Сколько раз Ленин выступал с броневика
2 апреля 1917 года со станции Торнео Ленин вот так запросто послал телеграмму родным в Петроград на Широкую улицу, дом 48: "Приезжаем понедельник ночью зпт одиннадцать тчк Сообщите Правде тчк". И пошутил, что если их с Надеждой Константиновной не арестуют прямо на перроне, то найти извозчика в столь поздний час будет трудно. Но не арестовали, нет.
Телеграмму получила Мария Ильинична. День был выходной, конторы не работали, газеты не выходили. Мария Ильинична поспешила в ЦК и ПК большевиков в отжатый особняк Кшесинской. В этот день дежурным по ЦК был Николай Подвойский
Подвойский посмотрел на часы и немедленно вызвал коменданта здания Георгия Елина, солдата петроградского Запасного бронедивизиона и приказал:
1. Организовать большевиков бронедивизиона.
2. Объехать с ними квартиры членов ЦК и ПК РСДРП (б), рабочие районы, казармы солдат и известить о прибытии Ленина.
3. Обеспечить участие машин во встрече Ленина для демонстрации боевой силы большевистской организации Петрограда.
Первые два пункта - фигня. Третий - трибунальное дело.
За вывод боевых машин в город без разрешения командования бронедевизиона полагался военно-полевой суд.
Но. В мастерских бронедивизиона на Малой Дворянской, дом 19, работало 800 солдат. Большинство состояло в ячейке большевиков, а сам Елин был одним из организаторов ячейки. Елин пришел в мастерские и встретился с братвой: И. Лещенковым, А. Калашниковым, С. Косенковым, М. Огоньяном, П. Володиным, В. Кусковым, Д. Зюзиным, С. Васильевым, М. Пантелеевым.
Узнав о поставленной задаче, солдаты взялись привести в порядок броневики, заправить их бензином и маслом, выделить надежных шоферов.
Посовещались и осмотрели машины. Реальным оказалось вывести два броневика: один - только что отремонтированный учебный броневик без пулеметов, под видом испытаний; второй - дежурный, с пулеметами. Кроме того, могли выехать легковая машина "Минерва" и грузовик. Осталось уладить дело с командованием.
К командованию пошел Ион Лещенков, ответственный дежурный мастер сборки бронеавтомобилей
Он пришел к начальнику мастерских поручику С.И. Дегтяреву и доложил о выявленном дефекте у только что отремонтированного учебного броневика и необходимости повторных испытаний. А чтоб ничего с ним в городе случилось, то разрешите сопровождать его с дежурным броневиком.
С.И. Дегтярев дураком не был, про ячейку в мастерской знал. Как он сам вспоминал в 1927 году: "официального приказа на вывод машин не было, они вышли неофициально с моего разрешения".
Получив разрешение, солдаты заправили броневики и забили дежурный броневик пулеметным лентами. За руль учебного броневика посадили мастера по ремонту Огоньяна.
Во второй половине дня 3 апреля броневики, "Минерва" и грузовик прибыли к особняку Кшесинской, где Елин назначил пулеметчиков в дежурный броневик: большевиков М. Евсеева и М. Лукина.
За утро Елин раскидал листовки о приезде Ленина по Васильевскому острову и связался с Кронштадтом, откуда на ледоколе прибыла солидная делегация матросов. Выборгский, Нарвский, Василеостровский и Литовский районы обошли активисты с плакатами "Сегодня к нам приезжает Ленин".
Вечером, после шести, бронеотряд получил приказ выдвигаться к Финляндскому вокзалу. Ехали медленно, со включенными фарами и красными знаменами.
Подъехав к вокзальной площади, обнаружили море народа. Броневики встретили громогласным "ура!", но проехать к зданию вокзала оказалось очень трудно. Предполагалось усадить Ильича в "Минерву", но она застряла в толпе. Перед броневиками расступались более уважительно и, в итоге, ближе всех к зданию вокзала проехал учебный броневик. Он встал у Финского переулка. Напротив него, через площадь, встал дежурный броневик с пулеметами.
На площади уже выстроился почетный караул моряков 2-го Балтийского флотского экипажа и оркестр. Порядок обеспечивали рабочая милиция Выборгского района, финская Красная гвардия и революционные студенты с красными повязками на руках.
В восемь вечера прибыла Прожекторная рота гарнизона Петропавловской крепости и выставила несколько прожекторов у вокзала и по улицам через Невку до Троицкой площади.
Прибыл меньшевик Чхеидзе во главе Исполнительного комитета Петроградского совета. Всем на площади было на него нас..ть, но он очень хотел выступить перед Лениным и сагитировать его присоединиться к меньшевистскому крылу Петросовета
А поезд задерживался. Подходили все новые колонны рабочих и просто любопытные, толпа все напирала. С вокзала стали выкрикивать телеграфные данные о продвижении поезда. Наконец, в 23 часа 10 минут, поезд остановился у платформы. Соратники и близкие ринулись к 5 вагону, на ступеньках которого уже стоял сам Ильич. На перроне, плюнув в душу продрогшим на площади морякам, выстроились революционные солдаты Московского и Преображенского полков и пулеметной роты. Оркестр грянул "Марсельезу". Офицер преображенцев (кто именно?) отдал Ленину рапорт. Обалдевший Ильич пожал ему руку и прошел в здание вокзала.
Там его встретил Чхеидзе и начал читать официальное приветствие. Все послушали его секунд 30, а потом согнали с места и попросили выступить Ильича. Ильич выступил, но тут раздался рев и крики "ура!" с площади. В вокзал забежали члены Петросовета и сказали, что толпа хочет видеть "живого Ленина".
Ленин вышел на улицу и его ослепили вспышки фотоаппаратов (снимков не получилось - в ночную съемку тогда умели плохо, а светить в лицо Ильичу прожектором не стали). Его тут же обступила толпа, над которой реяли красные знамена с намалеванными белой краской словами "Привет Ленину!".
Ильич выступил с призывом к социалистической революции. Его услышало только несколько человек. Раздались крики "даешь Ленина", "хотим слышать Ленина!". К Ильичу протолкались Подвойский с Елиным и провели его к учебному броневику. Ильич сказал, что лучшей трибуны и не придумаешь. С их помощью он залез на капот, а потом уже сам встал на башню. Его фигуру тут же осветили прожекторами. Образ стоящего в распахнутом пальто Ленина, залитого светом прожекторов - это воспоминания всех очевидцев (а их отыскали больше сотни в 1930-е).
С броневика Ильич выдал речь о международной солидарности пролетариата и с призывом продолжить дело революции.
После выступления броневик тронулся и пополз через толпу к особняку Кшесинской. Ильич пробовал сначала ехать стоя на башне, но булыжные мостовые Петрограда пресекли эту идею. Он спустился в кабину. Бронещитки были откинуты, в кабине горел электрический свет и все могли видеть "живого Ленина", многие протягивали и жали ему руки.
По пути броневик сделал еще несколько остановок, на которых Ильич забирался на башню и произносил уже короткие лозунги и призывы. Остановки, по воспоминаниям Огоньяна, были в Финском переулке, на Нижегородской улице, на Боткинской, у Сампсониевского моста, на Большой Дворянской.
У особняка Кшесинской состоялся полноценный митинг, на котором Ильич снова выступил с речью с башни броневика (успели сосчитать?). Кратчайший путь от Финляндского вокзала до особняка занял больше 2 часов. После митинга Ленин еще 3 раза выступил с балкона особняка. Спать лег в 4 утра. А уже днем, 4-го апреля, бодрым и свежим огурцом выступал в Таврическом дворце
Ходит анекдот, что в тот вечер в кабаке возле вокзала сидели втроем Маяковский, Лиля и Ося Брик. Их заинтересовала проходящая мимо толпа. Лиля спросила людей куда они идут. "Ленин, Ленин" - отвечали ей. Все трое понятия не имели кто такой Ленин. Маяковских болел с похмелья, был томен, но тоже изъявил любопытство. Ходить он отказывался, поэтому пошел послушать один Ося.
Вернулся он очень задумчивым. Лиля и Маяковский спросили его: "ну и что за Ленин?".
Ося посидел, посмотрел в одну точку и ответил: "Вы знаете, кажется он сумасшедший". Немного помолчал и добавил: "Но очень убедительный!".
Броневик начали разыскивать в 1924 году, после решения организовать музей Ленина. Найти смогли только то, что в декабре 1917 года броневик назвали "Враг капитала". И все.
В 1927 году, ветеран авто-пулеметного-мотоциклетного бронеотряда при исполкоме Петросовета Федор Быков лежал в одной из ленинградских больниц и от нечего делать читал газеты. Из них он узнал о безуспешных поисках "броневика Ленина". Вышел из больницы другим человеком. Разыскал бывшего поручика Дегтярева и через него вышел на братву "броневиков". Были живы Огоньян, Лещенков и главный механик мастерских Николай Клепиков. Вместе составили подробное описание броневика: шасси английской фирмы "Остин", ижорская броня, высота неподвижной части башни 960 миллиметров, длина высота и ширина броневика: 4.7, 2.43 и 1.76 метра. Отличительные черты:
- за надписью "Враг капитала" видна цифра "2" поверх цифры 6;
- два руля, так-как использовался как учебный.
Приметы опубликовали в газетах и начались системные поиски. Осмотрели 30 остававшихся на ходу однотипных броневиков - не он. Сотрудники Ленинградского Истпарта установили в 1932 году, что броневик, после расформирования учебного бронеотряда в 1922 году, был передан Высшей военной автоброневой школе на Выборгской стороне, откуда его тырил Эйзенштейн для съемок кинофильма "Октябрь" (Сергей Михайлович даже не подозревал, что снимал подлинный броневик Ленина! Пребывал в шоке, когда к нему обратились за расспросами). После окончания съемок броневик был передан ячейке Осоавиахима Металлического завода. И вот там он потерялся - нету на балансе и все.
Нашел в январе 1939 года упоротый штабист, начотдела фондов штаба Ленинградского военного округа И.Ф. Андреев. Он стал осматривать все гаражи и свалки Осоавиахима. На свалке и нашел - в Сосновке. Подлинность установили по особым приметам. 1 февраля в Сосновку прибыл Дегтярев и стал командовать восстановительными работами, помогали ему Лещенко и Огоньян. А 5 февраля того же года броневик уже не стыдно было фотать и отправлять в музей. Такая вот история.
https://d-clarence.livejournal.com/224539.html