Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 42
О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
ЗАМЕТКИ НА ТЕЗИСЫ НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ103
(Приватно. Черняк. Не оглашать.
Я еще раз и два обдумаю это.)
Нельзя так писать о политехническом образовании: выходит абстрактно, для далекого будущего, не учитывается насущная, теперешняя, печальная действительность.
Надо
1) добавить 1 или 2 тезиса о принципиальном значении политехнического образования
{по Марксу}
{по нашей программе РКП.}
2) Сказать ясно, что никоим образом мы не можем отказаться от принципа и от осуществления тотчас в мере возможного образования именно политехнического.
17-й тезис долой.
Про вторую ступень (12—17) сказать:
Крайне тяжелое хозяйственное положение республики требует в данное время безусловно и немедленно
слияния* 2-й ступени с профтехшколами,
превращения* 2-й ступени в профтехшколы, но вместе с тем, дабы не было превращения в ремесленничество, надо установить следующие точные правила:
_________
*(Исправить: сливать не всю 2-ю ступень, а с 13, 14 лет, по указанию и решению педагогов.)
О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 229
1) избегать ранней специализации; разработать инструкцию об этом.
2) расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы.
Составить программу по годам:
(Если таких программ еще нет, то повесить Луначарского)
коммунизм
история вообще
» революций
» революции 1917 г.
география,
литература
и т. д.
3) безусловным заданием поставить немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию, как-то:
совместно с ГОЭЛРО |
а) посещение электрической станции, ближайшей, и ряд лекций с опытами на ней; ряд практических работ, какие только возможны с электричеством; разработать тотчас детальные программы (на 1 посещение; на курс в 5, 10 лекций; в 1, 2 месяца и т. д.), |
|
б) тоже — каждый сносно поставленный совхоз, |
|
в) тоже — каждый сносно поставленный завод, |
совместно с ГОЭЛРО |
г) мобилизация (для лекций по электричеству и политехническому образованию, руководству практическими занятиями, поездок и проч.) всех инженеров, агрономов, всех кончивших университет по физико-математическому факультету, |
|
д) устройство маленьких музеев по политехническому образованию, поездов, пароходов и проч. |
230 В. И. ЛЕНИН
Это — архиважно. Мы нищие. Нам нужны столяры, слесаря, тотчас. Безусловно. Все должны стать столярами, слесарями и проч., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехнического минимума.
Задача школ 2-й ступени (вернее: высших классов 2-й ступени) (12—17): дать вполне знающего свое дело, вполне способного стать мастером и практически подготовленного к этому
столяра,
плотника,
слесаря и т. п.,
с тем, однако, чтобы этот «ремесленник» имел широкое общее образование (знал minimum основы таких-то и таких-то наук; указать точно, каких);
был коммунистом (точно указать, что должен знать); имел политехнический кругозор и основы (начатки) политехнического образования,
именно!
(аа) основные понятия об электричестве (точно определить, какие),
(бб) о применении электричества к механической промышленности,
(вв) —»—тоже к химической,
(гг) тоже о плане электрификации РСФСР,
(дд) посетил не менее 1—3 раз электрическую станцию, завод, совхоз,
(ее) знал такие-то основы агрономии и т. д.
Разработать детально минимум знаний.
(Гринько, видимо, пересобачил до глупости, отрицая политехническое образование (может быть, частью и О. Ю. Шмидт)104. Исправить это.)
Написано в конце 1920 г.
Впервые напечатано в 1929 г. в журнале «На Путях к Новой Школе» № 2
Печатается по рукописи