Инсигния или что нам делать с Мавзолеем

В последнее время в прессе довольно активно обсуждается вопрос, что делать с Мавзолеем В.И. Ленина. Мнения на этот счет высказываются весьма различные, но всегда субъективные, то есть кому какие придут в голову, без всякой объективной мотивировки.

Вот, например, некоторые типичные:

1. "Мавзолей надо уничтожить, срыть, чтобы и духу коммунистического не было".

2. "Нет, уничтожать не надо, но так как у нас напряженка с деньгами, сделать его самоокупаемым, брать плату за вход, а с иностранных туристов - долларами: зачем добру пропадать?"

3. "Тело Ленина - захоронить, а здание Мавзолея - оставить. Оно хорошо гармонирует с ансамблем площади. Сделать в нем кафе, и оно принесет прибыль. Можно и разные сувениры там продавать".

Иными словами, во всех этих мелколавочных мнениях нет ни малейшего представления о самой сути проблемы, нет ясности, что такое Мавзолей, о чем недавно с большим удивлением заявили даже многие иностранцы, которых уж никак нельзя заподозрить в симпатиях к красным, к большевизму. Они удивлялись, что в России люди не знают, что Мавзолей не просто "домик" и не "могила", а Красная площадь не часть "кладбища", а государственная и национальная инсигния.

Что же означает это слово, это понятие?

Инсигния - один из древнейших видов символов народа и государства - вещественные символы. Они напоминают о крупных вехах в истории страны. И их бывает несколько. Так, на Красной площади имеется еще Лобное место и собор Василия Блаженного, а также Кремлевская стена с прахом выдающихся людей. Все это вместе с Мавзолеем и составляет неразрывное целое - национальную инсигнию.

В Древнем Риме инсигниями были стражники-ликторы, числом 12, носящие за императором ликторские "пучки" - секиру и фасции (розги), которые были как бы живыми, наглядными символами государственной силы и кары за нарушение законов.

У древних евреев инсигниями были два ковчега, сосуд с 7 кг "манны небесной" и каменные скрижали с законами Моисея - предметы, важные для понимания ранней истории еврейских государств.

В средневековой Венеции инсигниями были корабль "Буценторо", баретта и перстень дожа - реквизит, необходимый для "обручения" каждого нового дожа с морем, когда он бросал перстень в морские пучины, что означало морское могущество Венеции.

В современной Японии инсигнией служит целый парк, в центре которого находится храм богини Аматерасу. Он существует более 2000 лет и постоянно закрыт для всех смертных. Лишь один раз в жизни в него входит император Японии - после смерти своего предшественника, отца. И это посещение храма узаконивает его власть. Только тогда он становится законным главой государства.

Таким образом, инсигнии, являясь вещественными символами всего государства, всего народа, коренным образом отличаются от регалий - личных знаков монархов, глав государств. Регалии у всех царей, королей, императоров, султанов и т.п. по сути дела одни и те же: короны, скипетры, державы, мечи, мантии, золотые цепи. Инсигнии же уникальны и неповторимы. Во-первых, они говорят о своеобразии исторического пути страны, чем он не похож на другие, прочие. Во-вторых, инсигнии не восстанавливаемы при утрате, их потеря невосполнима, она рассматривается как историческое несчастье, как бедствие. В-третьих, инсигнии могут существовать в любой стране, независимо от того, древняя ли она, современная, монархическая или республиканская, тоталитарная или демократическая, капиталистическая или социалистическая. Они - наследие культуры и истории всего народа, наследие, к которому неприменим принцип классового антагонизма.

Вот почему инсигнии следует определять как символы верховной власти, священные и памятные в целом для истории той или иной страны и народа и неповторимые, невозможные для появления у государства с иной историей. Отсюда и редкость инсигний, и тот факт, что далеко не все государства способны обладать инсигниями, а лишь те страны, которые имеют особую неповторимую, нестандартную историю.

Мавзолей В.И. Ленина был всегда, с момента своего возникновения, фактической, а после 1945 г. и формальной инсигнией Советского государства. И именно на этом основании этому вещественному символу отдавались государственные почести и перед ним совершались государственные военные и внешнеполитические церемонии как перед инсигнией. К нему были брошены все трофейные знамена гитлеровской армии 24 июня 1945 г., к нему возлагали венки президенты иностранных государств при посещении Москвы. Он был признан государственной инсигнией со стороны международного сообщества. То, что он не был записан как инсигния в конституции, говорит лишь о нашей общей "расейской" юридической и геральдической неграмотности, особенно в 20-70-х годах ХХ в., со стороны советских законодателей, которые считали, что значение Мавзолея и так было ясно для всех, тем более что на практике ни в ООН, ни в МИД капиталистических стран этот факт не подвергался сомнению.

Конечно, теперь, когда социалистического государства в России не существует, Мавзолей Ленина не может уже выполнить роль государственной инсигнии. Ее функции выполняет ныне Вечный огонь в Александровском саду, что, конечно, неадекватно настоящим инсигниям и несопоставимо по историческому значению с Пискаревским кладбищем или Сталинградским мемориалом - подлинными историческими инсигниями.

Но, утратив статус государственной инсигнии, Мавзолей Ленина вместе со всей Красной площадью, еще более утвердил свое значение как историческая инсигния, которой он по праву остается де-факто. И для этого нет никаких юридических, правовых препятствий. Кроме того, даже формально, до тех пор, пока палаты Федерального собрания и референдум граждан не приняли закон о ликвидации прежней государственной инсигнии страны, Мавзолей фактически остается неприкосновенным по всем законам цивилизованного общества.

Наконец, история знает немало случаев, когда прежняя инсигния сохраняется и при изменении формации государства как историческая реликвия. Таково, например, сохранение японских феодальных инсигний в современной капиталистической Японии, а также феодальной британской инсигнии (мешка с шерстью в качестве места спикера в парламенте) в нынешнем английском буржуазном обществе.

Таким образом, даже утратив статус государственной инсигнии, Мавзолей Ленина может оставаться исторической инсигнией и реликвией России, музеем, подобно тому, как все 75 лет Советской власти оставался реликвией и музеем на той же Красной площади Покровский собор - Храм Василия Блаженного, утративший после Октября 1917 года статус соборной действующей церкви, но не уничтоженный, а наоборот, хорошо отреставрированный как музей и получавший государственную субсидию от советского атеистического государства. Что же касается планов уничтожения Мавзолея, то они с самого начала возбуждались политическими ничтожествами, бессовестными людьми, способными на уголовные деяния, вроде Собчака, и поэтому служат наглядным доказательством того, что в нынешнем обществе еще имеются реакционные экстремисты, жаждущие "политической расправы" с теми, кто придерживается иных взглядов, и стремящиеся к обострению конфронтационных тенденций в обществе. Эти люди не вызывают симпатии у значительной части электората именно в силу своей "ястребиной" позиции. В принципе они рассматривают акт ликвидации Мавзолея Ленина как демонстрацию своей силы в стране. То, что это зачеркнет часть истории страны, этих господ не беспокоит. Однако надо не забывать, что разрушить что-либо легче всего. А вот создать исторически уникальный, редчайший в мировой истории объект, важный не только для нашей страны, но и для мировой истории в целом, заново уже будет невозможно. Такие памятники создаются не строительными фирмами, а рождаются в ходе истории. Уничтожить Мавзолей - это попытка вычеркнуть из мировой истории факт существования Советского государства, оказавшего решающее влияние на развитие всего мирового исторического процесса в ХХ веке.

Следует особо подчеркнуть, что, помимо чисто российского, отечественного государственно-правового и историко-символического аспекта, вопрос о сохранении Мавзолея Ленина имеет еще и международный культурно-исторический аспект.

Можно по-разному относиться к философским воззрениям и политике Коммунистической партии, к идеям и практике коммунизма, но нельзя отрицать того непреложного факта, что Ленин был величайшим государственным деятелем мирового масштаба, выдающимся философом-марксистом, воззрения которого изменили мир, оказали решающее влияние на формирование идейно-культурных понятий ХХ века и на все культурно-политическое развитие в ХХ столетии.

Как известно, все политические противники Ленина не только в России, но и в остальном мире бесспорно признавали гений Ленина. На этот счет известны высказывания таких его современников, как Дэвид Ллойд Джордж, Жорж Бенджамен Клемансо, Густав Штреземан, Карл Каутский, Уинстон Черчилль и другие.

В решении национального вопроса в ряде стран и в ликвидации колониализма во всем мире идеи и авторитет Ленина сыграли чрезвычайно положительную роль и сделали имя Ленина известным десяткам и сотням миллионов людей во всем мире.

В.И. Ленин, как политический деятель, принадлежит не только русской, но и мировой истории и культуре. В истории России было не так уж много личностей, значение и влияние которых распространялось бы на мировые события. Ленин почти единственный среди них, ибо до Ленина существовал лишь один руководитель русского государства -- Петр Великий, имя которого и дела стали известны во всей Европе. Ленин же был известен во всех уголках мира - и в Азии, и в обеих Америках, и в Африке, т.е. подлинно во всем мире.

Значительную часть своей политической деятельности Ленин провел в странах Европы - в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Австро-Венгрии. Мемориальные места пребывания Ленина находятся в Лондоне, Париже, Мюнхене, Копенгагене, Стокгольме, Праге, Хельсинки, Тампере, Берне, Цюрихе, Базеле, Вене и др. Его имя связано не только с международным рабочим движением и социал-демократией, на конгрессах которой он неоднократно представлял Россию, но и с национальным и национально-освободительным движением в ряде стран. Ленин внес решающий вклад в создание независимого Финляндского государства после 1917 г., содействовал раскрепощению Турции и Ирана от иностранной зависимости и ликвидации этими странами неравноправных договоров со странами Антанты, дал теоретическое и политическое обоснование ликвидации системы колониальной зависимости африканских стран, что было признано ООН после Второй мировой войны. Таким образом международно-историческое значение Ленина несомненно. И поэтому любой акт вандализма в отношении памяти Ленина, а особенно разрушение его Мавзолея, будет воспринят во всем мире как доказательство одичания России и станет неизбежно способствовать дальнейшему падению международного престижа Российского государства, его низведению до уровня третьестепенной державы в мировом общественном мнении.

В связи с проблемой сохранения Мавзолея Ленина нельзя не сказать и об еще одном специфическом аспекте, имеющем также большое научное значение.

Дело в том, что Мавзолей стал за годы своего существования выдающимся научным учреждением мирового значения по вопросам биохимии, физико-химической медицины и патологической анатомии, где были решены крупнейшие теоретические и практические научные проблемы.

Во-первых, найдены пути устранения гидролиза жира, что долгое время считалось невозможным.

Во-вторых, решена проблема устранения декальцирования костной ткани, что имеет гигантское практическое значение в современной восстановительной медицине, а также доказана возможность восстановления цвета кожных покровов, связанная с изменениями мелонина под влиянием света, что приобрело и теоретическое, и практическое значение в современной косметике. Об этом подробно пишет в своей книге в защиту Мавзолея В.И. Ленина, изданной в 1997 г., академик Ю.М. Лопухин, директор НИИ физико-химической медицины. Ликвидировать Мавзолей, по мнению профессора Ю.М. Лопухина, означает нанести непоправимый удар по важнейшим направлениям современной медицины, где наша страна имела до сих пор неоспоримый приоритет.

По мнению другого мирового медицинского авторитета -- академика Н.Н. Бурденко, работа ученых в течение 75 лет по сохранению тела В.И. Ленина - "величайший эксперимент в анатомии и биохимии". Ликвидировать результаты этого эксперимента, прервать его на пороге еще более детальных, новых исследований (еще не разработана методика исследования мозга!) - беспримерное варварство, нанесение ущерба всей российской науке, равноценное уничтожению нашего космического комплекса.

Весьма симптоматично, что попытка форсировать уничтожение Мавзолея Ленина предпринимается в нынешнем, 1999 г., когда подходят последние месяцы легистлатуры нынешнего режима. В СМИ, особенно в бульварной и право-антинациональной прессе, появляются советы "либеральных" интеллигентов или даже "долларовых проституток" покончить с Мавзолеем! Они с головой выдают страх и нечистую совесть современных политических пигмеев, которые хотят намеренно оскорбительными мерами, а затем и незаконным, явочным уничтожением Мавзолея спровоцировать "под занавес" своего ухода с исторической арены стихийное народное возмущение, чтобы иметь повод для запрета КПРФ и, возможно, продления в условиях чрезвычайного положения своего мандата. С подобными "финтами" "непредсказуемого" нельзя не считаться как с весьма возможной реальностью, и надо поставить им подлинно демократический (без кавычек!) и решительный заслон.

Ведь, не надеясь сами остаться в истории страны, эти люди, подобно Герострату, хотят прославиться уничтожением величайших и важнейших исторических реликвий государства, подлинных ценностей страны.

Симптоматично, что нынешний режим вообще имеет склонность к разрушению исторических памятников. Как известно, Ипатьевский дом в Свердловске стоял неприкосновенным все годы Советской власти - с 1918-го по 1978-й, пока его не стер с лица земли целиком по собственной инициативе тогдашний "крутой" секретарь обкома партии - наш нынешний президент.

Теперь же руки чешутся на совершение всемирно-исторического акта вандализма, ибо уничтожение Мавзолея, как говорят в президентском окружении, "должно оставить неизгладимую память в истории России "о нынешнем "хозяине" Кремля. А он может это сделать вначале тайно, тайком, чтобы затем поставить народ перед свершившимся фактом, как это не раз им делалось в десятках иных случаев.

Вот почему все прогрессивные люди во всем мире, и в первую очередь в России, должны поднять свой голос против подобных варварских планов со стороны в сущности горстки безграмотных, некультурных, озлобленных на свой народ людей, деградировавших уже давно под влиянием алкоголя и фактически порвавших целиком с интересами страны.

Таким образом, уничтожить Мавзолей Ленина, закрыть его было бы столь же нелепо, как попытка щедринского градоначальника "закрыть Америку", ибо это не что иное, как незаконное, оскорбительное для большинства народа самодурство.

Люди, развалившие Советский Союз и составившие ныне элиту правящего режима, потеряли одно за другим величайшие территориальные, стратегически важные исторические приобретения России - Украину, Прибалтику, Среднюю Азию, Закавказье, а ныне стоят перед утратой всего Северного Кавказа.

Таковы результаты их политики за 10 лет, когда потеряно то, что накапливалось тысячелетием.

Ясно, что подобным "государственным деятелям" ничто не дорого, ничто для них не свято. Им все равно, что уничтожать - собственный народ, исторически унаследованные территории, Ипатьевский дом или Мавзолей Ленина.

Пьяному, как известно, море по колено.

Тем более когда все, что ни делается, совершается абсолютно безнаказанно, ибо этих дикарей поддерживает продажная, коррумпированная, готовая на любое прислужничество буржуазно-бульварная пресса и политически растленная так называемая "интеллигенция".

Вот почему мы обращаемся ко всем ученым мира, ко всем деятелям науки и культуры в европейских странах с призывом выразить свой протест против варварства нынешнего российского режима. Мы обращаемся также ко всем дворянам Европы, наследникам многих культурных и исторических традиций, к сословию, к которому принадлежал гуманист Ленин, с призывом осудить планы уничтожения Мавзолея.

Мы обращаемся, наконец, к трудящимся нашей страны и стран СНГ, ко всем бывшим гражданам великого СССР с призывом не допустить, чтобы прогнивший режим, от которого уже отшатываются его прежние попутчики, попытался бы накануне своего ухода в Лету совершить историческое злодеяние - разрушить один из самых всемирно известных культурно-исторических памятников - Мавзолей Ленина - национально-историческую инсигнию СССР и России.

В.В. ПОХЛЕБКИН,

действительный член Нью-Йоркской академии наук, лауреат Международной премии Гуго Гроция за 1998 год в номинации "Заслуженный российский ветеран международного права".

Возможно, его странная смерть объясняется именно этим взглядом на произошедшеее со страной.

Joomla templates by a4joomla