Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 42

О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ЗАМЕТКИ НА ТЕЗИСЫ НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ103

(Приватно. Черняк. Не оглашать.

Я еще раз и два обдумаю это.)

Нельзя так писать о политехническом образовании: выходит абстрактно, для далекого будущего, не учитывается насущная, теперешняя, печальная действительность.

Надо

1) добавить 1 или 2 тезиса о принципиальном значении политехнического образования

{по Марксу}

{по нашей программе РКП.}

2) Сказать ясно, что никоим образом мы не можем отказаться от принципа и от осуществления тотчас в мере возможного образования именно политехнического.

17-й тезис долой.

Про вторую ступень (12—17) сказать:

Крайне тяжелое хозяйственное положение республики требует в данное время безусловно и немедленно

слияния* 2-й ступени с профтехшколами,

превращения* 2-й ступени в профтехшколы, но вместе с тем, дабы не было превращения в ремесленничество, надо установить следующие точные правила:

_________

*(Исправить: сливать не всю 2-ю ступень, а с 13, 14 лет, по указанию и решению педагогов.)


О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 229

1) избегать ранней специализации; разработать инструкцию об этом.

2) расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы.

Составить программу по годам:

(Если таких программ еще нет, то повесить Луначарского)

коммунизм
история вообще
» революций
» революции 1917 г.

география,
литература
и т. д.

3) безусловным заданием поставить немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию, как-то:

совместно с ГОЭЛРО

а) посещение электрической станции, ближайшей, и ряд лекций с опытами на ней; ряд практических работ, какие только возможны с электричеством; разработать тотчас детальные программы (на 1 посещение; на курс в 5, 10 лекций; в 1, 2 месяца и т. д.),

 

б) тоже — каждый сносно поставленный совхоз,

 

в) тоже — каждый сносно поставленный завод,

совместно с ГОЭЛРО

г) мобилизация (для лекций по электричеству и политехническому образованию, руководству практическими занятиями, поездок и проч.) всех инженеров, агрономов, всех кончивших университет по физико-математическому факультету,

 

д) устройство маленьких музеев по политехническому образованию, поездов, пароходов и проч.


230 В. И. ЛЕНИН

Это — архиважно. Мы нищие. Нам нужны столяры, слесаря, тотчас. Безусловно. Все должны стать столярами, слесарями и проч., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехнического минимума.

Задача школ 2-й ступени (вернее: высших классов 2-й ступени) (12—17): дать вполне знающего свое дело, вполне способного стать мастером и практически подготовленного к этому

столяра,
плотника,
слесаря и т. п.,

с тем, однако, чтобы этот «ремесленник» имел широкое общее образование (знал minimum основы таких-то и таких-то наук; указать точно, каких);

был коммунистом (точно указать, что должен знать); имел политехнический кругозор и основы (начатки) политехнического образования,

именно!

(аа) основные понятия об электричестве (точно определить, какие),

(бб) о применении электричества к механической промышленности,

(вв) —»—тоже к химической,

(гг) тоже о плане электрификации РСФСР,

(дд) посетил не менее 1—3 раз электрическую станцию, завод, совхоз,

(ее) знал такие-то основы агрономии и т. д.

Разработать детально минимум знаний.

(Гринько, видимо, пересобачил до глупости, отрицая политехническое образование (может быть, частью и О. Ю. Шмидт)104. Исправить это.)

Написано в конце 1920 г.

Впервые напечатано в 1929 г. в журнале «На Путях к Новой Школе» № 2

Печатается по рукописи

Joomla templates by a4joomla