить размеры впечатления, произведенного расстрелом на народ»21.

Что же касается цифры 4 600, то в английской печати она появилась, как мы видели, в телеграмме Рейтер из Парижа от 26 января (н. ст.) 1905 г. со ссылкой на Lе Journal. Эту информацию на следующий день напечатала The Times и другие иностранные газеты вместе с самой разной и противоречивой информацией из России, поступавшей в эти дни. Однако в последующие дни ни английская, ни французская печать уже не повторяли цифру 4 600, так- как она, как и многие циркулировавшие тогда слухи и «газетные утки» тех дней, не получила подтверждения. Не подтвердились другими источниками также ни сообщение о состоявшемся якобы приеме министром внутренних дел представителей прессы 13(26) января 1905 г., ни само существование «списка 4 600 убитых и раненых».

Между тем большевистская газета «Вперед» в лице ее главного редактора и основного автора В.Н. Ленина познакомила своих русских читателей с цифрой 4 600 в заметке «Число убитых и раненых». При этом газета объявила цифру неполной, полагая, что истинное число жертв больше. Такая точка зрения вполне объяснима. В.И. Невский писал по этому поводу в 1922 г.: «О том, что число убитых и раненых сильно увеличивалось не только обывателями, но и такими серьезными органами, как “Вперед” и "Искра”, нечего и говорить, ибо не трудно понять, что иного представления о числе пострадавших не могло и получиться, принимая во внимание варварское поведение войск»22.

Как видим, использование В.И. Лениным в январе 1905 г. в заметке «Число убитых и раненых» цифры 4 600 исторически и психологически вполне понятно. Привнесение же спустя десятилетия цифры 4 600 в советскую историографию (после включения заметки «Число убитых и раненых» в канонизированное собрание сочинений Ленина) объясняется уже совсем другой причиной, а именно - догматическим отношением советской историографии к ленинским текстам. Курьезно, но историки, которые повторно ввели в оборот цифру 4 600 (теперь уже со ссылкой на Полное собрание сочинений В.И. Ленина), предпочли «не заметить», что сам Ленин после января 1905 г. в других своих работах больше не использовал цифру 4 600. В листовке «Первое мая» (1905 г.) он писал о расстреле 9 января тысяч безоружных рабочих, не указывая точного числа жертв23. В «Докладе о революции 1905 года» (1917 г.) он отмечал, что 9-го января «было более тысячи убито, более двух тысяч ранено»24.

Как бы то ни было, вопрос о числе жертв Кровавого воскресенья остается открытым. Ясно, что искать ответ на него в сочинениях В.И. Ленина бессмысленно. При этом нет оснований для признания достоверной цифры 4 600.

Примечания:

1 Первая революция в России: взгляд через столетие. М, 2005. С. 177-178.

2 Невский В. Январские дни в Петербурге в 1905 г. И Красная летопись. 1922. № 1. С. 56.

3 Бонч-Бруевич В. Девятое января 1905 г.//Пролетарская революция. 1929. № 1 (84). С. 152.

4 Невский В.И. Рабочее движение в январские дни 1905 года. М„ 1930. С. 125. Прим. 1.

5 Семинов С.Н. Кровавое воскресенье. Л., 1965. С. 124.

6 История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков): краткий курс. М., 1938. С. 55; БСЭ. 2-е изд. Т. 13. М.. 1952. С. 539: Фрайман А.Л. Девятое января 1905 года. Л.. 1955. С. 25; Князев С.П. К вопросу о событиях в Петербурге 9 января 1905 года // 50 лет первой русской революции. М., 1956. С. 59.

7 Костин А.Ф. Первая народная революция в России 1905-1907 годов. М., 1955. С. 22; СИЭ. Т. 5. М.. 1964. Сто. 37; Первый штурм царизма. 1905-1907. М.. 1986. С. 31.

8 Демочкин Н.Н., Ерчан Л.К., Чермеиский Е.Д. Революция 1905-1907 гг. в России. М.. 1965. С. 44; Вержбицкий ВТ. Революция 1905 1907 гг. в России. М., 1974. С. 11.

9 Панкратова А.М. Первая русская революция 1905 1907 гг. 2-е изд. М., 1951. С. 64; Начало первой русской революции: янв.-март 1905 г.: документы и материалы. М., 1955. С. 811. Прим. 12: История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 2. М, 1967. С. 26; БС). 3-е гад. Т. 8. М.. 1972. С. 17; Первая русская революция (1905-1907 гг.): проблемы и современность. Л.. 1976. С. 33; Рабочий класс в первой российской революции 1905-1907 гг. М.. 1981. С. 85; Исторический опыт трех российских революций. Кн. 1. М.. 1985. С. 140: Первая российская: справочник о революции 1905-1907 гг. М„ 1985. С. 29; Георгиева И.Г. Революционное движение в России в конце XIX начале XX в. М., 1986. С. 131: и др. В ряде работ цифра 4 600 округлялась до 5 тыс. (см.: Пясковский  А.В. Революция 1905-1907гг. в России. М., 1966. С. 39: Революция 1905-1907 годов в России. М.. 1975. С. 47; и др.).

10 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 227.

11 Семаков С.Н. Указ. соч. С. 122.

12 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 227.

13 Sablinskv IV. The Road to Bloodv Sunday: Father Capon and the St. Petersburg Massacre of 1905. Princeton, 1976. P.267.

14 Подробнее см.: Зашихин А.Н. За строкой «Таймс». Архангельск. 2004. С. 86-100.

15 Новое время. 1905. 15(28) янв.

16 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 227.

17 Там же. С. 505 (указатель); Ленинский сборник XXVI. М„ 1934. С. 145.

18 The Standard. 1905. Jan. 23.

19 The Times. 1905. Jan. 23.

20 Авенар Э. Кровавое воскресенье. Пер. с франц. Харьков. 1925. С. 129.

21 The Standard. 1905. Jan. 24.

22 Красная летопись. 1922. № 1. С. 57.

23 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 83.

24 Там же. Т. 30. С. 306.

Zasltikhin Audrey

 

Зашихин Андрей Николаевич, доктор исторических наук, npoфeccop кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 40 научных публикаций. в т.ч. трех монографий, 6 методических пособий и разработок

 

Зашихин А. Н. О числе жертв Кровавого воскресенья (по поводу цифры 4 600) // Вестник Поморского Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.  2008. № 3.  С. 5-9

Joomla templates by a4joomla