Ленин, большевики и русская культура

Сборник статей на тему «ленин-русофоб»

 

Александр Титов

Как большевики-русофобы ставили памятники великим русским писателям

Повсеместно навязываемый и вдалбливаемый в головы обывателей миф о «большевиках — ненавистниках классической русской культуры» имеет несколько уровней. Первый уровень самый простой, примитивный, рассчитан он на людей, родившихся после уничтожения Советского Союза. Суть мифа незамысловата и заключает в себе избитые штампы о большевиках «скинувших Пушкина с корабля современности», «запрещённом Достоевском» и т.п. Этот простой и примитивный миф опровергать легко — достаточно показать человеку шикарные издания русских классиков советского (особенно сталинского) времени, или сводить на просмотр экранизаций классических русских произведений (один «Идиот» Достоевского с Яковлевым в главной роли чего стоит).

Иное дело т.н. продвинутые мифы. Тут дело сложнее, и потому требуются более подробные разъяснения. Продвинутым мифам и посвящена эта статья.

Основной тезис продвинутого мифа гласит: «Классическая русская культура была реабилитирована лишь в конце 30-х годов». К сожалению, тиражированием этого мифа грешат даже вполне сочувственные к советскому времени издания и публицисты. Продвинутый миф в свою очередь делится на два подмифа:

  1. Классическая русская культура стала развиваться, потому, что Сталин перестрелял ленинскую гвардию, ненавидевшую русскую культуру;
  2. Большевики были вынуждены обратиться к классической русской культуре, т.к. надвигалась война и возникла необходимость консолидации общества.

Так что же на самом деле происходило в первые послереволюционные годы с классической русской культурой и так ли уж она была «осуждена», чтобы потом потребовалась её «реабилитация»? Давайте разберём несколько интересных фактов.

Итак, начнём с «запрещённого» большевиками Фёдора Михайловича Достоевского. Мало кто знает, что первый в мире памятник Достоевскому был поставлен… в 1918 году в Москве. Да-да, в 1918 году, уже во времена «запрещавшей» писателя Советской власти. Инициатором установки памятника был не кто иной, как Владимир Ильич Ленин. Сразу после Великого Октября Владимир Ильич собственноручно подготовил план монументальной пропаганды. Вождь большевиков не без оснований полагал, что для построения социалистического общества необходимы культурные, грамотные и образованные люди, и, несмотря на разгоравшуюся Гражданскую войну и царящую в стране разруху, большевики стали вкладывать силы и средства в «такую чепуху» как культура. Вот составленный лично Лениным список деятелей культуры, которым предполагалось в кратчайшие сроки установить памятники:

  1. Толстой. 2. Достоевский. 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарев. 9. Чернышевский. 10. Михайловский. 11. Добролюбов. 12. Писарев. 13. Глеб Успенский. 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов. 16. Шевченко. 17. Тютчев. 18. Никитин. 19. Новиков. 20. Кольцов.

Как видно из списка, «запрещённый» Достоевский значится в нём под номером 2, а «скинутый с корабля современности» Пушкин под номером 4. Справедливости ради отметим, что художественная ценность первых советских памятников была невысока. Также не очень качественные были и материалы изготовления. С другой стороны, никогда и не скрывалось, что наспех установленные памятники — временные, и впоследствии должны быть заменены на иные, лучшие, что и было сделано в эпоху правления Сталина. Кстати, первый памятник Достоевскому сохранился и стоит в Москве по сей день.

Идём далее.

1921 год — в Петрограде открывается государственная филармония. Догадайтесь, кому была посвящена первая программа с симфоническим концертом? Правильный ответ: великому русскому композитору Чайковскому.

1923 год — Симеоновский мост в Петрограде получает имя русского литературного критика Белинского. Улица Сергиевская переименовывается в Чайковского. Многие иные улицы бывшей столицы получают имена русских литераторов, композиторов, деятелей искусств. В том же году Екатерининский канал получает имя русского писателя и дипломата (между прочим погибшего при исполнении своих профессиональных обязанностей) Александра Сергеевича Грибоедова. Не правда ли, странно? Зачем «большевикам-русофобам» понадобилось увековечивать имя автора комедии в стихах «Горе от ума», в которой положительный герой более всего негодует от преклонения перед иностранщиной.

1925 год — Ленинград. Дом на набережной Мойки 12. В этом доме после дуэли умер от ран гениальный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Во времена Российской Империи в квартире в этом доме память о поэте не была увековечена никак — обыкновенная квартира, сдававшаяся в наём. «Русофобы-большевики» решили здесь организовать музей-квартиру Александра Сергеевича.

1925 год — Ленинградскому фарфоровому заводу присвоено имя русского учёного, писателя и поэта — Ломоносова. Как вы думаете, в честь чего произошло столь значимое событие? Правильно, в честь 200-летия Российской академии наук. Такое вот «большевистское отрицание русской истории».

На самом деле, подобных примеров воз и маленькая тележка, перечислять их — сделать заметку огромной и неудобной для чтения. Тем более, не поддаётся даже самому краткому описанию то, что началось с середины 30-ых годов, когда русская классическая культура была поднята на недосягаемую до этого высоту.

Безусловно, глупо утверждать, что всё было гладко, что не было ошибок и перегибов. Да и как возможно обойтись без них, тем более в эпоху кардинальнейших перемен?! Однако утверждение о том, что Советская власть с момента своего появления ставила себе задачу изничтожить русскую классическую культуру — наглая и циничная ложь! Что и было показано в этой статье на примере нескольких исторических фактов.

http://pbd.su/агитпечь/большевики-и-русская-культура

***

Добавлю, что из русских деятелей культуры и искусства в том же списке были отмечены, помимо писателей:

философы и ученые: Сковорода, Ломоносов, Менделеев;
художники: Рублев, Кипренский, Александр Иванов, Врубель, Шубин, Козловский, Казаков;
композиторы: Мусоргский, Скрябин;
артисты: Комиссаржевская, Мочалов.

http://arctus.livejournal.com/214592.html

 

Олег Вещий

Отношение большевика, коммуниста к прошлому

Просто по определению.

«Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» — из речи Ленина на III съезде комсомола.

«Только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, — продолжал Ленин, — только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру».

«... он, марксизм, отнюдь не отбросил ценнейшие завоевания буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, ...  может быть признана развитием действительно пролетарской культуры». – указывал Ленин в записке I съезду Пролеткульта Ленин.

Добавим к этому свидетельства граждан США, приехавших в Советскую Россию и зафиксировавших задекларированные В.И. Лениным культурные устремления большевиков.

***

Представитель президента США Уильям Буллит в своем отчете о Советской России 1919 года, в частности, отмечал: "Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие от прежнего заключается в том, что они находятся под руководством Комиссариата просвещения, который... смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможности посещать представления и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения... Во многих бывших дворцах открыты рабочие клубы... В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи..."

Английский писатель Герберт Уэллс в своей книге "Россия во мгле" с изумлением констатировал:

"В этой непостижимой России, воюющей, холодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке. В Англии и Америке выпуск серьезной литературы по доступным ценам фактически прекратился сейчас "из-за дороговизны бумаги". Духовная пища английских и американских масс становится все более скудной и низкопробной, и это нисколько не тревожит тех, от кого это зависит. Большевистское правительство, во всяком случае, стоит на большей высоте. В умирающей от голода России сотни людей работают над переводами; книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу". Добавлю, в своем отчете Буллит заметил, что произведения классиков печатаются огромными тиражами и "продаются населению по низким ценам".

Заметьте: произведения классиков. Переводятся и издаются огромными тиражами. Единственной проблемой в освоении наследия человечества, его богатств тогда была неграмотность населения. И эту проблему стали решать незамедлительно, быстрыми темпами. В воюющей стране.

http://arctus.livejournal.com/194015.html

 

 

Храм Василия Блаженного реставрировали распоряжением Ленина

"Обличителям" большевиков приходится выходить за пространство фактов и логики, чтобы пытаться свести концы с концами в разработанной ими нелепой версии «большевиков - противников русской культуры, религии».

Ведь большевики, следуя начерченной нынешними их противниками траектории, должны были снести ВСЕ церкви, ВСЕ памятники царям. Не правда ли?

Но факты говорят об ином - и это смущает наследников "бълого дъла": стоят нетронутыми Спас-на-крови, Никольский собор, Троицкий собор, Исакиевский собор, Казанский собор, на месте Александро-Невская лавра, храм Василия Блаженного etc. Памятник русскому императору Петру Великому на Сенатской площади, Николаю I, казнившему декабристов, - на Исаакиевской площади, "нелепый" (так его оценивали писатель В. Розанов, художники Кустодиев, Репин и пр. деятели русской культуры) памятник Александру III - и всё цари!

Мало того, сразу после Великого Октября В.И. Ленин собственноручно подготовил план монументальной пропаганды», по которому, среди прочих, было предложено воздвигнуть в Москве и в других городах монументы десяткам русских писателей, художников и иных деятелей культуры.

Это трудно объяснить, находясь в убогой парадигме инородности, неестественности коммунизма для России, находясь в путах "теории заговора" иноплеменников против русского народа и прочего пустословия, призванного оправдать откат России с позиций великой державы на позиции страны третьего мира, пусть даже (только сейчас) и одного из лидеров этого третьего мира. 

В качестве примера такого отношения большевиков, Ленина к русской культуре приведём отрывок из воспоминаний о Ленине В.Д. Бонч-Бруевича. Один из моментов в становлении молодого Советского государства.

***

... Я заказал двухтомное исследование специалиста С. П. Бартенева, которое называлось «История Кремля»[1]. <...>

Изучив эту книгу Бартенева и сделав свои пометки, Владимир Ильич совершил продолжительную прогулку по Кремлю; в течение трех дней он обходил и подробно осматривал здания, дворцы, Грановитую палату, боярские терема и, наконец, дважды прошел по стенам Кремля, подходя к каждой башне и интересуясь их состоянием. Одна из башен была разбита нашей артиллерией, когда приходилось выживать из Кремля юнкеров; Владимир Ильич распорядился ее отремонтировать, а также осмотреть и другие башни. Это было первое указание Владимира Ильича [3] по восстановлению кремлевских памятников старины. За ним последовало его личное распоряжение о реставрации храма Василия Блаженного.

Владимир Ильич прочитал в книге С. П. Бартенева, что одно крыло собора [4], находящегося близ Ивана Великого, заложено кирпичом во времена Николая I и превращено в сарай для фуража. Владимир Ильич с негодованием сказал:

— Ведь вот была эпоха, — настоящая аракчеевщина... Все обращали в сараи и казармы: им совершенно была безразлична история нашей страны. Надо сейчас же, немедленно это крыло открыть. Смотрите, какое оно интересное, судя по чертежу, который здесь приложен.

Через несколько дней реставрационная комиссия, которая была образована при Советском правительстве, стала работать над восстановлением крыла. Владимир Ильич, гуляя, не раз останавливался около места работ и смотрел, как постепенно открываются старые очертания древнего собора.

— Совсем иной вид, — говорил Владимир Ильич, — тут виден художник-архитектор, а раньше было удивительно смотреть, — так не гармонировала эта пристройка со всем собором. Оказывается, тут не в соборе дело и не в архитекторе, а в Николае I, в аракчеевщине!

Следующей реставрационной работой в Кремле было восстановление фресок в Успенском соборе. Работа эта продолжалась долго. Владимир Ильич часто заглядывал в собор, внимательно рассматривал великолепные фрески и изображения старой итальянской живописи XV —XVI веков, которые обнаруживались после смывания мест, закрашенных различными нашими богомазами. ...»

***

А двуглавые орлы на башнях Кремля висели до 18 октября 1935 года. 11 лет рядом с Мавзолеем**.

__________________________

[1] Имеется в виду книга С. П. Бартенева «Московский Кремль в старину и теперь», т. I—II. М., 1916. (Стр. 402.)

[3] В XXXV томе «Ленинских сборников», на стр. 21 опубликовано «Предписание коменданту Кремля», от 17 мая 1918 г., в котором В. И. Лениным предлагалось «в срочном порядке произвести реставрацию Владимирских ворот» (кремлевская башня, выходящая к Историческому музею). (Стр. 403.)

[4] Имеется в виду проездная арка Собора двенадцати апостолов. (Стр. 403.)

http://arctus.livejournal.com/215196.html

 

 

Колоссальный вклад Ленина в культуру России

«... наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство. Потому мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры. …

Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники» В.И. Ленин

Государство никак не может развиваться без образованного населения. Человек образованный (и только образованный) способен внимать культуре и впитывать её тем больше, чем большие горизонты знаний он для себя открывает. Ничего из этого невозможно без элементарного умения читать и писать.

Знание - сила.

«Ни на минуту не забудут рабочие, что им нужна сила знания. Необыкновенное рвение, которое проявляют рабочие в деле образования, проявляют как раз сейчас, доказывает, что на этот счет заблуждений в среде пролетариата нет и быть не может.» («Как организовать соревнование»)

«...Борьба с неграмотностью — задача важнее других», — писал В. И. Ленин в августе 1920 года.

Советская Россия сразу пошла по указанному вождём пути.

Ещё 26 декабря 1919 года вышел декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности среди населения Республики.

В июле 1920 года при Народном комиссариате просвещения был создан специальный аппарат — Всероссийская Чрезвычайная Комиссия ликвидации неграмотности (ВЧК ликбеза).

Для обучения неграмотных в порядке трудовой повинности привлекалось все учительство городских и сельских школ. В центре и на местах создавались краткосрочные курсы для учителей грамоты. Всего к этому времени занималось обучением неграмотных около 200 тысяч человек.

Для обучавшихся в школах ликбеза устраивались популярные лекции и беседы на политические темы, организовывались посещения театров и музеев.

В войсках Красной Армии учеба не прекращалась даже в условиях боевой обстановки.

Началось мощное книгопечатание.

Специально для крестьян выпускались популярные книжки по вопросам сельского хозяйства. Значительно возросло издание произведений классиков художественной литературы.

Всего в 1920 году вышло в свет более четырех с половиной тысяч названий книг и брошюр, общим тиражом свыше 45 миллионов экземпляров. (Для примера:  к столетию Пушкина было выпущено юбилейное академическое (но так и неоконченное) полное собрание сочинений поэта тиражом в две тысячи экземпляров. Что касается юбилейных пушкинских брошюр «для народа», то их тираж доходил до 10 тысяч.)

Бумаги не хватало, поэтому выпускать издания из расчёта один экземпляр - на одного читателя было непозволительной роскошью.

«Надо добиваться и добиваться того, — указывал В. И. Ленин, — чтобы газеты и книги, по правилу, распределялись даром только по библиотекам и читальням, по сети их, правильно обслуживающей всю страну, всю массу рабочих, солдат, крестьян. Тогда народ во сто раз сильнее, быстрее, успешнее потянется к грамоте, к свету, к знанию».

3 ноября 1920 года был издан декрет Совнаркома о централизации библиотечного дела, о создании единой библиотечной сети РСФСР. Количество библиотек возросло в 1920 году вдвое по сравнению с 1919 годом и достигло 26 тысяч.

Вовсю шла работа изб-читален, являвшихся опорными пунктами всей просветительной деятельности в деревне. В царской России избы-читальни насчитывались единицами, к концу гражданской войны число их доходило до 25 тысяч.

Основывались целые институты; постановлением Совнаркома от 4 июля 1920 года стали создаваться рабочие факультеты во всех высших технических учебных заведениях Республики.

В марте 1920 года по указанию В. И. Ленина была создана Комиссия по улучшению быта ученых.

Советское государство стремилось превратить литературу и искусство в могучее орудие духовного роста и культурного развития миллионов тружеников.

«Искусство принадлежит народу, — говорил В. II. Ленин в 1920 году в беседе с Кларой Цеткин. — Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими».

В рамках подготовленного Лениным плана монументальной пропаганды стали возводиться памятники десяткам русских и мировых культурных деятелей - писателей, философов, артистов.

Рабочим и крестьянам стали доступны театры, где ставились пьесы Грибоедова, Островского, Чехова, Шекспира, Шиллера, Гюго, Ибсена и других выдающихся писателей. И так далее.

Результатом этих усилий Советской власти, генератором которых был В.И. Ленин, мы получили свои научные школы, своих мировой известности инженеров и конструкторов, мы получили свои знаменитые на весь мир театральные и балетные школы. Наконец, миллионы и миллионы счастливых людей, понимающих, ради чего они живут, имеющих возможности, которые не снились до революции подавляющему большинству населения страны, жившего в основном ради элементарного выживания.

***

Отметим, что сейчас наша страна в культурном отношении стремительно движется к уровню 19 века. "Мисс Россия 2012", искренне не знающая - вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот, и т.п. (кто не видел, советую посмотреть с 47-й секунды) — совершенно не исключение.

http://arctus.livejournal.com/267700.html

 

Олег Вещий

Ленин VS лозунга «весь мир разрушить до основания»

Во-первых, употребляя фразу, что де большевики хотели разрушить до основания всё предшествующее, социальные расисты делают подмену: в «Интернационале» поётся: "весь мир насилья мы разрушим". А не весь мир. Отметим, что разница бесконечно большая.

Во-вторых, Ленин неоднократно говорил, что новый мир строится на основании опыта предыдущих поколений, осваивания опыта буржуазной эпохи.

В своей речи на VIII съезде РКП(б) он в очередной раз это подчеркнул – уже применительно к практической работе. Цитата:

«Без наследия капиталистической культуры нам социализма не построить. Не из чего строить коммунизм, кроме как из того, что нам оставил капитализм.»*

А теперь развёрнуто:

«...Возьмем вопрос о специалистах, который на каждом шагу встает у нас, который ставится при каждом назначении, который приходится ставить и представителям народного хозяйства и Центральному Комитету партии.

В теперешней обстановке Центральный Комитет партии не может работать так, чтобы соблюдать форму. Если бы не было возможности выделять товарищей, которые в своей отрасли работают самостоятельно, то нам совсем нельзя было бы работать. Только благодаря тому, что у нас были такие организаторы, как Я. М. Свердлов, мы могли в обстановке войны работать так, что у нас не было ни одного конфликта, который заслуживал бы внимания. И в этой работе мы неизбежно должны были использовать помощь тех людей, которые предлагали нам свои услуги, облеченные знанием, полученным от старых времен.

В частности возьмем вопрос об управлении военным ведомством. Здесь без доверия к штабу, к крупным организаторам-специалистам нельзя решать вопрос. В частности у нас были разногласия по этому поводу, но в основе сомнений быть не могло. Мы прибегали к помощи буржуазных специалистов, которые насквозь проникнуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать еще годы. Тем не менее, если ставить вопрос в том смысле, чтобы мы только руками чистых коммунистов, а не с помощью буржуазных специалистов построили коммунизм, то это — мысль ребяческая. У нас есть закаленность в борьбе, есть силы, единство, и мы должны идти путем организационной работы, используя знания и опыт этих специалистов. Это необходимое условие, без которого социализма построить нельзя. Без наследия капиталистической культуры нам социализма не построить. Не из чего строить коммунизм, кроме как из того, что нам оставил капитализм.

Нам нужно строить сейчас практически, и приходится руками наших врагов создавать коммунистическое общество. Это кажется противоречием, быть может, даже неразрешимым противоречием, но на самом деле только этим путем может быть разрешена задача коммунистического строительства. И когда мы глядим на наш опыт, на ежедневное столкновение с этим вопросом, когда мы видим практическую работу Центрального Комитета, то мне кажется, что в основном наша партия эту задачу разрешила. Это представляло громадные трудности, но только так задача и могла быть решена.Организационная творческая дружная работа должна сжать буржуазных специалистов так, чтобы они шли в шеренгах пролетариата, как бы они ни сопротивлялись и ни боролись на каждом шагу. Мы должны поставить их на работу, как техническую и культурную силу, чтобы сохранить их и сделать из некультурной и дикой капиталистической страны — культурную коммунистическую страну. И я думаю, что за этот год мы научились строить, мы стали на верный путь и с этого пути не собьемся.»

В.И. Ленин. ПСС, т.38, с. 141-143

 

Примечания.

* «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

«Только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества — только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру». (из речи Ленина на III съезде комсомола 2 октября 1920 г.)

«... он, марксизм, отнюдь не отбросил ценнейшие завоевания буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, ... может быть признана развитием действительно пролетарской культуры». – указывал Ленин в записке I съезду Пролеткульта. (Литературное наследство / РАПП; Институт ЛИЯ Комакадемии. — М.: Журнально-газетное объединение, 1931. — С. 1—6.)

http://arctus.livejournal.com/251829.html

Joomla templates by a4joomla