Первый штурм самодержавия
1905 — 1907 годы
(История КПСС в воспоминаниях современников)
В книге публикуются воспоминания современников революции 1905 — 1907 годов, принимавших непосредственное участие в событиях того времени. Написанные преимущественно в 20-е годы, они свободны от наслоений догматизма и культа личности, дают наиболее точную и достоверную картину прошлого. Каждый из трех разделов книги открывается ленинскими статьями, характеризующими роль и политику партии в революционном движении.
Адресуется широкому кругу читателей.
Без такой «генеральной репетиции», как в 1905 году, революция в 1917 как буржуазная, февральская, так и пролетарская, Октябрьская, были бы невозможны.
В. И. Ленин
ВВЕДЕНИЕ
Материалы настоящего тома отражают события истории КПСС периода российской революции 1905 — 1907 годов — первой буржуазно-демократической революции нового типа. Она проходила в условиях вступления мира в империалистическую эпоху, когда социально-экономические противоречия общественного развития достигли своего крайнего напряжения. С особой силой эти противоречия проявились в России, которая была наиболее слабым звеном в цепи империализма. Сюда перемещается центр мирового революционно-освободительного движения.
Как известно, на рубеже XIX и XX веков в России к старым противоречиям «между самодержавием и всем народом» прибавились новые — «между трудом и капиталом». Промышленный кризис 1900 — 1903 годов еще больше обострил социальную напряженность в стране, усугубил нараставшую зависимость от иностранных монополий и вызвал острую необходимость радикальных преобразований. Однако российский капитализм, развивавшийся на не очищенной полностью от пережитков крепостничества почве, не мог покончить с архаичной системой землевладения, которая наряду с самодержавием являлась главным источником отсталости и консерватизма. «...Самое отсталое землевладение, самая дикая деревня — самый передовой промышленный и финансовый капитализм»1 — так характеризовал Ленин конфликтность социально-экономической структуры страны начала XX века, объяснявшую неизбежность революции в России.
Революция 1905 — 1907 годов не была простым повторением буржуазных революций на Западе. Антифеодальная по своему основному содержанию, она вместе с тем принципиально отличалась от них по составу движущих сил, а также по средствам и методам борьбы. Революция проходила в изменившихся условиях общественного развития, когда гегемония, руководящая роль в освободительном движении перешла от буржуазии к пролетариату, самому передовому и последовательно революционному классу современного общества. Все это в конечном счете определило историческое своеобразие революции, ее принципиальное отличие от буржуазных революций прошлого.
Главная задача революции заключалась, по определению В. И. Ленина, в свержении царского самодержавия, ликвидации помещичьего землевладения и установлении демократической республики. Не затрагивая непосредственно буржуазных общественных отношений, революция была призвана расчистить почву от всех остатков крепостничества, создать условия для более свободного развития классовой борьбы, а также для последующего перерастания этой революции в социалистическую. Впервые в ходе революции был создан широкий демократический фронт, включавший в себя борьбу рабочего класса, крестьянскую революцию, выступления городских демократических слоев, солдат и матросов. Революция охватила всю страну — от центра до окраин. Большой размах приобрело национально-освободительное движение, сомкнувшееся с революционной борьбой пролетариата. Под его руководством складывался боевой союз всех угнетенных масс страны.
Первая российская революция носила подлинно народный характер. Выражая нужды и чаяния «нижайших низов», она пробудила к активной политической жизни самые широкие трудящиеся массы города и деревни, подняла их на решительную борьбу с самодержавием и всеми остатками крепостничества. Стремительно нараставшее массовое революционное движение характеризовалось невиданным дотоле разнообразием средств и методов борьбы, их динамизмом и эффективностью. Традиционная пролетарская стачка, ставшая главным средством раскачивания масс, сочеталась с уличной демонстрацией, а стачки и демонстрации в свою очередь нередко перерастали в вооруженное восстание. Возросший натиск пролетариата на твердыни самодержавия оказал сильное влияние на развитие крестьянской борьбы в деревне. Усилилось революционное движение в армии и на флоте.
Важную роль в развитии революции сыграл III съезд РСДРП, созванный большевиками весной 1905 года. Съезд разработал четкую тактическую линию большевистской партии в демократической революции. В качестве основных задач он выдвинул подготовку вооруженного восстания и создание временного революционного правительства, способного на деле осуществить партийную программу-минимум, стать органом революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Решения съезда по вопросам тактики, достигнутые в острой полемике с меньшевиками, идейно вооружали большевиков в их борьбе за полную победу революции.
Осенью революция поднялась к своему зениту. Если в январе-марте число стачечников едва превышало 800 тысяч, то в октябре — ноябре бастовало уже свыше двух миллионов рабочих и служащих. Участники массового стачечного движения, активно поддерживавшие демократические лозунги большевистской партии, требовали свержения царизма и установления демократических свобод, установления 8-часового рабочего дня и конфискации всей 8 имеющейся земли в пользу крестьянства. Всего в разных формах борьбы приняли участие свыше пяти миллионов рабочих, крестьян, представителей средних слоев населения, демократической интеллигенции.
Октябрьская политическая стачка, начавшаяся по решению Московского комитета РСДРП и представителей собрания большевистских организаций Казанской, Ярославской и Курской железных дорог, быстро распространилась на всю страну. В ходе забастовок явочным порядком осуществлялись требования свободы слова, собраний, печати, на предприятиях вводился 8-часовой рабочий день.
В ряде городов и поселков возникли Советы рабочих депутатов, сыгравшие важную историческую роль в революции и ставшие прообразом будущей пролетарской государственности. В 1905 году они проделали путь от органов руководства стачечным движением пролетариата до зачаточных органов революционной власти, действовавших на высшем этапе борьбы. Советы, подчеркивал Ленин, не являлись результатом кабинетного мышления революционных идеологов и не были выдуманы какой-либо партией — они представляли собой продукт самобытного народного творчества, проявления самодеятельности народа, борющегося за свое освобождение от старых полицейских пут2.
Всероссийскую политическую стачку в октябре 1905 года В. И. Ленин назвал первой великой победой революции. Она нанесла по самодержавию удар такой силы, который заставил царское правительство временно отступить и «даровать» народу некоторые свободы. В манифесте царя, обнародованном 17 октября по старому стилю, содержалось обещание расширить избирательные права трудящихся и созвать законодательную Думу. Эта вынужденная уступка свидетельствовала о сложившемся «равновесии сил» борющихся сторон, когда царизм уже не мог подавить революцию, а революция еще не могла раздавить царизм3.
Однако установившееся временное равновесие сил между революцией и контрреволюцией не означало ни перемирия, ни ослабления борьбы. Напротив, оно было чревато неизбежностью новых взрывов и острых классовых столкновений. В сложившейся конкретно-исторической обстановке стачка исчерпала себя и начала перерастать в вооруженное восстание.
К высшей точке революции вел весь ход массового стачечного движения в стране. В Москве, как и в большинстве городов, восстание выросло из массовой политической стачки. Московский Совет действовал как орган революционной власти. Он наводил порядок на улицах города, заботился об охране имущества граждан, регулировал торговлю, следил за бесперебойным снабжением населения продуктами питания и т. п. Но главной заботой Совета было руководство ходом нараставших боев на Пресне и в других районах города. В ночь на 10 декабря восставшие начали строить баррикады и одновременно развернули борьбу за войско. В строительстве баррикад участвовали тысячи москвичей — мужчин, женщин, подростков. Боевые дружины рабочих вступали в открытые столкновения с войсками и полицией.
Восставший пролетариат Москвы на протяжении девяти дней и ночей вел ожесточенные бои с превосходящими по численности и вооружению силами врага. По примеру москвичей вооруженные восстания вспыхнули во многих городах Центральной России, Украины, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Прибалтики. Однако его отдельные очаги не были связаны между собой, и вооруженная борьба приняла, как отмечал В. И. Ленин, «форму разрозненных местных восстаний»4. Это облегчило царизму борьбу с ними.
Однако поражение восстаний не означало конца революции, как это можно было услышать от меньшевиков и буржуазных либералов. Революция вступила в трудную полуторагодовую полосу борьбы — сначала в условиях спада, а затем и отступления ее боевых сил. И на протяжении всего этого тяжелого революционного периода большевики находились в гуще масс: они учили массы не только наступать, но и правильно отступать. При этом были использованы как нелегальные — вооруженные, так и легальные — парламентские формы борьбы, обогатившие мировое рабочее и национально-освободительное движение ценным историческим опытом.
Важнейшая особенность первой российской революции состояла в том, что она готовилась и проходила под руководством большевистской партии во главе с В. И. Лениным. Возникшая на прочном фундаменте соединения теории марксизма с рабочим движением, наша партия уже в самом начале XX века сформировалась как в идейно-теоретическом, так и в организационно-политическом отношении. В ходе революционных битв она выросла в ведущую политическую силу. «Весной 1905 г., — писал Владимир Ильич, — наша партия была союзом подпольных кружков; осенью она стала партией миллионов пролетариата»5.
В. И. Ленин был подлинным вождем революции, ее теоретиком и организатором. В ленинском теоретическом наследии получили свое всестороннее обоснование идеи гегемонии пролетариата в демократической революции, его союза с крестьянством, роль марксистской партии как политического вождя рабочего класса и всех трудящихся. В упорной борьбе с оппортунизмом меньшевиков и их сторонников в российской и международной социал-демократии Владимир Ильич творчески развил учение Маркса и Энгельса применительно к изменившимся условиям классовой борьбы пролетариата.
Ленинские идеи и теоретические положения об особенностях буржуазно-демократической революции нового типа, ее движущих силах и революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства, о путях решения аграрно-крестьянского и национального вопроса, о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую явились выдающимся вкладом в сокровищницу марксизма.
Ни одна политическая партия России, претендовавшая на руководящее положение в революции, не имела такой четкой программы и тактики, какой располагала партия большевиков-ленинцев. Большевики были не только теоретиками и пропагандистами революции, но и ее практическими участниками, активными борцами. Они выступали в качестве инициаторов и организаторов рабочих стачек и вооруженных восстаний, руководили Советами, профсоюзами и другими массовыми организациями трудящихся. Благодаря революционной энергии масс, их мужеству и самоотверженности, умелому руководству большевистской партии во главе с Лениным революция 1905 — 1907 годов получила небывало широкий размах и обогатила мировое освободительное движение новыми формами и средствами борьбы.
Российская революция 1905 — 1907 годов, несмотря на поражение, составила одну из самых героических страниц нашей отечественной истории. Первый решительный штурм самодержавия при всех его недостатках явился поворотным пунктом в развитии рабочего, всего освободительного движения. Он расчистил путь к победе Великого Октября и стал могучим прологом социальных революций XX столетия.
* * *
Рассматриваемый период истории КПСС получил сравнительно широкое освещение в нашей литературе. За годы Советской власти издано немало монографических работ, научных исследований по различным вопросам жизни и деятельности партии в годы революции, сборников партийных документов, произведений публицистического и художественного характера. Свое особое место среди них занимают и воспоминания ветеранов партии, активных участников рабочего и революционно-демократического движения.
Не будет преувеличением сказать, что воспоминания современников первой российской революции, систематически публиковавшиеся в периодических изданиях 20-х годов, явились ценным пополнением источниковой базы историко-партийной литературы, ее расширением и обогащением. Живая память непосредственных участников революционного движения давала наиболее точную и достоверную информацию о событиях прошлого, способствовала повышению качества научных исследований по истории партии. К сожалению, такое благоприятное положение продолжалось недолго. Начиная с 30-х годов издание воспоминаний резко сократилось, а затем и прекратилось вовсе. При этом поступавшие в издательства рукописи искажались в духе догматических стереотипов «Краткого курса истории ВКП(б)», оказавшего негативное влияние на последующее развитие советской историографии. В результате произошло обеднение истории КПСС как науки, ослабление ее познавательной роли и воспитательного значения.
Помещенные в книге воспоминания, извлеченные из старых, забытых и полузабытых журналов, вновь — порой через пятьдесят и более лет — становятся достоянием широкого круга советских читателей. Тем самым прошлое ставится на службу современности.
Воспоминания современников, напечатанные в томе, охватывают всю историю первой российской революции — с января 1905 по июнь 1907 года. Они расположены в хронологическом порядке, совпадающем в основном с общепринятой периодизацией. Мемуары печатаются по тексту журналов 20-х годов и других изданий, вышедших после XX съезда партии. Некоторые из них даются с небольшими сокращениями, которые касаются лишь второстепенных деталей, сюжетов, не затрагивающих основного содержания публикаций. Последние обозначаются многоточиями в тексте, а в отдельных случаях оговариваются в подстрочных примечаниях. Здесь же фиксируются изменения в названиях воспоминаний, внесенные редакцией книги.
В конце книги помещены краткие биографические сведения об авторах воспоминаний.
Примечания:
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 16, с. 417.
2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 317.
3 См. там же, с. 28.
4 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 229.
5 Там же, т. 17, с. 145.