VI. ТРАНСПОРТ

АВГУСТ — ДЕКАБРЬ 1921

_________

8426

ПОМЕТКИ НА ПИСЬМЕ И. И. СКВОРЦОВА-СТЕПАНОВА.

1 августа [1921]

…Декрет о свободе торговли зерно-фуражем, картофелем и т. д. и о снятии заградительных отрядов следовало дополнить мерами по охране средств транспорта. Их могут разбить вдрызг. В среду железнодорожников внесен величайший разврат. Начинают гонять вагоны и целые поезда под тем предлогом, что железнодорожники должны использовать свободу торговли для собственного снабжения. В Екатеринбурге я видел, как с такого поезда железнодорожники тащили по 500 и более яиц, будто бы для себя, а в действительности для спекуляции. Посадка на поезда производится за «плату натурой» поездным бригадам. Создается атмоcфеpa разложения, в которой задачи собственно транспорт отодвигаются на задний план.

 

 Может быть нужно было бы открыто внести | за проезд «натурплату» | в той или иной форме...

чепуха! Ленин

 

***

1/VIII [1921]

т. Дзержинский! Черкните Ваш отзыв.

 Ленин

8461

ПИСЬМО Л. Б. КРАСИНУ*

т Красину

4 августа 1921

Получил копию Вашего письма Дзержинскому на счет строительства судов. Согласен с Вами, что морские пароходы нам строить сейчас не следует. Думаю, за это говорят также соображения военные. Безусловно необходимо усилить постройку наливных судов для нефтефлота, в особенности на Каспийском море и на Волге. Прошу:

1) запросить по этому вопросу официальное заключение Госплана,

2) закрепить  точное решение официальным совещанием НКВТ, НКПС и если есть еще заинтересованное ведомство, то его.

 Ленин.

* Печатается по копии на машине. Ред.

7381

ЗАПИСКА Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОМУ*

т. Дзержинскому.

5 августа 1921

Получил Вашу записку с изложением двух схем. Вполне согласен с Вами, что надо отстоять схему НКПС с сохранением должности и самостоятельности главного начальника1. Мне сообщили, что Рудзутак2 приезжает к 15 августа, надо бы ускорить его приезд. Черкните, довольны ли Вы теперешним путейским главкомом и каких имеете еще на всякий случай кандидатов на этот пост3.

Ленин.

* Печатается по копии на машине. Ред.

1 28 июля 1921 г. СНК принял новое положение о НКПС, согласно которого в состав последнего входило, как самостоятельный отдел, центральное управление ж. д. транспорта.

2 Я. Э. Рудзутак — председатель Цектрана.

3 Начальником главного управления путей сообщения был в то время инженер Борисов (см. его отчет на съезде начальников дорог, «Правда» № 197, 6 сентября 1921 года).

2717

ТЕЛЕГРАММА ПЕТРОПАВЛОВСКОМУ РЕВКОМУ*.

Петропавловск, Ревком, копия: Петрококчестрой

5 августа 1921

Ввиду исключительного значения сооружений ударной продовольственной железнодорожной линии Петропавловск — Кокчетов, учитывая, что выселение управления равносильно срыву налаженных с большим трудом [и] находящихся в самом разгаре работ, предлагаю оставить управление Петрококчестрой в прежнем помещении. Исполнение доложить.

Предсто Ленин.

* Печатается по копии на машине. Ред.

8490

ЗАПИСКА Г. М. КРЖИЖАНОВСКОМУ*.

[9 августа 1921]

тов. Кржижановский!

Получил Вашу бумагу о Махонине1.

Не надо ли провести такое решение официально через Госплан 2.

Или нет повода пока еще, и целесообразнее оставить пока частным обменом мнений.

С к. пр. Ленин.

* Печатается по копии на машине. Ред.

1 Махонин — инженер, электротехник, производивший опыты по электрификации железных дорог.

2 Решение, к которому пришел Г. М. Кржижановский после переговоров экспертами об опыте с электропоездом Махонина, сводилось к тому, что опыт Махонина ни технического, ни экономического значения не имеет и потому не может быть использован для усовершенствования железнодорожного транспорта. В духе этого решения на VIII Всероссийском электротехническом съезде по докладу проф. Л. В. Дрейера об электропоезде Махонина, была принята резолюция: «2. Признать, что электропоезд Махонина технического и экономического значения не имеет. 3. Признать желательным, чтобы в будущем не производились необоснованные опыты, требующие крупных затрат» (см. «Труды VIII Всероссийского электротехнического съезда», вып. 1, с. 177).

13700

ЗАПИСКА СЕКРЕТАРЮ.

3/IX. [1921]

Не подписываю.

Рано печатать сборник1.

Сначала напечатать сводку краткую в газетах, указания: где искать? что важное? и пр.

Три раза проредактировать сборник в течение месяца, 3 — 30 IX, и лишь потом утвердить к изданию.

Ленин.

1 Имеется в виду систематизированный сборник декретов по железнодорожному тарифу, намеченный к изданию Малым СНК. В заседании от 20 сентября 1921 г. СНК издание сборника не утвердил.

* Печатается по копии на машине. Ред.

13701

ЗАПИСКА Н. П. ГОРБУНОВУ*.

Н. П. Горбунову:

9/IX [1921]

Запросите мнение Л. Б. Каменева. Решим после его отзыва в СНК во вторник 13/IX.

Ленин.

* Записка написана Лениным на конверте письма. На этом же конверте есть пометка Н. П. Горбунова: «Л. Б. Каменеву. Корректура «сборника», между прочим, у НКЮста готова. Я пришил ее в деле». Ред.

7527

ПИСЬМО В. В. ФОМИНУ, Н. П. БРЮХАНОВУ И ФЕЛИКСУ КОНУ*.

Тов. Фомину, Брюханову и Феликсу Кону.

22 сентября 1921

На основании постановления Политбюро от 21 сентября с. г. прошу устроить совещание в составе представителей НКПС и НКПрода и при участии т. Феликса Кона, по вопросу об увеличении числа вагонов для Украины и о возможности увеличения помещений для хранения хлеба.

О результатах совещания письменно доложить мне, копия в секретариат ЦК1.

Председатель СТО

* Печатается по копии на машине. Ред.

1 Совещание, по предложению Ленина, состоялось 22 сентября 1921 г. под председательством замнаркомпути В. В. Фомина и при участии представителей НКПС и Наркомпрода. Совещание постановило обеспечить дорогам Южного округа путей сообщения ежедневную погрузку в 1000 вагонов (из них 400 вагонов для перевозки топлива, 150 вагонов для внутренних перевозок и 450 для погрузки продовольствия) и предоставило право Южбюро увеличивать работу дорог с увеличением отпуска топлива. По вопросу о вывозе из Украины хлеба (до 40 млн. пуд.) и хранилищах для него совещание обязало Наркомпрод РСФСР совместно с Укрнаркомпродом в двухнедельный срок разработать план вывоза хлеба и мероприятия, обеспечивающие хранение этого хлеба, и внести этот план на утверждение СТО.

2782

ТЕЛЕГРАММА ВСЕМ ГУБИСПОЛКОМАМ*.

Всем губислолкомам,  копия: всем ОН и Н*

22 сентября 1921

Железным дорогам предстоят крупные продовольственные перевозки, для которых не хватает исправных вагонов. Ремонт вагонов идет неуспешно вследствие недостатка материалов и падения производительности из-за продовольственных затруднений.

СТО отпустил на ремонт вагонов 66.000 пуд. хлеба, обеспечивающих месячное натурпремирование, что должно благоприятно отозваться на повышении производительности, но недостаток в материалах, в квалифицированной рабсиле и других средствах затрудняет исполнение усиленного ремонта вагонов. Необходима поэтому самая энергичная помощь со стороны местных органов железным дорогам всеми доступными им средствами. Помощь должна быть оказываема организацией, где это возможно, ремонта вагонов местными средствами, снабжением дорог материалами, главным образом, в виде кровельного железа, обшивки, гвоздей, болтов, подбивочного материала, ускорением доставки продовольствия там, где продовольствие, назначенное центром, не прибыло, урегулированием жилищного вопроса, предоставлением рабочей силы для разборки вагонов и вообще оказанием всякой помощи по просьбам железнодорожной администрации. Предлагается губисполкомам командировать своих представителей в управления дорог и там установить с администрацией дороги конкретные мероприятия по оказанию помощи в деле ремонта вагонов.

Администрации дорог предлагается после совещания с местными властями телеграфно доложить главному управлению путей сообщения о результатах совещания о том виде помощи, которая будет оказываться со стороны местных властей.

Положение с товарными вагонами настолько серьезное, что только совместной дружной работой можно добиться увеличения числа здоровых вагонов и тем облегчить тяжелое продовольственное положение страны.

Возлагаю на личную ответственность предгубисполкомов точное и энергичное исполнение и донесение о нем. [01165]

Предсто Ленин.
Зам. наркомпрода Н. Брюханов.
Наркомпуть Ф. Дзержинский.

 

* Печатается по копии на машине; последний абзац приписан Лениным от руки; подписи — собственноручные. На телеграмме имеется виза В. фомина, И. Лобачева и одна неразобранная. Ред.

** начальникам округов и начальникам дорог. Ред.

2779

ОБРАЩЕНИЕ К ВОДНИКАМ*

Сибирскому, Саратовскому, Южному, Кавказскому округам путей сообщения, всем областным и районным управлениям, линейным отделам, эксплоучасткам и трансконторам водного транспорта.

[Конец сентября 1921]

Постигший Поволжье голод с недостатком топлива и материалов в стране повелительно диктует вам, водники, выполнить до закрытия навигации все перевозки водою продовольственных, воинских, топливных и прочих грузов, чтобы Советской республике выйти и на этот раз победителем. Твердо уверены, что вы приложите все усилия к своевременной доставке грузов в пункты назначения и к благополучной, планомерной расстановке судов в удобные и безопасные для зимней стоянки и ремонта пункты. [01160]

Предсто Ленин.
Зам. наркомпуть А. Емшанов.

* Печатается по копии на машине; подписи собственноручные. Ред.

9267

ПИСЬМО X. Г. РАКОВСКОМУ*

Товарищу Раковскому.

5 октября 1921

Прошу Вас организовать под Вашим председательством совещание по вопросу о порожняке для Украины и о плане перевозок с участием НКПС, Наркомпрода, также товарища Чубаря, а также Главтопа, Богданова.

 В виду крайней важности и неотложности вопроса очень прошу явиться наркомам или их замам лично, не посылая второстепенных работников. [Первое совещание т. Раковский назначает сегодня 5 октября в НКПС в кабинете товарища. фомина в 23 часа]. Совещание состоится 6 октября в 14 ч. в кабинете Халатова.

Пред. СНК Ульянов (Ленин).

* Печатается по копии на машине. Ред.

9293

ПИСЬМО И. П. ГОРБУНОВУ.

13. X. 1921

т. Горбунов

1) брошюру надо вернуть автору (записав ее заглавие и место службы автора)1.

2) постараться разыскать, в каких библиотеках есть эта книга.

3) написать инж[енеру] Н. С. Ветчинкину, не мог ли бы он дать статью в Э[кономическую] Ж[изнь] или Изв[естия] по данному вопросу;

написать небольш[ую] брошюру с добавлением выводов из новой (1914 — 1921) загран[ичной] литературы;

4) предложить президиуму ВСНХ установить

(а) правильный учет имеющихся у нас дорожных машин по соглашению] с Воен[ным] Вед[омств]ом.

(б) ответственных] лиц за учет и использование этих машин (вероятно, в КГСооре * д[олжны] б[ыть] эти отв[етственные]лица?)

(в) обсудить, не следует-ли хоть небольшое число тракторов поставить на эту работу и вести ее систематично.

Пр. СНК В. Ульянов (Ленин).

1 Имеется в виду брошюра Н. С. Ветчинкина «Твердые грунтовые дороги».

 * Комитет государственных сооружений при ВСНХ. Ред.

10440

ЗАПИСКА СЕКРЕТАРЮ.

[7 октября 1921]1

Завтра в С[овете] О[ бороны] в 7 час[ов] будет важный доклад Ломоносова о ж[елезных] д[орогах].

 Пригласите особо Каменева, Крестинского и всех членов Цека.

1 Заседание СТО, где стоял доклад Ю. М. Ломоносова о заказах за границей, состоялось 28 октября 1921 года.

2752

ТЕЛЕГРАММА СИБРЕВКОМУ*

Сибревком, Омск.

4 ноября 1921

Предлагаю срочно принять меры, чтобы местные власти не задерживали [в] Омске Ямальскую экспедицию, оказывать полное содействие отправлению ее [к] местам работы [в] боевом порядке1. Исполнение телеграфируйте. [01070]

Предсовнаркома Ленин.

* Печатается по копии на машине; подпись получена по телефону. Ред.

1 Речь идет о полярной экспедиции под начальством И. И. Эльпорта, посылаемой на далекий север Сибири, согласно декрета СТО. Цель экспедиции — изыскать и исследовать на полуострове Я-Мале в Туруханском крае водные пути, которые позволили бы соединить Обскую губу с Байдаратской и низовье течения Енисея с Обь-Иртышским бассейном. Такая великая водная магистраль объединила бы разрозненные до того местности и открыла бы выход в океан, что дало бы возможность использовать огромные богатства Сибири. Кроме того эта водная магистраль сокращала путь плавания по Ледовитому океану более, чем на 2000 верст, и этим удлиняла время навигации. (Подробно об экспедиции см. «Экономическая жизнь» № 177, 12 августа 1921 года.)

9470

ЗАПИСКА Н. П. ГОРБУНОВУ.

12/XI [1921]

т. Горбунов!

Пошлите Г. М. Кржижановскому1. Узнайте его мнение. Затем, не показывая этого письма, расспросите Фомина и м[ожет] б[ыть] еще кого-либо, и скажите мне итог.

Ленин.

1 Речь идет о предложении Я. Шатуновского по вопросу об организации и составе основной транспортной комиссии при СТО  (ОТК), в задачи которой входило согласование работы ВСНХ и НКПС в области транспорта (общие вопросы по разработке объема перевозок, потребности в подвижном составе, запасных частях и т. д.). В письме Ленину адресат предлагал установить новый порядок назначения ОТК персонально и непосредственно по выбору СТО, а не ВСНХ. Такой порядок назначения членов ОТК, по его мнению, сделает ОТК менее связанной ведомственными интересами.

9500

ЗАПИСКА Н. П. ГОРБУНОВУ.

Н. П. Горбунову.

19. XI. 1921

т. Горбунов!

Это архинеправильно с Вашей стороны, что столь важную бумагу Вы мне даете 17/XI (!!) с такой бессодержательной запиской1.

Надо было внести в СТО!

Вы отвечаете, если из-за отъезда Аванесова была сделана ошибка и если ни Вы ни Смол[ьяни]нов не снеслись во время ни с Ив. Ник. См[ирновым]2 (легко: он в Питере) ни с Чуцкаевым3. Вы виноваты.

Почему какой-то Красинский хлопочет, а Вы и Смол[ьянинов] бездействуете??

Ленин.

1 11 ноября 1921 г. СТО постановил передать Кольчугинскую новостройку (железная дорога для перевозки угля с Южно-Кузнецких копей) во временную эксплуатацию НКПС. Это вызвало протест Сибревкома, видевшего в этом решении тормоз и оттяжку работы по доведению постройки до конца (подведение железной дороги к Кузнецку) и просившего поэтому оставить дорогу в ведении прежнего строителя — Сибкомгосоора.

2 И. Н. Смирнов — председатель Сибревкома.

3 С. Е. Чуцкаев — зам. председателя Сибревкома,


17174

 ЗАПИСКА А. И. РЫКОВУ*.

Председателю распорядительного заседания СТО.

21 ноября 1921

Прошу обязательно сегодня пересмотреть в связи с протестом т. Чуцкаева и Ив. Ник. Смирнова решение СТО от 11/XI с. г. по поводу новостройки.

Председатель СТО В. Ульянов (Ленин).

* Печатается по копии на машине. Ред.

13636

ПИСЬМО А. Д. ЦУРЮПЕ.

5. XII. 1921

т. Цюрупа!

Из прилагаемых бумаг Вы увидите, в чем дело1. Если нужна личная информация, позовите Калегаева (узнать, где он, можно у Троцкого). Калегаев расскажет интересное 2. Не следует ли ввести описи?

Еще нужен, конечно, целый ряд мер, ибо описей мало.

Расстрелов тоже мало (я за расстрел по таким делам).

Говорят, раскрадывается таким образом государственное] имущество чудовищно.

Ленин.

1 Документы, упоминаемые в письме, не найдены. Речь идет, повидимому, о хищениях на транспорте.

2 А. Л. Калегаев — председатель Основной транспортной комиссии

9603

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ «ИЗВЕСТИЙ»*

В редакцию «Известий» редактору т. Стеклову и А. Белякову.

21 декабря 1921

В «Известиях» от 20 декабря помещена статья А. Белякова «Новые пути оживления железнодорожного транспорта». Очень прошу автора статьи сообщить мне возможно более точно о указанием соответствующих изданий:

1) Из какого источника взяты сведения о том, что заграницей вообще испытан и дал блестящие результаты способ применения обыкновенного, слегка переделанного, грузовика вместо железнодорожного локомотива.

2) Тоже относительно того, что в Америке такими грузовиками о белу привались подъездные пути.

3) О том, что за время войны такие грузовики удачно применялись в американской армии (об этом должны быть сведения,  если применение было удачно, и в американской, и французской, и английской прессе).

4) О том, что в Лондоне были произведены испытания по идее русского инженера Кузнецова, доказавшие, что грузовик в 30 лошадиных сил свободно тянул поезд в 9 — 10 вагонов со скоростью по 20 верст в час.

Ленин.

* Письмо принято по телефону из Горок. На письме вверху слева рукой Н. Лепешинской написано: «В Госплан (президиум), в НТО ВСНХ, в НКПС. P. S. т. Ленин просит указать: было ли что-нибудь об этом в научной и технической литературе и как смотрят на это дело специалисты».

960

ЗАПИСКА В. А. СМОЛЬЯНИНОВУ.

[24 декабря 1921]

т. Смольянинов!

Я послал три запроса (в ИКПС, в НТО* ВСНХ, в Госплан)1.

Прошу Вас непременно проверить, следить, не допускать промедления и извещать меня по телефону о ходе этого дела.

Ленин.

*Нормировочно-тарифный отдел. Ред.

1 Запрос был послан Лениным 21 декабря 1921 г. по поводу статьи А. А. Белякова «Новые пути оживления железнодорожного транспорта», напечатанной в «Известиях»  № 286, 20 декабря 1921 г. (см. выше).

 

Joomla templates by a4joomla