Чудесное видение
Это было спустя два месяца после падения Берлина.
Советские войска направлялись к Эльбе, на демаркационную линию, установленную соглашением трех великих держав.
Колонны шли молча.
Путь к границе советской зоны оккупации Германии лежал через множество «дорфов», «буртов» и «штадтов», похожих друг на друга, словно близнецы. Ничто не радовало широкую душу русского солдата. Однообразный, геометрически вычерченный пейзаж полей навевал скуку и тоску по родным, бескрайным просторам.
Миновав озеро с серым старинным замком на берегу, колонны втягивались в очередное ущелье черепицы и камня, которое дорожный указатель именовал городом Эйслебен. Опять поплыли мимо слепые дома, вывески торговых фирм, пустые переулки... И вдруг, точно мираж в пустыне, перед колонной войска выросла знакомая бронзовая фигура Ленина. Оцепенев от изумления и радости, солдаты несколько мгновений смотрели на монумент молча, словно боясь, что видение исчезнет.
Но то не был мираж. На площади, освещенной ярким июльским солнцем, стоял памятник Владимиру Ильичу...
Когда прошло оцепенение, по колоннам покатилось, как морская волна:
– Ленин!
– На площади Ленин!
В воздух полетели пилотки, могучее «ура» грянуло над площадью, точно раскаты грома. Знаменосцы сняли чехлы, развернули боевые знамена, и воины двинулись мимо памятника торжественным маршем.
...Толпы освобожденных из фашистской неволи катились через Эйслебен много дней, и не было среди них ни одного, кто не расположился бы у памятника, как под кровом Родины, освежить исстрадавшееся сердце.
У подножия памятника в те дни стояла доска, на которой по-немецки было что-то написано. Но большинство возвращавшихся из неволи не умело читать по-немецки, а кто и умел, все равно не мог прочесть: доска и невысокий деревянный постамент до самых ног Ильича были завалены цветами. Советские люди торопились на Родину, никто из них не спрашивал тогда, как очутился здесь этот колоссальный, в три метра высотой, бронзовый монумент. Перед ними был образ Ленина, а он означал свободу и жизнь, радость и счастье...
Памятник Владимиру Ильичу и сегодня стоит в Эйслебене на том месте, где летом 1945 года его впервые увидели советские воины и люди, освобожденные из концентрационных лагерей. Только теперь деревянные подмостки заменены фундаментальным пьедесталом, на лицевой стороне которого высечена надпись:
W. I. LENIN geb 22. 4. 1870
gest 21. 1. 1924
На другой стороне пьедестала воспроизведен тот самый текст, что сначала был написан на простой доске. В переводе на русский язык он гласит:
«Этот памятник был похищен немецкими военными преступниками в России. Его намеревались переплавить, чтобы продлить преступную войну. Этому воспрепятствовали антифашисты завода «Кругхютте». Они спрятали памятник.
В честь Красной Армии памятник был установлен антифашистами 2 июля 1945 г. на этой площади».
...1941 год. Гитлеровские орды, вторгшись в Советскую страну, грабили и уничтожали наши города и села. Где-то в Донбассе или на Киевщине, в Запорожье или на Смоленщине они сняли с постамента любовно воздвигнутый советским народом памятник Владимиру Ильичу Ленину, погрузили на железнодорожную платформу и отправили в «третью империю» для переплавки.
Образ Ленина вызывал у нацистов смертельный страх. Чтобы скрыть от немецких рабочих то, что изображал монумент, фашистские разбойники пытались придать скульптуре черты бесформенной глыбы: залепили бронзовую фигуру глиной, покрасили краской. Именно в таком виде шеститонная глыба бронзы прибыла в Катовицы.
Польские мастера, работавшие на заводе, взглянули на глыбу и замерли. Какая-то непостижимая сила оковала их движения, сердцу становилось тесно в груди. Они узнали в контурах глыбы фигуру того, чье имя нельзя было произносить вслух при фашистах; за одно упоминание этого имени нацисты бросали людей в концентрационные лагеря. Но как ни бесновались нацисты, имя это все равно жило в сердцах трудящихся, пробуждая надежду и веру в торжество великих идей; оно и во мраке фашистской ночи горело, как путеводная звезда… Мастера переглянулись. Старший постучал молотком по глыбе, отколол глину, поковырялся, как бы снимая пробу металла, снял шапку и, поклонившись немцу, сказал:
– То не можно переплавить в наших печах. Никак не можно!
Целый год бронзовый монумент, точно призрак, путешествовал по фашистской Германии, и нигде не находилось ни такой печи, ни такого огня, что могли бы уничтожить образ, в котором воплотилось само бессмертие.
__________________________________«Смена», 1954 г.
P.S. В 1991 году памятник Ленину в Эйслебене был демонтирован и сейчас находится во дворе Немецкого Исторического музея в Берлине.
Второе написание города "Айслебен". Автор "Смены" не знал, что фашисты похитили этот памятник не на Донбассе или Киевщине, а под Ленинградом, в городе Пушкине, бывшем Царском Селе. Потом Германия отлила и подарила СССР памятник Э.Тельману, в 1960 г. его установили в Пушкине, где он стоит поныне.