Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 32
НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ!
«Король Константин (греческий) подписал акт отречения под давлением союзной дипломатии», — так пишет по поводу отречения газета бывшего министра иностранных дел во Временном «революционном» правительстве г-на Милюкова.
Грецию додушили господа союзные дипломаты, сначала вызвав венизелосское (Венизелос — бывший министр Константина, перешедший на службу английского капитала) движение, отколов часть армии, захватив насилием часть греческой земли, наконец, «давлением» вынудив отречение «законного» монарха, т. е. вынудив революцию сверху. Какого рода это «давление» было и есть, всякий знает: давили голодом, Грецию блокировали военные суда англо-французских и русских империалистов, Грецию оставляли без хлеба. «Давление» на Грецию было того самого порядка, какое применили недавно в России, если верить газетам, темные крестьяне одного захолустья, осудив на голодную смерть гражданина, обвиненного ими в оскорблении христианской религии.
Темные крестьяне в полудиком углу России уморили голодом «преступника». «Цивилизованные» империалисты Англии, Франции, России и пр. морили голодом целую страну, целый народ, чтобы «давлением» заставить ее переменить политику.
Вот она — действительность империалистской войны. Вот она — реальная обстановка международных
НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ! 259
отношений в переживаемое нами время. А господа эсеры по этому поводу смеются... Это действительно очень, очень смешно...
«Дело Народа», министерская газета Керенских, Черновых и К0, помещает смеющуюся передовицу под заглавием: ««Самоопределение» Греции». Насмешка эсеров над «самоопределением» Греции была бы превосходна, если бы она была искренна.
Искренность в политике означает не то, чтобы гг. Керенские, Черновы и К0 должны были доказывать свою личную искренность, — ее мы охотно допускаем и не в ней вовсе дело. Искренность в политике, то есть в той области человеческих отношений, которая имеет дело не с единицами, а с миллионами, — искренность в политике есть вполне доступное проверке соответствие между словом и делом.
Передовица «Дела Народа» неискренна потому, что именно партия социалистов-революционеров, именно Керенские и Черновы, как ее вожди, поддерживают министерство удушения... виноват, министерство «самоопределения» Греции, вместе с гражданами Церетели и Скобелевым.
«... Ясно каждому, — пишет «Дело Народа», — что между разбойным нападением империалистской Германии на Бельгию, Австрии — на Сербию и нынешним «наступлением в глубь Греции» союзных правительств нет никакого различия по существу».
Да, это ясно, и это вовсе не «этика», как думают эсеры, а чистейшая политика. Разбойное нападение, — вот в чем вы участвуете, граждане эсеры, граждане меньшевики, своим участием в правительстве. Разбойное нападение есть факт, «давление союзной дипломатии» — всей союзной, значит и русской — производилось, очевидно, и после вступления в министерство Чернова и Церетели с К0.
А платформы «мира без аннексий»? А «требования» «революционной демократии» от нового правительства? А декларации? Неужели еще не ясно, что все эти платформы, декларации, обещания, заявления, клятвенные обещания, обещательные клятвы и прочее и прочее — сплошная издевка над народом?
260 В. И. ЛЕНИН
Над собой смеетесь, господа эсеры и меньшевики! Над своей собственной политикой доверия к капиталистам и к правительству капиталистов! Над своей собственной ролью красноречивых, велеречивых, министерским званием облеченных прислужников капитализма и империализма!
«Правда» № 72, 16 (3) июня 1917 г.
Печатается по тексту газеты «Правда»