А. Д. Цюрупа
ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
С первых же дней после Октябрьской революции Владимир Ильич пристально наблюдал за состоянием продовольственного положения страны, в особенности в столицах и других пролетарских центрах. Уже в ноябре 1917 года при встрече со мной, еще до моего назначения народным комиссаром, он ставил вопрос о том, чтобы гаоочим отпускался полный продовольственный паек, а прочим классам населения, особенно не трудящимся, паек уменьшался и доводился в случае необходимости до нуля. Первая мысль — о классовом пайке.
Второй раз я имел длительную беседу с Владимиром Ильичем о продовольственных делах уже после назначения меня народным комиссаром в январе 1 1918 года. Владимир Ильич в это время, видимо, не имел еще твердого и определенного взгляда на характер будущей продовольственной политики. Но и тогда уже его мысль упорно работала над вопросом о хлебной монополии как единственно возможном и правильном разрешении продовольственного вопроса в сложившихся условиях.
В январе 1918 года на заседании чрезвычайной комиссии по продовольствию и транспорту тов. Троцкий передал мне проект декрета «О заготовках хлеба», написанный рукой Владимира Ильича. В этом проекте Владимир Ильич решительно стал на точку зрения строжайшей хлебной монополии. К сожалению, я не сохранил копии названного проекта, характернейшего для той эпохи документа. Возможно, что он хранится либо в архиве тов. Ленина, либо в архиве тов. Троцкого.
С этого момента Владимир Ильич твердо, решительно и неуклонно проводил хлебную монополию и ту продовольственную политику, которая осуществлялась в течение 1918, 1919 и 1920 годов. Можно категорически утверждать, что именно он, Владимир Ильич, установил продовольственную политику, проводившуюся в течение первых трех лет существования Советской власти, что благодаря именно его безоговорочной решительности, его политическому и нередко организационному руководству было сделано то, что было сделано, и что в труднейшую эпоху, переживавшуюся Советской властью, продовольственный вопрос разрешался так, как он разрешался. Без его активного и непосредственного участия в разрешении стоявших в порядке дня острейших и сложнейших продовольственных задач проблема снабжения страны не получила бы разрешения и, может быть, трудящиеся не вынесли бы обрушившихся на них продовольственных испытаний. Мы, продовольственники, были лишь исполнителями, облекавшими указания Ленина в форму практических мероприятий.
В особенно трудные моменты Владимир Ильич со свойственными ему гибкостью, тонкостью и пониманием допускал иногда некоторые временные частичные отступления от общепринятой линии; но делал он это только в случаях последней крайности, когда изнывающие от голода рабочие приходили в отчаяние, и не потому, что думал, что эти отступления могут облегчить продовольственное положение страны, а для того, чтобы на примерах и на фактах показать сомневающимся рабочим и сомневающимся партийным работникам, что всякая иная продовольственная политика может привести рабоче-крестьянское государство к гибельным последствиям.
Случай, очень характерный в этом отношении:
В 1919 году однажды при моем свидании с В. И. Лениным он горячо говорил о том, что из-за ошибок, допущенных продоволь-ственниками, противники продовольственной политики и колеблющиеся группы сделали прорыв на продовольственном фронте и что теперь, к сожалению, прорыв этот можно ликвидировать только путем уступок, однако таких, которые в общем и целом не изменили бы взятого курса в продовольственном деле. Всем памятно бурно-пламенное выступление Владимира Ильича тогда во фракции ВЦИК по вопросу о продовольственной политике2. В этот именно момент он удержал партию от такого поворота в продовольственной политике, после которого, как это впоследствии стало ясно для всех, неминуема была бы катастрофа.
Но если Владимир Ильич со свойственной ему способностью предвидения настойчиво проводил в эпоху «военного коммунизма» продовольственную политику того времени, то с такой же дальновидностью он предусмотрел в 1921 году необходимость отказа от последней в связи с изменившимися экономическими и политическими условиями. Я говорю о так называемой новой экономической политике.
Так же решительно и последовательно, как и раньше, Владимир Ильич проводил новую экономическую политику в области продовольствия, строжайше следя за тем, чтобы старые тенденции в области продовольственной политики ни в коей мере не проявлялись, чтобы инерция, свойственная каждому аппарату и каждому работнику, и в том числе, конечно, и работникам Наркомпрода, была исключена из продовольственной практики. Он высоко ценил работу продовольственников, но боялся, чтобы беспредельно преданные интересам своего дела, с величайшей трудностью налаживавшегося в течение долгих лет, они, принесшие в жертву революции много тысяч жизней (о чем, может быть, не все хорошо и доподлинно знают), не сбивались на старую дорогу, с которой страна сошла.
Владимир Ильич внимательно следил за работой продовольственного аппарата в новых условиях, постоянно контролировал ее и строжайше преследовал всякие отклонения в сторону прежней продовольственной политики.
Так относился Владимир Ильич к продовольственному делу до того периода, когда страна получила наконец облегчение в продовольственном отношении и когда продовольственный вопрос стал второстепенным.
Все продовольственные работники, ныне разбросанные по всему лицу Союза Социалистических Республик, работающие во всех ведомствах и на всех поприщах, работающие в области хозяйственной жизни страны и в области партийной жизни, все они должны знать, что именно Владимир Ильич был творцом и создателем продовольственной политики. Все они должны знать и помнить, что именно он на своих могучих плечах вынес эту колоссальную работу. Только благодаря ему усилия продовольственников, усилия многих тысяч партийных работников и многих десятков тысяч беспартийных рабочих увенчались успехом.
Пусть помнят это все. Пусть помнят также все, что искусству управлять, умению строить необходимые государственные учреждения и быть точными в своей работе Владимир Ильич учил нас на продовольственной работе. Наиболее ценный организационный и практический опыт, который мы имеем сейчас, мы имеем благодаря деятельности на двух фронтах — военном и продовольственном, находившихся под непосредственным руководством великого вождя трудящихся.
Экономическая жизнь. 1924. 25 января
Примечания:
1. А. Д. Цюрупа назначен наркомом продовольствия в феврале. Ред
2. Ленин выступал от фракции коммунистов ВЦИК 17 января 1919 года на Объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 412—427, 615). Ред.
3. Воспоминания написаны в январе 1924 года. Ред.
ЦЮРУПА АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ (1870—1928) — государственный и партийный деятель. Член партии с 1898 г. С ноября 1917 г.— зам. наркома продовольствия, с 1918 г.— нарком продовольствия. С 1921 г.— зам. председателя Совнаркома и СТО. В 1922—1923 гг.—нарком РКИ, в 1923—1925 гг.—председатель Госплана СССР, в 1925 г.— нарком внутренней и внешней торговли. На XII—XV съездах партии избирался членом ЦК, был членом Президиума ВЦИК и ЦИК СССР.