Аполлон Давидсон

 

Ленин и Африка

Стремление распространить свою деятельность на Африку проявилось в Коминтерне вскоре же после его возникновения. Ленин проявлял интерес к Африке еще задолго до революции. В своих 'Тетрадях по империализму' он делал многочисленные выписки о положении и событиях в африканских странах - из английских, немецких и французских книг и журналов.

Африканская тема заняла немалое место в его книге 'Империализм как высшая стадия капитализма' и в ряде статей. Особенно его интересовали сведения об антиколониальных восстаниях. Он даже выписывал слова песни воинов гереро, народа, восставшего против германского господства в Юго-Западной Африке (ныне - Намибия) в начале двадцатого столетия.

В 1920-м в Южной Африке, в маленьком миссионерском издательстве вышла книга 'Проблемы черных. Статьи и речи о различных туземных проблемах'. Ее автор, черный южноафриканец. Дэвидсон Джабаву (1885-1959) был преподавателем южноафриканского туземного колледжа Форт Хейр. Ленин немедленно захотел, чтобы ему прислали эту книгу из Англии - и он ее получил.

В том же 1920-м в Москву, в Коминтерн, прибыл первый гонец от южноафриканских социалистов. Ленин сразу же написал секретарю Совнаркома, что ему нужен этот доклад. А ведь, казалось бы, в годы гражданской войны, когда советская власть еще не вполне утвердилась Ленину было не до Африки...

В марте 1922-го за тринадцать тысяч километров от Москвы, в южноафриканской провинции шахтеры Трансвааль шахтеры поднялись на вооруженное восстание. Ленин сразу же предложил председателю исполкома Коминтерна Зиновьеву поставить на исполком Коминтерна 'вопрос о посылке специального корреспондента или нескольких корреспондентов от Коминтерна в Южную Африку для собирания самых подробных сведений и самого полного комплекта местной литературы, как легальной, так и нелегальной, относящейся к недавно подавленному восстанию рабочих'. Ленин считал, что 'это надо делать возможно скорей, но не иначе, как с соблюдением максимального числа предосторожностей', поскольку южноафриканские власти сделают все 'для пресечения малейшей возможности сношения между нами и теми повстанцами, которые еще не расстреляны и не посажены в тюрьму'.

Из опыта восстания трансваальских шахтеров Ленин счел необходимым сделать широкие выводы для всей работы Коминтерна: 'А нам надо установить во что бы то ни стало такой обычай, чтобы уполномоченные Коминтерна умели появляться во всяком месте подобных восстаний конспиративно и собирать своевременно самый полный материал по истории восстания'. Телефонограмма Ленина Зиновьеву носила гриф 'Совершенно секретно. Перепечатывать запрещено'. Она была предана гласности лишь почти через сорок лет.

В 1922 г. Ленин прочел в рукописи статью Сиднея Персивала Бантинга, одного из основателей Южно-Африканской компартии. Сообщение об этом содержится в статье С.П.Бантинга 'Ленин : личные воспоминания', которая была опубликована 25 января 1921 г. и представляет собой единственные воспоминания о Ленине , написанные в Африке. Бантинг принимал участие в IV конгрессе Коминтерна и 13 ноября 1922 г. присутствовал на докладе В.И. Ленина 'Пять лет Российской революции и перспективы мировой революции' - последнем докладе Ленина в Коминтерне. В своих воспоминаниях Бантинг писал: 'Еще перед этим я был крайне обрадован, узнав, что Ленин прочел мою статью о 'колониальных вопросах', написанную для журнала 'Новый Восток', и что он, вероятно, предложит мне встретиться с ним и обсудить эту проблему'. Бантинг не указал, какую его статью читал Ленин . В Москве в 1922 г. были напечатаны, во всяком случае, две статьи Бантинга, и одна из них - в журнале 'Новый Восток'. Обе статьи были посвящены не 'колониальным вопросам' вообще, а проблеме рабочего движения на юге Африки. Но Бантинг мог подразумевать еще одну статью - она действительно касалась 'колониальных вопросов' и называлась 'Колониальный рабочий фронт'. В опубликованном виде ее пока обнаружить не удалось - не исключено, что она так и не появилась в печати. Судить о ней можно по машинописному тексту, датированному 1922 г., - он сохранился, и даже не в одном экземпляре. В этой статье, которую, скорее всего, и читал В.И. Ленин, рассматривались проблемы борьбы против расистских барьеров, разделяющих рабочий класс не только в Африке, но и за ее пределами. Весьма вероятно, что В.И. Ленин в связи с обсуждением южноафриканских проблем в Коминтерне беседовал с кем-либо из нескольких южноафриканских коммунистов, прибывших в Москву в 1920-1921 гг., до приезда Бантинга. Эта вероятность тем более велика, что один из основателей, руководителей и теоретиков Коммунистической партии Южной Африки, Дэвид Айвон Джонс, с середины 1921 г. был членом исполкома Коминтерна и, находясь в Москве, участвовал в его повседневной работе.

Внимание к Южной Африке проявлялось Советской Россией с первых лет ее существования. Южную Африку считали самой перспективной с точки зрения возможных революционных событий областью 'Черного материка'. Внимание особенно усилилось в результате массовых выступлений пролетариата, охвативших Трансвааль в 1918-1922 гг. Хотя существо событий, происходивших за тысячи верст, не было вполне ясно, Коминтерн усматривал в них отголоски тогдашнего всемирного революционного подъема. В южноафриканском пролетариате видели один из отрядов, как тогда полагали, грядущей мировой революции.

В этих надеждах деятелей Коминтерна вдохновлял тот факт, что коммунистическое движение на Юге Африки зародилось очень рано, одновременно с европейскими странами и с созданием самого Коминтерна.

Через Южную Африку надеялись влиять и на многие другие области африканского континента.

Joomla templates by a4joomla