Голенков Алексей Николаевич
О польско-советских военных действиях в 1920 г
Немного предыстории.
В начале 1919 на юге России Деникин начал формировать 110-тыс. армию из бывших офицеров и вновь мобилизуемых солдат. Помог Запад: Англия и Франция предоставили 380 тыс. винтовок, 2998 пулемётов, 217 орудий, 101 танк, 194 самолёта и прочее; Румыния вернула 277 тыс. русских винтовок и 67 млн патронов; Болгария 40 тыс. винтовок и 16 млн патронов. В штаб Деникина прикомандировались английская, французская и американская военные миссии; только англичан в качестве военных и технических советников было 1923.
В мае 1919 с запада и с севера на Россию двинулись корпус Родзянко, армия Юденича, а так же белофинские и белоэстонские дивизии. В Мурманске и Архангельске высадились английские десанты. В Балтийском море находилась английская эскадра. Черчилль так напишет потом в своих мемуарах: «Было бы ошибочно думать, что… мы сражались… за дело враждебных большевикам русских. Напротив, русские белогвардейцы сражались за наше дело».
И вот, трудно даже представить, мы, разутые и раздетые, усталые и голодные, начали их громить. Деникина прогнали от Воронежа аж до Крыма, где он на английском миноносце ретировался за границу, оставив за себя Врангеля, которого тоже разгромили, и он также бежал за границу на английском корабле. В Сибири остатки армии Колчака целыми частями переходили на сторону Красной Армии (в их числе и будущий маршал Советского Союза Говоров). Но на Дальнем Востоке ещё хозяйничали японцы.
Однако в марте 1920 в Москве открылся IX съезд РКП (б) с повесткой дня о хозяйственном строительстве (на нём, кстати, рассматривался план ГОЭЛРО), то есть мы готовились к мирному строительству социализма.
И вот в этот момент, 25 апреля 1920, Польша объявляет нам войну. Повод: расширение её восточной границы, урезанной Версальским договором 1918. Мы предлагаем ей — без войны! — взять 300—350 км нашей границы. Тщетно. За её спиной Антанта использует последний шанс: заставить усталую Россию лечь к её ногам. Сомнений в победе Польши у них не было. 800-тыс. польская армия снабжается Францией — 2 тыс. орудий, 3 тыс. пулеметов, 560 тыс. винтовок; Англией — 58 тыс. винтовок, другим снаряжением. Кроме того, из Франции перебрасывается 70-тыс. польская армия с 732 французскими офицерами — советниками. Тут вдруг подсуетились и США: доставили в Польшу 20 тыс. пулеметов, 200 танков, 300 самолетов и 3 млн комплектов обмундирования.
Уже 7 мая 1920 поляки взяли Киев. И — столкнулись с проблемой: русским патриотизмом.
«Война с Польшей пробудила патриотические чувства даже среди мелкобуржуазных элементов, вовсе не пролетарских, вовсе не сочувствующих коммунизму». Ленин.
В результате нами освобождаются Киев и вся Украина. И ? «… поход на Варшаву, этот поход Красной Армии, когда свыше 600 вёрст усталые, измученные, плохо одетые солдаты шли, непрерывно нанося поражение польским войскам, прекрасно обученным и имеющим сотни лучших инструкторов из французских офицеров…» Ленин.
Европа офонарела от «русского чуда».
«Война против Юденича, Колчака и Деникина была войной против Антанты. А, наступая на Польшу, мы тем самым наступали на саму Антанту». Ленин.
В октябре 1920 в Риге был заключён мир. По нему Польша получила границу на 50-100 км западнее той, которую мы ей предлагали без войны. Мы, выходит, оказались в выигрыше.
«Советская власть в России окружена бесчисленным количеством врагов, и эти враги всё же бессильны… Значит, мы остались победителями». Ленин.
Вот как это было в действительности.
Тухачевский по замыслу Троцкого хотел — «во имя мировой революции» ? взять Варшаву, а затем и всю Польшу. Но Ленин и Сталин ему этого сделать не позволили — берегли людей и соблюдали принцип не завоевания, а возвращения своей земли.
Так было и после — с Германией и Японией в 1945.