1. КАПРИ

1908. 1910

   Глава начинается с прекрасной сентенции:

   «Уже через пару лет после появления Горького Капри, находящийся, мягко говоря, в стороне от основных евромагистралей, кишел русскими людьми левых убеждений, которые быстро приходили здесь к выводу, что революция – это далеко не только горящие покрышки и коктейли Молотова, и что даже призрак коммунизма имеет право раз в жизни отдохнуть от своих скитаний в пляжном шезлонге, коротая время за разглядыванием богатых американских туристок.…»

   Вспомнилось старинное: «кролики, это не только ценный мех…»; здесь - такая же бессмыслица. Опять намёки про «майдан»; опять ехидное подмигивание, мол, смотрите: борцы за права угнетённых жируют. Но сама мысль о том, что революция, это не только сжигание покрышек, но иногда и отдых на пляже, с рассматривание женских поп, - исключительно глубока.

   Дальше следует оч-чень нужный для повествования пассаж:

   «…некий итальянский историк, выдвинувший теорию, будто местом, где произошло немецко-большевистское сближение, стал Капри, назвал свою книгу «Scacco allo zar» – «Шах царю» (и если автор в самом деле полагает, что ВИ участвовал в гомосексуальных оргиях, которые устраивали в знаменитом гроте на укромной вилле «Фернзен» Крупп и его любовники, то сам он ничего, кроме мата, конечно, не заслуживает)».

   На сайте Ярослава Козлова (который, напомню, автор сам рекламировал) об этой чудо-книге уже давным-давно сказано. Это просто пятикопеечная макулатура, упоминание о которой в серии ЖЗЛ может рассматриваться исключительно как реклама. Про гомосятину ничего не известно, но, наверное, чутью автора в этих вопросах стоит доверять.

 

   Разбор очередной ленинской книжки автор начинает со слов «сейчас все философы», из чего становится понятно, что он-то уж точно философ и сейчас начнётся безжалостное деклассирование замшелых псевдо-авторитетов:

   «Материализм и эмпириокритицизм» (все ведь понимают, что название – такая же пара антонимов, как «Война и мир», не надо объяснять? просто на всякий случай) [Я понял, я!] вещь прежде всего полемическая и имеющая политическую подоплеку. Эта книга, по сути, целиком написана из вредности – представьте себе старуху Шапокляк, которая провалилась в энциклопедическую статью «Эмпириомонизм». Вредность эта вредит и самому автору. Раз за разом один и тот же прием: Ленин цепляется к какому-то невинно выглядящему фрагменту работы своего оппонента – и картинно, по-фома-опискински, хватается за голову: о ужас, что он такое говорит!»

   Дальнейший разгром обозначу тезисно:

   «Ясно, что ресурсы язвительности этого берсерка бесконечны; за полтора десятка лет знакомства Ленин унаследовал (или благополучно перенял) все худшие черты Плеханова-полемиста…»

   …«Ленин и сам постоянно путал их [термины «эмпириокритицизм» и «эмпириомонизм»]; по валентиновским мемуарам понятно, что уже сама эта наукообразная терминология казалась ему идиотизмом и вызывала приступы бешенства»...

   Если представить, что я ничего не знал бы о Ленине и получал познания о нём из «Пантократора» с чистого листа, то после прочтения этих строк однозначно стал бы его горячим поклонником.

   …«Очень быстро текст, пусть даже озаряемый время от времени вспышками остроумия, начинает вызывать отторжение: в ленинской ругани чувствуется нечто психопатическое»…

   «Запоминаются не столько bonmots [«Bonmot (фр.) - острое словцо, красное словцо»] или яркие сравнения… сколько режущие слух аналогии...»

   «Материализм и эмпириокритицизм» – энциклопедия боевых возможностей Ленина-критика, и поскольку ни до буквы Z, ни до Я даже и долистать-то непросто, поневоле начинаешь подозревать автора в том, что ему нужна была в библиографии не книга вообще, а книга достаточно толстая…»

   Пишет автор 900-страничного опуса и делает вывод:

   «Так или иначе, само сочинение этой базарной книги, несомненно, стало для Ленина хорошей школой…»

   Просто порвал, как Тузик грелку.

 

   Забавное:

   «The proof of the pudding , щеголяет ))) подслушанной, видимо, где-то в Англии пословицей Ленин, is in the eating».

 

   Про «горьковскую» рабочую школу на Капри:

   «Ленин продолжает публиковать свои мнения относительно происходящего на острове и в периодической печати. Статью про Капри он называет «Ерогинская живопырня» – очень обидное сравнение с организованным под присмотром полиции общежитием для крестьянских депутатов Думы, где тех обрабатывали в правительственном духе. В частной же переписке Ленин не утруждает себя излишним остроумием и признается, что ”третирует как каналий эту банду сволочей” и “шайку авантюристов, заманивших кое-кого из рабочих в Ерогинскую квартиру”».

   Может быть я не прав, но кажется здесь у автора как-то двусмысленно получилось. На всякий случай, приведу соответствующий отрывок из письма Ленина: «Дорогой Марк! Конечно, я вполне согласен на всякое использование моего письма Вами на докладе и на напечатание. Имейте только в виду, что я пишу для «Пролетария» статью, где третирую прямо как каналий эту банду сволочей Максимова и К0, а их школу зову не иначе как «Ерогинской квартирой». Итак: чтобы не было недоразумений: «мягко» я согласен говорить только с рабочими…»

 

   Про отдых Ленина:

   «Касательно этого второго двухнедельного визита единодушны были даже советские биографы: отпуск в чистом виде. Ленин поднимается на зловещий Везувий (Горький обычно цитировал приезжим Гёте: «адская вершина посреди рая»), осматривает Помпеи, наслаждается замечательной инфраструктурой для пеших прогулок, загорает, купается; в «Маленькой железной двери в стене» можно найти странные влажные фантазии Катаева, описывающего, как Ленин стягивал с себя штаны и барахтался в морских волнах, демонстрируя пустынным Фаральони свое «золотистое тело».

   Частная жизнь – ну что за ней подсматривать? Privatsache»…

   …написал Данилкин и, задумавшись, погрузил натруженные пальцы в свои шелковистые волосы. Облачко свежей перхоти струящейся круговертью снежинок опустилось на papyrus рукописи….     

   Стоп, что за…

   Это что, заразно?! Свят-свят!