А. В. Винтер ОН ОКРЫЛЯЛ НАС
С Владимиром Ильичем Лениным у меня было несколько встреч и бесед по вопросам моей тогдашней служебной деятельности. Одна из них состоялась сразу же после переезда правительства из Петрограда в Москву и касалась облегчения топливного кризиса в Москве. Было это в марте 1918 года, когда я посетил В. И. Ленина в его рабочем кабинете в Кремле.
Он сидел в обычной своей позе за письменным столом и чрезвычайно внимательно и вдумчиво выслушал мое сообщение.
Речь шла об организации крупнейшего по тогдашнему замыслу торфяного хозяйства на Шатурских массивах, о постройке в будущем на базе использования этого местного топлива крупной районной электрической станции. До осуществления этих сооружений я предлагал для самых жизненных и необходимых столичных учреждений возить торф с Шатурских разработок в Москву по железной дороге.
Сердце страны, столица государства — Москва не снабжалась в достаточном количестве ни донецким топливом, ни нефтью, а вскоре каменноугольные и нефтяные районы и вовсе были отрезаны.
Ленин сразу оценил реальность задачи, сущность которой я ему изложил, и здесь же, в кабинете, он принял твердое решение.
В области нового, советского промышленного строительства решение о строительстве опытной Шатурской электростанции может считаться одним из первых, принятых Советской властью.
По этому же делу, но уже по вопросам его развития, я бывал у Владимира Ильича еще несколько раз.
Однажды мне пришлось обратиться за его содействием по вопросу демонтажа двух бездействовавших котлов с трамвайной станции, которые предполагалось установить на опытной Шатурской станции для радикального разрешения вопроса правильного сжигания торфа.
И этот — опять-таки совершенно специфический и весьма технический — вопрос Владимиром Ильичем был сразу оценен, и, быть может, этой поддержке и этой вере, которую Ильич умел вселять в своих собеседников, мы обязаны были тем огромным успехом в сжигании торфа, подобного которому до того не встречали в этой специальной области техники.
Усилившиеся топливные затруднения, отразившиеся даже на снабжении Москвы дровами, привели к тому, что работы по организации Шатурских торфоразработок чрезвычайно форсировались и мы были в состоянии хотя бы изредка доставлять по железной дороге торфяные составы для обеспечения топливом больниц, хлебопекарен и т. п.
В конце того же 1918 года я возглавлял вновь созданный орган по электростроительству и развитию электроснабжения в стране. Я имел тогда несколько бесед с Лениным, как личных, так и во время дебатов на заседаниях Совнаркома и Совета Рабочей и Крестьянской Обороны.
Вскоре возникли два новых и чрезвычайно активных учреждения. Для разработки государственного плана электрификации России была создана специальная комиссия (ГОЭЛРО). Почти одновременно инженеру Р. Э. Классону, которого лично знал В. И. Ленин еще с 90-х годов по Петербургу, была предоставлена широкая возможность осуществить новые методы добычи торфа, так называемый гидроторф. В. И. Ленин уговорился с Классоном, чтобы тот ему сообщал, что нужно для успеха этой работы. Путем распоряжений, часто при помощи телефонных звонков Ленин всячески помогал Классону.
В последний раз я встретился с В. И. Лениным во время его последнего председательствования в Совнаркоме. Встреча вышла совершенно случайная в коридоре Совнаркома, куда он вышел во время перерыва.
Мы были совершенно одни, и он сказал мне всего несколько фраз. Но и эти последние фразы свидетельствовали все о той же заботе Ильича о хозяйственном возрождении страны. Он говорил со мной о шатурских работах, которые были в самом разгаре и были закончены через несколько месяцев после его смерти.
Шатурской электростанции при ее открытии было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. В это дело — одно из первых крупных советских строительств — Ленин вложил много забот. Он окрылял нас, строителей и работников станции, духом творчества и любви к труду.
Известия. 1955. 19 апреля
ВИНТЕР АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1878—1958) — советский инженер, ученый, специалист по строительству и эксплуатации электростанций. После Октябрьской социалистической революции — начальник строительства районной электростанции на Шатурских торфяных массивах. С 1927 по 1932 г.— начальник Днепростроя. В 1932 г. избран действительным членом АН СССР. Член ШК СССР.