Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 55

Письма: 1894 г.

 1894 г.

3

M. И. УЛЬЯНОВОЙ

13/ХII. 94.

Давно что-то не пишут мне из дому. Как твое здоровье, Маняша? Мне писали, что ты уже ходишь в гимназию.

Следовало бы заставить себя гулять ежедневно часа по два. Стоит это сидеть так усердно за уроками — и портить здоровье.

Что ты поделываешь кроме гимназических занятий? Что читаешь? Видаешь ли М. И.*? Едет она в Крым или нет? Напиши еще, если удобно, об истории в Университете с Ключевским. Говорят, он какую-то лекцию читал, потом какую-то книгу издал. Я не видал даже заглавия этой книги; интересно бы узнать8.

Как идет твое новое знакомство?

Твой В. У.

Я писал давно уж о том, чтобы узнать насчет III тома «Капитала». Мне обещали достать его (знакомый**, которого Марк9 знает). И теперь я ничего не знаю. Исполнят ли это обещание. Продолжают ли обещать или отказываются. А хотелось бы знать, потому что книгу эту достать не легко. Передай это, пожалуйста, Марку.

______

* получила ли она мое письмо?

** О ком идет речь, не установлено. Возможно, что о Р. Э. Циммермане (Гвоздеве), которого М. Т. Елизаров знал по Самаре, или о В. А. Ионове. Ред.



M. И. УЛЬЯНОВОЙ. 24 ДЕКАБРЯ 1894 г. 5

Поклон всем нашим. Здорова ли мама? Поцелуй ее за меня. От тебя буду ждать письма.

Анюте10 передай, что у Ал. Андреевича был и был понапрасну. Ему обещали, — и он ждет, а дождется ли, и когда, — сие неизвестно.

Послано из Петербурга в Москву

Впервые напечатано в 1929 г. в журнале «Пролетарская Революция» №11

Печатается по рукописи


4

М. И. УЛЬЯНОВОЙ

Maняше 24/ХII.

Наконец-то собрался отвечать на твое письмо от 15-го.

С твоим взглядом на гимназию и занятия — я согласиться не могу.

Во-первых: доктор сказал не ходить до рождества, а ты находишь, что пропускать неудобно. Пропускают ведь месяцы, не только недели: не лучше же будет, если к весне придется слечь.

Во-вторых. Ты пишешь: или совсем не учиться, а если учиться, то «все-таки не совсем спустя рукава». Мне кажется, теперь дело может идти самое большее о том, чтобы кончить. А для этого вовсе не резон усиленно работать: что за беда, если будешь получать тройки, а в виде исключения и двойки? Во всяком случае, при хороших отметках в первые 2 четверти переведут. А больше ничего и не нужно. Да притом, раз ты с начала гимназического курса проходила все основательно, то теперь уж ты кончишь хорошо, даже если вовсе бросишь готовить уроки. Должна же ты согласиться, что те, кто идет на тройки, во-первых, уроков не готовят, а во-вторых, задов ничего не знают. У нас, по крайней



6 В. И. ЛЕНИН

мере, так было. Значит ты перед ними будешь иметь преимущество.

По-моему, только в том случае и есть возможность кончать, если ты именно будешь учиться «спустя рукава». Иначе расхвораешься к лету не на шутку.

Если ты не можешь учить спустя рукава, тогда лучше бросить и ехать за границу. Гимназию всегда можно будет кончить, а поездка теперь освежит тебя, встряхнет, чтобы ты не кисла очень уж дома. Там можно поосмотреться и остаться учиться чему-нибудь более интересному, чем история Иловайского или катехизис Филарета (?).

Основательно ли гуляешь теперь? Вероятно, нет. Почему бы тебе не кататься на коньках? Ты скажешь опять: «скучно». Да ведь нельзя же доводить себя до такой слабости: «веселого» тут еще меньше. Надо себя заставить.

Насчет Шелгунова я с тобой согласен, что некоторые вещи у него устарели. Какие у него статьи тебе нравятся? По русским вопросам или исторические? Экономические или философские?

Твой В. У.

Написано 24 декабря 1894 г. Послано из Петербурга в Москву

Впервые напечатано в 1929 г. в журнале «Пролетарская Революция» №11

Печатается по рукописи