Елена Захарова
Почему у В. И. Ленина был совсем не «пролетарский» автомобиль
Автомобиль «Роллс-Ройс», бывший в распоряжении В.И.Ленина. Великобритания. 1922
В Историческом музее хранится уникальный памятник – автомобиль Роллс-Ройс (Rolls-Royce), находившийся в распоряжении В. И. Ленина. Это солидный и элегантный открытый автомобиль с кузовом фирмы Баркер (Barker), его капот венчает эмблема Роллс-Ройс – статуэтка «Дух экстаза», изображающая крылатую богиню Нику, наклонившуюся вперёд навстречу ветру. На треугольном фронтоне радиатора выделяется логотип с двумя переплетающимися латинскими “R” – инициалами основателей компании инженера-конструктора Генри Ройса и автогонщика и предпринимателя Чарльза Роллса.
Автомобиль принадлежит легендарной первой серии «роллс-ройсов», получившей название «Серебряный призрак» (“Silver Ghost”). На первый взгляд трёхтонная чёрная машина длиной 4,5 м совсем не похожа на бесплотное существо. Определение «серебряный» автомобили этой серии получили по выставочному образцу 1907 года, покрытому серебристой краской, а «призраками» были названы за почти бесшумный и очень плавный ход. Говорят, что поставленная ребром на капот «роллс-ройса» монета не падала при работающем моторе. Модель «Серебряный призрак» оказалась настолько успешной, что её выпускали в течение почти двадцати лет – с 1906 по 1925 годы.
Об автомобиле Ленина в Историческом музее ходит много легенд. Кто-то утверждает, что это «роллс-ройс» из царского гаража, кто-то считает, что это машина 1916 года выпуска, приобретённая в 1920 году наркомом внешней торговли СССР Л. Б. Красиным в знак установления торговых отношений между советской Россией и Великобританией. На самом деле, дату изготовления и заказчика автомобиля определяют по его серийному номеру. «Роллс-ройс», хранящийся в Историческом музее, имеет номер 17KG и был сделан по заказу советского правительства в 1922 году.
Почему для правительственного гаража был приобретён именно «роллс-ройс», а не другой, более простой автомобиль?
«Серебряный призрак» хотя и был дорогим автомобилем, но отличался он не роскошью и даже не скоростью, а исключительным качеством сборки, надёжностью и лёгкостью управления.
Впервые «роллс-ройс» появился в России в 1911 году. Его приобрёл Великий князь Михаил Романов, брат Николая II. Два года спустя «Серебряные призраки» появились и в императорском гараже. Они предназначались в основном для дочерей Николая II. Сам император к «роллс-ройсу» был равнодушен, предпочитая роскошные автомобили французской фирмы Делоне-Бельвиль (Delaunay-Belleville).
Автомобили в дворцовом гараже. Неизвестный фотограф. К.Е. фон Ган и Ко. Российская империя, Санкт-Петербургская губ., г. Царское Село. Начало XX в.
К 1917 году в императорском гараже было больше тридцати легковых автомобилей. После отречения Николая II все они перешли в ведение Временного правительства, а в октябре 1917 года оказались на службе у новой власти – Совета Народных Комиссаров.
Председатель Совнаркома Ленин совершил свою первую поездку по Петрограду 27 октября; его первой служебной машиной стала французская Тюрка Мери (Turkat Méry). Из всех автомобилей бывшего императорского гаража был выбран именно этот, так как за ним был закреплён С. К. Гиль, из всех царских водителей проявивший наибольшую лояльность к новому правительству.
На основе императорского гаража была создана автобаза Совнаркома. Для поездок Ленина руководство автобазы выделяло те машины, которые на тот момент были в наилучшем состоянии. Первоначально это были в основном «делоне-бельвили», постепенно их сменили «роллс-ройсы». На это были свои причины: при возросших нагрузках на автопарк даже лучшие автомобили требовали ремонта, а некоторые и вовсе показывали свою неприспособленность к суровым реалиям времени. Например, слишком «нежным», по словам руководства автобазы, оказался любимец индийских махараджей роскошный британский автомобиль Нэпир (Napier).
Главной проблемой было отсутствие запчастей: после революции советская Россия оказалась в кольце экономической блокады, так что ни новых машин, ни деталей для ремонта старых купить было невозможно, а собственное производство автомобилей перестало существовать. В годы Гражданской войны проблему ремонта приходилось решать следующим образом: разбирать два автомобиля одной марки и делать из них один, а если такой возможности не было, конструировали гибрид из нескольких разных машин. Однако долго так продолжаться не могло, ресурсы автопарка страны сокращались.
Ситуация улучшилась в 1921 году, когда между Россией и Великобританией было подписано торговое соглашение. Так появилась возможность приобретать запчасти и автомобили. Осенью 1921 года в правительственный гараж поступили два купленных в Англии подержанных «роллс-ройса» 1916 и 1920 годов выпуска. Новые автомобили стоили слишком дорого, а потребность в автомобилях только возрастала.
После Гражданской войны началось дипломатическое признание советской России, велись переговоры с представителями коммунистических партий многих стран, в которых экономическая ситуация была гораздо лучше, чем в стране победившей революции, так что автомобиль становился не только средством передвижения, но и неким показателем стабильности новой власти.
В конце 1921 года была подана заявка о закупке ещё пятнадцати «роллс-ройсов» для правительственного гаража, на что возразил Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Почему именно «роллс-ройсы», а не более простые немецкие «мерседесы»? Ведь торговое соглашение с Германией тоже было подписано к тому времени. В своём ответе ВСНХ начальник автобазы Совнаркома А. П. Медведев утверждал: во-первых, за несколько лет работы с автомобилями разных производителей специалисты убедились, что «роллс-ройс» является самым надёжным, а значит, и наиболее безопасным автомобилем для перевозки первых лиц государства; во-вторых, «роллс-ройс» гораздо реже требует дорогостоящего ремонта, а «наша страна не настолько богата, чтобы покупать дешёвые автомобили»; в третьих, в правительственном гараже было сконцентрировано максимальное количество «роллс-ройсов», сотрудники автобазы искали их по всей стране, отдавая взамен машины других марок из царского гаража. Медведев настаивал на покупке автомобилей марки Роллс-Ройс, поскольку именно они могли обеспечить бесперебойную работу автобазы Совнаркома.
Заказ на «роллс-ройсы» был направлен в Англию в 1922 году. Всего для правительственного гаража удалось приобрести только три автомобиля, так как англичане настояли на продаже новых машин, а не подержанных. Все три правительственных «роллс-ройса», купленных в 1922 году, сохранились: один находится в Историческом музее, второй – в Петербургской Петропавловской крепости, третий – в музее-заповеднике «Горки Ленинские».
Автомобиль, хранящийся в Историческом музее, прибыл в Россию летом 1922 года первым. На нём был установлен усиленный мотор мощностью в 55 лошадиных сил, при необходимости он развивал скорость до 110 км/ч.
Ленин пользовался новым автомобилем недолго: летом 1922 года он жил на даче в Горках, поправляясь после инсульта, работе приступил в начале октября, но уже 16 декабря второй инсульт вновь приковал его к постели. В марте 1923 года умирающего вождя перевезли в Горки, ему оставили служебный «роллс-ройс», но, скорее всего, это был не новый, а один из старых автомобилей автобазы Совнаркома.
После смерти Ленина «роллс-ройс» продолжал работу в автобазе Совнаркома вплоть до 1935 года, подтвердив своей долгой службой обоснованность выбора автомобиля именно этой марки для правительственного гаража в том далёком и непростом 1922 году.
https://blog.mediashm.ru/?p=2747