М. Н. Животов КАК ЗАРОЖДАЛСЯ ВСНХ
(Из воспоминаний о первых месяцах Октябрьской революции)
Для нас, работников совета фабрично-заводских комитетов, в период вышибания буржуазии из седла ее собственности (по выражению Владимира Ильича на одной из конференций заводских комитетов) каждое слово Ленина было законом.
С того момента когда рабочий класс стал у власти, заводские комитеты не могли продолжать свою работу без фактического контроля над производством.
Задумываясь над этим вопросом, совет фабрично-заводских комитетов (тов. Амосов и я) разработал схему организации такого государственного органа, который бы регулировал и управлял всем хозяйством и промышленностью. Продумав организационные формы этого органа, мы решили пойти к Владимиру Ильичу и узнать, как он к этому отнесется.
28 или 29 октября 1917 года Владимир Ильич принял нас в Смольном, во 2-м этаже,, в своей рабочей комнате. Усадив нас около маленького круглого столика, он стал расспрашивать о цели посещения. Мы ему подробно изложили наш план, при этом разложили перед ним графическую схему. С большой внимательностью Владимир Ильич расспрашивал нас о мельчайших подробностях нашей схемы, а особое внимание обратил на состав и название проектируемого органа. Мы ему показали набросанный нами перечень представителей от комиссариатов и рабочих организаций, входящих в состав пленума. На его вопрос, как мы назовем этот орган, мы ответили, что думаем назвать его Высшим советом народного хозяйства, после чего он несколько раз повторил это название, заявляя, что оно очень удачно, причем высказал в нескольких словах мысль, что рабочему правительству такой орган нужен, что при нашей задаче обобществления средств производства нам нужен такой орган, через который сами рабочие управляли бы хозяйством.
Ободренные сочувствием Владимира Ильича, мы тогда же стали просить его о том, чтобы наш проект был издан в виде декрета, на что он со смехом заявил: «Не буду же я издавать декретом вот эти ваши разноцветные кружки! Вы напишите на бумаге так, чтобы там были параграфы да пункты,— вот тогда мы и издадим все это декретом». Мы откровенно сознались, что такого декрета написать не умеем, над чем Владимир Ильич искренне смеялся, говоря: «Ну как же быть тогда?» Мы стали просить, чтобы он сам написал декрет, на что Владимир Ильич ответил, что самому ему писать некогда, но он кого-нибудь к нам пришлет и мы там совместно напишем.
Уходя в этот раз от Владимира Ильича, мы радовались сочувствию, высказанному им нашему проекту, одновременно вдумываясь в высказанную им мысль: рабочему правительству нужен такой орган, через который рабочий класс mof бы управлять своим хозяйством.
Был другой случай посещения Владимира Ильича нами — представителями совета фабрично-заводских комитетов.
В конце января 1918 года, когда злостный саботаж со стороны экономически еще не разбитой буржуазии привел к тому, что петроградские заводы, не имея заказов, приостанавливались один за другим, нам казалось, что, если бы мы централизовали все дела заявок и заказов, нам было бы известно, какие заводы обеспечены заказами и какие не обеспечены. Нам казалось, что если правительство издаст декрет о централизации заказов, то все будет хорошо. Вот поговорить об издании такого декрета мы и пошли к Владимиру Ильичу. Пошло нас несколько человек. Фамилий этих товарищей не помню, но, если они живы, они смогут дополнить то, что будет мной упущено в описании этого посещения.
Принял нас Владимир Ильич в Смольном, по-товарищески усадил, и мы в беседе с ним изложили нашу просьбу, на которую получили ясный и точный ответ. Владимир Ильич заявил, что при нашем хозяйстве и при чрезвычайно распыленном крестьянском потребителе централизовать заказы нельзя. Прежде чем об этом говорить, нам надо приложить все усилия к вовлечению в кооперацию всего населения, а главное — рабочего класса и крестьянства, и только тогда, когда рабочий класс и крестьянство будут перед нами стоять как организованные потребители и когда этот потребитель свяжется с нашей промышленностью,— тогда не надо будет и никакого декрета, ибо мы и без декрета будем знать нашего заказчика. «А теперь,— заключил Владимир Ильич,— следовало бы вам, работникам фабрично-заводских комитетов, как можно больше уделить внимания на организацию отпора нападающим белогвардейцам и проявить наибольшее участие в борьбе с внутренней контрреволюцией и саботажем».
Из высказанной Владимиром Ильичем еще в 1918 году мысли мы видим, как его гений в условиях жесточайшего саботажа и контрреволюции уже предвидел необходимость для нашей промышленности смычки с крестьянством через кооперацию.
Великий строитель. Памяти В. И. Ленина. М., 1924. С. 75—76
ЖИВОТОВ МАТВЕЙ НАЗАРОВИЧ (1884—1964) — член партии с 1904 г. Участник революции 1905—1907 гг. В 1908—1911 гг. вел революционную пропаганду среди солдат. После Октябрьской социалистической революции был председателем совета фабзавкомов Петрограда. Участник гражданской войны. После окончания войны — на хозяйственной работе.