М. Кириченко
Государство и церковь. К истории ленинского декрета
Десятки лет в официальных документах, в различной литературе, посвященной отношениям социалистического государства и церкви, первый важнейший законодательный акт в этой области именуется так: «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». И датой его принятия указывается 23 января (5 февраля) 1918 года.
Однако тщательное изучение первоисточников показывает, что вначале декрет имел другое название и был принят Совнаркомом не 23-го, а 20 января (2 февраля).
Обратимся к фактам. На повестке дня заседания Совета Народных Комиссаров 11 (24) декабря 1917 года стоял вопрос об отделении церкви от государства. Для подготовки соответствующего законодательного акта была создана специальная правительственная комиссия. В нее вошли А. В. Луначарский, П. И. Стучка и другие деятели молодого Советского государства.
Вечером 20 января (2 февраля) 1918 года на заседании Совнаркома рассматривался подготовленный комиссией законопроект под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». Ленин внес в текст ряд важных поправок и дополнений.
Так, в проекте декрета статья 1 гласила: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики». В ленинской редакции она стала звучать иначе, более точно выражая отношение Советской власти к церкви и религии: «Церковь отделяется от государства».
Позицию В. И. Ленина в этом вопросе помогает понять его статья «Социализм и религия», опубликованная в 1905 году. «Полное отделение церкви от государства,— говорится в ней,— вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви». И далее: «Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом» .
Статья 3 проекта непосредственно трактовала принцип свободы совести: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются». К этой статье Ленин предложил добавить важное примечание: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется».
Статью 13, утверждавшую, что все имущество церковных и религиозных обществ России объявляется народным достоянием, Ленин дополнил следующим положением: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
Председатель Совнаркома внес в текст проекта еще несколько редакторских поправок и подписал документ. Но название будущего декрета Ленин не изменял. В этом можно убедиться, обратившись к подлиннику проекта, подписанному ленинской рукой.
В тот же день, 20 января, Совнарком утвердил законопроект в ленинской редакции и под тем же названием — «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». На следующий день его опубликовали газеты «Правда» и «Известия», а через два дня официальный правительственный орган — «Газета Рабочего и Крестьянского Правительства».
Спустя еще несколько дней — 26 января (8 февраля) вышел 18-й номер «Собрания Узаконений РСФСР», и вот здесь-то декрет был напечатан под иным названием: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Никаких официальных решений о переименовании декрета исследователями не обнаружено. По всей видимости, название было переиначено редакцией «Собрания Узаконений». Специалисты-правоведы давно обратили внимание на то, что в интересующий нас период составители «Собрания Узаконений», к сожалению, нередко сокращали и редактировали тексты публикуемых актов.
Впрочем, можно отметить, что 22 января в радиограмме «Всем, всем» Ленин, сообщая о публикации декрета 21 января, не привел того названия, под которым декрет был напечатан в «Правде» и «Известиях», а кратко охарактеризовал основные его положения: «Декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ».
В «Собрании Узаконений» декрет помечен 23 января. Но это дата не его принятия (как уже сказано, он был принят 20 января) и даже не первого обнародования (21 января), а день публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». Отсюда и пошла ошибочная датировка декрета.
М. Кириченко, доктор юридический наук
“Наука и религия”, №4, 1987г