От авторов сайта: две статьи об очередном вранье слившихся в экстазе любителей РКМП, лакеев буржуазии и либерастов

Павел Мартынов

"Забрызганные кровью проруби". Зверства колчаковщины в Сибири выдали за "красный террор"?

Век прошёл с тех пор, как в Сибири завершилась Гражданская война, но её события по-прежнему будоражат умы людей. Пресса, не скупясь на самые мрачные подробности, расписывает "преступления большевиков".

Вот, например, издание "Сибирь.Реалии" (проект русской службы "Радио Свобода", внесен в список иноагентов Минюста в 2017 году) опубликовало статью об антибольшевистском восстании 1920 года в Западной Сибири (на территории нынешнего ХМАО), где с первых строк во фразе "освобождение от власти Колчака" слово освобождение берётся в кавычки и начинается рассказ о продразвёрстке, затеянной большевиками ради осуществления "продовольственной диктатуры". Которая, в свою очередь, осуществлялась непонятно зачем, видимо просто ради того, чтобы творить зло.

""Триумфальное шествие советской власти", о котором так любили вспоминать большевики, стоило жизни тысячам сибирских крестьян", — сообщают авторы, нисколько не смущаясь тому, что термин "триумфальное шествие" советская историография использовала для конкретного периода — от захвата власти в Петрограде в октябре 1917 года и до начала немецкого наступления в феврале 1918-го. То есть, никакого отношения к продразвёрстке летом 1920 года в Сибири этот термин не имел.

Далее следуют воспоминания очевидцев событий, где продразвёрстку они путают с раскулачиванием, но это и неважно, отмечают авторы, ведь все это можно объяснить "не только отсутствием у малограмотной женщины исторических знаний, но и одинаковым содержанием этих раздвинутых десятилетием процессов".

Не будем задаваться вопросом, могли ли "малограмотные люди" перепутать вместе с названиями и фактическую сторону событий, происходивших в то драматичное время. Ни много ни мало речь в статье идёт о "забрызганных кровью прорубях" в Самарово (близ нынешнего Ханты-Мансийска) и Берёзово. А визуальный ряд подкрепляет сцена расстрела безоружных людей — мужчины и женщины. На сайте "Сибирь.Реалии" она подписана так: "Расстрел противников продразвёрстки. Фото: Геро фон Мергарт, 1920 год".

Геро фон Мергарт весьма известен как геолог и археолог. С началом Первой мировой войны в 1914 году он был призван в австрийскую армию, попал в плен и далее отправлен в Сибирь.

"После прихода к власти большевиков Мергарт воспользовался свободой передвижения и перебрался в Красноярск, где через год ему удалось познакомиться и подружиться с местным ученым сообществом. Во время правления Колчака новые друзья смогли устроить молодого австрийского ученого на работу в городской музей, чем спасли ему жизнь. Геро фон Мергарт на всю жизнь запомнил и никогда не забывал зверства колчаковцев и расправы белочехов над военнопленными, свидетелем которых он был. В последние дни колчаковской власти в Красноярске Мергарт единственный из сотрудников остался в здании музея, захваченном взбунтовавшимися против офицеров солдатами", — упоминают в своей работе о Мергарте историки Е.В.Детлова и С.В.Кузьминых. То есть, именно колчаковские зверства изумляли оказавшегося в Сибири австрийца.

Согласно этому же источнику, сменившая белых Советская власть "очень быстро разобралась, кто такой Геро фон Мергарт. Он был назначен заведующим археологическим отделом музея, и в тяжелейших условиях гражданской войны Мергату были выделены средства для масштабных археологических разведочных работ по Енисею. Больше года Мергарт провел в археологических экспедициях".

Таким образом, работавший на Енисее Геро фон Мергарт никак не мог запечатлеть на фото события, происходившие на территории нынешнего ХМАО. Конечно, он мог застать продразвёрстку в Восточной Сибири, но данных об этом найти не удалось. Зато якобы снявший кровавые преступления чекистов учёный в 1921 году спокойно возвращается на родину, да ещё и полгода по пути проводит в Москве и Петрограде, где работает в музеях и читает студентам лекции.

Но вообще создание этой фотографии, будь она сделана Мергартом во время колчаковщины, или во время продразвёрстки — отдельный интересный сюжет. И странно, что в рассказе о "забрызганных кровью прорубях" ему не нашлось места. Кстати, пребыванию Мергарта в Красноярске "Сибирь.Реалии" посвятили отдельный материал, в котором опять есть этот снимок. Но подпись уже отличается. Теперь перед нами не "противники продразвёрстки", а просто "Расстрел у проруби. "Обычная" картина Гражданской войны". В статье говорится о скептическом отношении австрийского археолога к Советской власти и приводятся цитаты, подтверждающие это. Но ничего о том, чтобы Мергарт участвовал в расстрелах во время продразвёрстки или хотя бы был их свидетелем, не упоминается.

Блогер Niramas обнаружил эту фотографию в книге ""Атаманщина" и "Партизанщина" в Гражданской войне". Там отмечается, что на снимке — расстрел партизан, а сама фотография — из фондов Минусинского музея, то есть как раз из Восточной Сибири, где находился и ужасался колчаковским зверствам Геро фон Мергарт.

Вместе с тем, старший научный сотрудник Минусинского краеведческого музея им. Мартьянова Валентин Топчеев рассказал Накануне.RU, что фотографии, где, возможно, казаки расстреливают женщину и мужчину в белье, в фонде музея нет, однако она встречается в книгах по краеведению. Историю происхождения снимка в музее прояснить не смогли.

Получается, что фото скорее всего связано с Енисейской губернией, а ко всему происходившему в губернии Тобольской и душещипательно описанному в рассказе "Сибирь.Реалий" оно не имеет никакого отношения. И похоже, что здесь запечатлены захваченные колчаковцами красные партизаны, а не "противники продразвёрстки". Этот момент еще требует уточнения, однако вполне возможно, что перед нами — очередной факт переписывания истории, причём переписывания очень примитивного, когда казнённых белогвардейцами пытаются представить жертвами красного террора.

https://www.nakanune.ru/articles/116383/

 

Владимир Владимирович

"Свобода" — это...

А что она такое, вы поймёте по результатам прочтения. Если, конечно, не знали этого ранее.

В самом конце лета сайт «Сибирь. Реалии» (это одна из ипостасей RFE/RL, то есть радио «Свобода», слившееся в экстазе со «Свободной Европой») в рубрике «История» опубликовал материал некоего «историка и краеведа» Якова Яковлева «„Все проруби забрызганы кровью“. Как крестьяне против большевиков восстали».

Типичная антисоветская публикация, творчески описывающая звериную сущность антинародного большевицкого режима в Сибири, откуда только что был изгнан Колчак. Кстати, о нём я некоторое время назад цитировал небезынтересные отзывы американского генерала Грэйвса. Но что нам Грэйвс, когда надо бороться с гидрой большевизма? Советского Союза нет уж почти тридцать лет как, советскую власть Ельцин расстрелял 27 лет назад, а «Свобода» всё борется как заведённая.

Статью тут же подхватили и свои «свободовские» сайты (например, «Крым. Реалии»), и толпы неравнодушных свободолюбивых хомячков. Перепосты были и на популярных платформах типа «Фишек», и в соцсетях от «Твиттера» до «Одноклассников».

В самом начале статьи размещена фотография. Авторское название — «Расстрел противников продразверстки. Фото Геро фон Мергарта. 1920 года». Фотографию я люблю. Был, как вы, возможно, знаете, много лет причастен к этому делу. Да и сейчас недалеко отошёл.

В общем, включил я режим отдела проверки и углубился в матчасть. И что я имею в связи с вышеизложенным вам сообщить.

Пять лет назад в московском издательстве Ассоциации исследователей российского общества «АИРО-XXI» вышла книга «„Атамащина“ и „партизанщина“ в Гражданской войне: идеология, военное участие, кадры. Сборник статей и материалов». Составитель и научный редактор книги — д.и.н., профессор Поволжского института управления РАНХиГС Антон Викторович Посадский. Книга издана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной программы «Культура России» могучим тиражом 1000 экземпляров. Книга увесистая: 854 страницы, 53 с половиной условных печатных листов.

На 700-й странице книги начинается статья красноярцев А Г. Елисеенко и А. В. Мармышева «Ликвидация партизанской Степно-Баджейской республики в Енисейской губернии в мае-июне 1919 г.». А в середине книги есть вкладки с фотографиями, где к данной статье помещена эта самая фотография. Только с другой подписью.

Так что это не большевики собираются предать лютой смерти трудолюбивых сибирских крестьян, а натуральные колчаковцы продолжают свою кровавую жатву. А что они вроде как без погон — так может, они из каких-либо, как это сейчас называется, парамилитарных формирований, которых хватало по обе стороны фронта и даже сбоку (типа всяких «зелёных»). Фотография из фондов Минусинского краеведческого музея, а значит, должна в обозримом будущем оказаться и в электронном Государственном каталоге.

В общем, радио RFE/RL снова село в лужу, как это нередко бывает с учениками доктора Гёббельса. И увлекло за собой множество «добровольных помощников», выпестованных условными Ельцин-центрами.

Тут есть ещё один момент, который добавляет ситуации характерного аромата. У «Свободы» фотография приписана Геро фон Мергарту. Это само по себе по ту сторону грани между добром и злом.

Выдающийся австрийский археолог Gero Kurt Karl Maria Merhart von Bernegg (1886—1959), которого у нас обычно называют фон Мергартом, в Первую мировую был призван в австро-венгерский ландвер офицером и в конце 1914 года попал в русский плен. Его направили в лагерь военнопленных в посёлке Антипиха близ Читы, затем в лагерь в Канске. Революция подарила ему свободу передвижения, и в ноябре 1919 г. он, перебравшись в Красноярск и оказавшись на территории «Колчакии», поступил по знакомству на службу в Музей Приенисейского края (ныне Красноярский краевой краеведческий музей) реставратором. При советской власти он стал заведующим археологическим отделом музея. Под его руководством произведена реставрация многих музейных предметов и систематизация коллекций Красноярского, частично — Минусинского и Енисейского музеев, значительно пополнен фонд Красноярского музея, разработана и частично реализована программа археологического изучения Приенисейского края, в том числе открыты десятки археологических памятников от палеолита до Средневековья.

В общем, увлечённый был человек, и как таковой оказался весьма полезным для молодой советской страны как археолог и музейщик. Ещё шла Гражданская война, а ему выделили серьёзные средства, позволившие более года вести на Енисее археологические экспедиции. Домой он вернулся лишь осенью 1921 года, на обратном пути задержавшись в Москве и Петрограде, где знакомился с музейным делом и читал лекции студентам. В 1926 году он издал фундаментальный труд, который изучают и сегодня: «Бронзовый век на Енисее».

За свою бытность в России он многое повидал. Включая кровавые бесчинства колчаковцев и белочехов.

Вот что он писал в статье «Воспоминание о Советской России», опубликованной в Мюнхене в 1921—1922 году (выделения и примечания мои).

…В Сибири часто выживание заканчивалось смертью. Мы видели раненых из отрядов атамана Семенова, убитых красными, вынуждены были стать свидетелями того, как сотни рабочих и крестьян, а также представителей интеллигенции были зарублены, расстреляны или утоплены в реке колчаковцами, мы видели могилы наших товарищей, жертв чешской военной истории [речь о мятеже чехословацкого корпуса летом 1918 г.] — одним словом, мы слишком хорошо знали, как в России захватывают и насаждают власть. Но, несмотря на все это, — за фронтом Красной Армии лежал путь на родину. И мы, бывшие пленными при царе, Керенском, Семенове, Колчаке, чехах, итальянцах, румынах, поляках, наконец, и у французов с англичанами, мы верили в красные знамена как символ свободы.

В новогоднюю ночь солдаты, расквартированные в Музее Географического общества [он же Музей Приенисейского края; располагался в здании Гостиных рядов на Старобазарной (ныне Мира) площади; сейчас в здании Государственный архив Красноярского края], потребовали… открыть все помещения. Это были люди из армии Колчака, которые готовились к перевороту. Они предполагали, что офицерские подразделения и, быть может, верные режиму отряды захотят их разоружить. И они были настроены на борьбу. Музей нужно было подготовить к обороне…

Переворот осуществлялся силами всего гарнизона. Без борьбы и кровопролития. … Белую армию удалось оттеснить. Последние попытки сопротивления колчаковской армии были сломлены. Это вылилось в продолжавшемся целый день потоке в город обезоруженных. Сдавались тыловые обозы всех видов…

Красная Армия, задержанная в своем продвижении для ликвидации последствий катастрофического крушения колчаковской армии, заставила себя ждать. Но наконец ее авангард вступил в город. [Части 30-й дивизии Красной Армии вступили в Красноярск в ночь с 6 на 7 января 1920 г.] И к вечеру того же дня бесконечные вереницы тыловых обозов потянулись с запада на восток через Красноярск. Дисциплинированно, четким строем, избегая любого насилия, что вызвало у всерьез опасавшегося населения вздох облегчения.


Доверчивая, непоколебимая даже в период самых тяжких разочарований преданность идее, терпение, которое нервные люди называют инертностью, и восточное «неучитывание» [неологизм Мергарта] времени и сил — это то, что в сегодняшней России при отсутствии всяческих условий продолжает создавать ценности.

Более фундаментальные воспоминания учёного, названные им «Daljoko» («Далёко»), увидели свет только после смерти автора.

При этом сам фон Мергарт был всю жизнь беспартийным и довольно-таки аполитичным. Но добросовестность и непредвзятость учёного, задержавшегося в России, его честные рассказы, не приукрашенные ни розовой, ни чёрной красками, привели к тому, что археолог с мировым именем, воспитавший сотни учеников, считался неблагонадёжным, а при нацистах был изгнан на пенсию. Он же добровольно сотрудничал с большевиками!

И вот этого человека «Свобода» в лице Якова Яковлева цинично записывает в соучастники своего исторического пасквиля. Прикрывает его авторитетом абсолютную лживость своей подписи под приписанной ему фотографией.

На этом фоне декларация «Свободы»

РСЕ/РС свободна от политических влияний и не является «агентом» ни одного из правительств; закон обязывает нас предоставлять зрителям и читателям правдивые, объективные и профессионально подготовленные материалы.

звучит откровенным художественным свистом.

То есть наглой ложью.

А жалоба

 

вызывает гомерический смех.

Примерно как кулинарные видеоролики Саши Грей.

Впрочем, последняя вызывает большее уважение.

 

https://niramas.livejournal.com/52347.html

 

Joomla templates by a4joomla