Новогодняя Ёлка: От религиозных споров до символа Советского Всенародного Праздника

Вероятно, многие знакомы с популярным утверждением, будто в СССР в 1920-х годах был "запрет" на Новый год и его обязательный атрибут - ёлку. Однако официального запрета не существовало; налицо была так называемая "ёлочная" дискуссия в прессе. Празднование Нового года подвергалось критике как проявление устаревших религиозных ритуалов, и в некоторых городах даже налагали штрафы на торговцев ёлками, объясняя это необходимостью сохранения лесов. Дискуссия завершилась в 1936 году, когда Новый год и новогодняя ёлка восстановились в новой, советской, интерпретации. Мало кто, однако, осведомлен о том, что в 1918 году большевики и советские власти восстановили ранее запрещенную царским режимом новогоднюю ёлку.

Известно, что традиция украшать ёлку перед Рождеством укоренилась в XVI веке в протестантских странах Северной Европы. Через сто пятьдесят лет Петр I внес ее в Россию в результате своего решения. Однако после его смерти этот обычай продолжили не все подданные империи, в основном немцы, финны и жители Прибалтики. В начале XIX века под влиянием будущей императрицы Александры, немецкой принцессы, перешедшей в православие, рождественская ёлка вернулась в царские дворцы, а затем и в дворянские особняки и усадьбы. Этот обычай вызывал негодование со стороны "ученых" славянофилов, рассматривавших его как западное и немецкое влияние. Писатель Иван Гончаров саркастически отмечал, что ёлочная традиция - это "нелепое, немецкое и неудачное изобретение: взять мокрое, грязное дерево из леса, украсить его огарками и грецкими орехами, а вокруг разложить подарки!".

Борьба против лютеранского обычая привлекала представителей православной церкви, многие из которых выражали свои взгляды, используя старые термины в новом контексте. Некоторые иерархи выражали недовольство по поводу того, как люди переживали уход великого композитора Петра Ильича Чайковского, считая его всего лишь "скоморохом". Новогодняя ёлка и связанный с ней праздник рассматривались ими как "бесовщина" и идеологическая диверсия, направленная против традиционных святочных обрядов. Тем не менее, высшие слои и сословия Российской империи мало обращали внимание на эту критику, воспринимая Новый год как элитарное событие, доступное лишь состоятельным людям. В период промышленного бума обычай украшать ёлки распространился и среди рабочих масс.

Однако Первая мировая война принесла изменения. Во время того, как русские войска находились в окопах на фронте, многие "патриоты" в тылу занялись борьбой против всего немецкого. Это включало погромы немецких магазинов и контор, а также критику новогодней ёлки, которая ассоциировалась с враждебной Германией. В 1916 году Синод официально запретил украшение ёлок в "присутственных" и других общественных местах.

После Великой Октябрьской социалистической революции новогодняя ёлка торжественно вернулась, претерпев переосмысление самого праздника. Примером послужил, глава Совнаркома Владимир Ленин, который провел "шикарное" празднование Нового 1918 года в компании рабочих Выборгской стороны. Вместе с ними он наслаждался морковным чаем, угощался ржаными сухарями и исполнял революционные песни. Позднее именно по инициативе Ленина была организована первая детская ёлка в Сокольниках. Этот праздник существенно отличался от предреволюционных традиций. Теперь ёлка стала доступной для всех детей, поскольку даже для самых малообеспеченных граждан правительство предусмотрело праздничный ужин и подарки. С течением времени из праздника исчезали религиозные элементы, он успешно пережил "ёлочную" дискуссию и стал по-настоящему всенародным советским праздником.

https://dzen.ru/a/ZZh2HpEdMDU1yi3h

Joomla templates by a4joomla