Ю. Н. Амиантов
Структура архива В.И. Ленина и проблемы современной публикации ленинских документов
Юбилей Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России является поводом и стимулом к новому анализу состояния имеющейся у нас базы документальных источников, которые историческая наука использует в исследовании революционного процесса 1917 года и последующих событий ранней советской истории. Очевидно, что архив В.И. Ленина - лидера большевистской партии и Октябрьской революции, руководителя первого советского правительства (Совета Народных Комиссаров), имеет первостепенное значение в ряду целого ряда других исторических источников по рассматриваемой теме.
То, что мы называем архивом Ленина в РГАСПИ, представляет документальный комплекс из нескольких фондов. Фонд 2 -рукописи В.И. Ленина, все документы, написанные или подписанные им; первые публикации работ Ленина, рукописи которых не сохранились, письма в адрес Ленина дооктябрьского периода; личные документы Ленина (свидетельство о рождении, удостоверения, мандаты и т.п.).
Фонд 390 - звукозаписи речей Ленина.
Фонд 4 — документы о деятельности Ленина (биографические документы, материалы о Ленине охранных органов России и других стран, воспоминания о Ленине.
Фонд 5 - Секретариат В.И. Ленина в Совнаркоме, включающий документы о поручениях Ленина и их исполнении, письма, докладные записки, присланные на имя Ленина. Здесь имеются разделы, относящиеся к деятельности Ленина в самом Совнаркоме, в ЦК РКП(б), прежде всего в Политбюро ЦК, в Коминтерне.
Фонд 19 - Протоколы (с приложениями) заседаний Совнаркома РСФСР за период председательствования в нём Ленина (1917-1922 гг.).
Имеются также коллекции фото и кинодокументов: Ленин[88] при жизни, похороны Ленина, места пребывания Ленина (в том числе фотоснимки и фотокопии открыток с видами Симбирска последней трети XIX в.).
Фонд ленинских документов начал формироваться в 1920-х гг. в Институте В.И. Ленина при ЦК РКП(б), куда, начиная с марта 1923 г., поступали ленинские автографы. Окончательное оформление и описание этого фонда произошло по постановлению ЦК ВКП(б) в начале 1950-х годов. Особенностью систематизации и описания фонда 2 Центрального партархива (теперь РГАСПИ) является то, что все наличествующие на начало работы документы были расположены строго хронологически, а поступавшие позднее - в порядке поступления. Поэтому многотомная опись ленинского фонда является хронологически — инвентарной, а для поддержания хронологической системы поиска документов используется хронологический каталог. Этот каталог и по сей день служит основным инструментом выявления необходимых пользователю документов. Имеются другие каталоги и картотеки.
В РГАСПИ постепенно проводится компьютеризация (перевод в электронный формат) научно-справочного аппарата к фондам. С конца 1980-х годов до сегодняшнего дня повышенным спросом в РГАСПИ пользуется весь комплекс документации Архива Коминтерна, документы Политбюро ЦК и других руководящих структур КПСС. В последнее время всё большим вниманием исследователей пользуется фонд документов И.В. Сталина (в связи с передачей в РГАСПИ из Архива Президента РФ основного комплекса архивных материалов Сталина). Именно эти документальные комплексы компьютеризируются в первую очередь. Но, как можно надеяться, настанет очередь компьютеризации НСА и ленинского архива. К фонду 2 (собственно ленинских документов) примыкают два фонда, отражающих деятельность Советского правительства, возглавлявшегося Лениным. Один содержит протоколы Совнаркома со всеми сопутствующими материалами, другой - документы Секретариата Ленина в Совнаркоме. Вкратце несколько слов о фонде Совнаркома, поскольку его содержание представляет значительный интерес. Протоколы Совнаркома, связанные с ним протоколы и материалы так называемого Малого Совнаркома (комиссии, занимавшейся рассмотрением многочисленных мелких вопросов, требующих правитель[89]ственного решения) - важный и ещё недостаточно изученный источник информации о повседневной деятельности ленинского правительства. Хотя документы Ленина и о Ленине в советское время публиковались широко, вдумчивое исследование протоколов позволит исследователю выявить новые, неизвестные сведения. Кроме текстов самих протоколов, особый интерес представляют приложения к ним.
Для иллюстрации приведу два примера. Известны теоретические разработки Ленина весной 1918 г. по вопросу использования элементов рыночной экономики, государственного капитализма на путях формирования социалистической экономики. В этой связи обращает на себя внимание сохранившийся в приложении доклад Наркомпрода Совнаркому об ассигновании необходимых средств для товарообмена с деревней. Проведённый Наркомпродом анализ приводил к выводу, «что только снабжение населения тем, что оно требует, т.е. предметами первой необходимости, может вызвать на свет спрятанный хлеб. Все другие меры лишь палиативы»... «Крестьяне, не получая мануфактуры, плугов, гвоздей, чая и прочих предметов первой необходимости, разочаровываются в покупной силе денег и перестают продавать свои запасы, предпочитая хранить вместо денег хлеб».
Совнарком выделил Наркомпроду 1 млрд. 162 млн. рублей для товарообмена с деревней. Но уже в мае 1918 г. в связи с началом военной интервенции и гражданской войны Совнарком вынужден был в борьбе с голодом переходить от экономических к военно-административным методам.
Хотя Брестский мирный договор обязывал Россию полностью демобилизовать не только старую русскую армию, но и созданные новые части Красной Армии, Совнарком весной и летом 1918 г. энергично и целеустремлённо воссоздавал вооружённые силы России. В этом процессе важным вопросом был возврат к мобилизационной системе формирования армии, к всеобщей воинской повинности.
В докладе Совнаркому наркомвоена Л.Д. Троцкого по вопросам строительства Красной Армии (26 июня 1918 г.) указывалось: «Тягота и честь защиты Советской республики ложатся на пролетариат и крестьянство, не эксплуатирующего чужого труда». Видимо, чувствуя несоответствие этой доктрины принципам всеобщей воинской обязанности, Троцкий предлагал[90] следующий подход: «Если сегодня нельзя ещё ставить под ружьё молодые поколения буржуазии, ибо в их рядах оружие служило бы не народу, а его врагам, то отсюда возникает необходимость возложить на буржуазию, в том числе на её молодые поколения, такие обязанности по обороне страны, которые не могли бы стать опорой для измены и вероломства,., взять на учёт и мобилизовать соответственные категории городских и деревенских буржуазных классов, образовать из этих элементов тыловое ополчение, которое пойдёт на укомплектование нестроевых частей и служительских команд (для чистки казарм, лагерей, улиц, для окопных работ и пр. и пр.) Лучшие буржуазные элементы, которые проявят на деле верность рабочему классу и крестьянской бедноте смогут быть переводимы в строевые части»(1). С развертыванием гражданской войны с её большими потерями этот план оказался невыполнимым.
Таких документов, которые ждут своего внимательного исследователя и интерпретатора, в протоколах Совнаркома найдётся немало.
Обращаясь теперь к сегодняшним проблемам публикации ленинского документального наследия, нужно, прежде всего, иметь в виду значительное изменение по объективным причинам археографической ситуации. В советское время в аспекте социальной истории России XX века монополия на право первоочередной публикации сохранялась (прежде всего по идеологическим соображениям) за документами Ленина и большевистской партии. Документы других партий и организаций — участников российского революционного движения (меньшевиков разных оттенков, бундовцев, польских и латышских с.-д., эсеров и др.), а тем более консервативного и либерального лагерей - фактически не исследовались. С момента роспуска Коминтерна (1943 г.) до 1990-х годов не вышло ни одного научного издания коминтерновских документов (кроме двухтомника «Коминтерн, КИМ и молодёжное движение 1919-1943». М. 1977). В 1954 г., в связи с развернувшейся борьбой по преодолению культа личности Сталина, на тринадцатом томе была прервана публикация его сочинений и писем, издаваемых ИМЭЛ. Теперь, с начала 1990-х годов, на наших глазах осуществляется грандиозный проект издания Наиболее важных документов основных политических партий России, в их числе трёхтомник «Меньшевики в 1917 г.». В отно[91]шении документов Коминтерна имеет место издательский бум. РГАСПИ с отечественными и зарубежными партнёрами выпустил, в частности, такие документальные книги, как « Коминтерн и идея мировой революции» (М. 1998), «Коминтерн, ВКП(б) и Китай» (3 тома, М. 1994-2000), «Совещания Коминформа. 1947, 1948, 1949» (М. 1998), «Политбюро ЦК РКП(б) и Коминтерн. 1919-1922» (М. 2004), отдельные сборники документов Коминтерна, ЦК ВКП(б), касающиеся конкретных стран (Финляндия, Япония и др.).
В Москве образовалось несколько самостоятельных групп пытающихся готовить и издавать сочинения и документы Сталина. Группа Р. И. Косолапова выпустила, продолжая нумерацию томов прерванного издания сочинений Сталина, пять томов докладов, статей, документов и писем Сталина, хотя качество этого издания оставляет желать лучшего.
РГАСПИ, со своей стороны, из состава переписки Сталина опубликовал «Письма И.В.Сталина В.М. Молотову» (М. 1995) и «Сталин и Каганович. Переписка 1931-1936 гг.» (М. 2001) Издано также несколько сборников документов ЦК ВКП(б) и Политбюро ЦК ВКП(б) сталинского периода.
Из этого перечисления видно определённое изменение вектора научного интереса, что не могло, на мой взгляд, не «притормозить» (учитывая и финансовую сторону дела), публикацию ленинских материалов, тем более, что в советское время все основные собственно ленинские документы были большими тиражами изданы в 55-ти томах 5-го издания Сочинений Ленин, 40 томах Ленинских сборников, 12-томном труде «В.И. Ленин. Биографическая хроника» и др.
Несомненно, что негативное влияние на формирование научного интереса к Ленину, его документам у молодых научных работников и преподавателей оказывало и оказывает сегодняшнее давление идеологии правящих кругов, дезориентация пользователя СМИ (прежде всего молодого) многочисленными искажениями и отступлениями от исторической истины в передачах и статьях о Ленине, Октябрьской революции, о сущности деятельности В.И. Ленина во главе РКП(б) и Советского правительства. И всё же отмеченные явления не смогли полностью подавить и исказить научный и общественный интерес к объективному знанию о Ленине и российской революции, лидером[92] которой он выступал. Учитывая этот интерес, группа сотрудников РГАСПИ подготовила, а издательство РОССПЭН в 1999 г. выпустило сборник «В.И. Ленин. Неизвестные документы. 1891- 1922», в который было включено 422 документа, из них 332 ранее нигде не публиковались, остальные отечественному читателю не были доступны (зарубежные публикации или отечественная периодика, ставшая библиографической редкостью).
Мотивируя необходимость перепечатки некоторых документов, помещённых в газетах в начале 1990-х годов, составители указывали, что газетные публикации, как правило, обрастали недостаточно научными, политизированными комментариями. В заключительной статье сборника сделан ряд серьёзных замечаний по поводу неверностей и искажений, допущенных американским историком Р. Пайпсом, редактором и составителем американского сборника «Unknown Lenin» (1996) (Неизвестный Ленин).
Книга «В.И. Ленин. Неизвестные документы», на наш взгляд, явилась определённым прорывом в области публикации ленинских документов в постсоветский период. Тогда же, в конце 1990-х годов, усилиями энтузиастов при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) было восстановлено авторитетное советское серийное издание «Декреты Советской власти». Начатое в 1955 г. под руководством известного советского историка и археографа профессора С.Н. Валка, основные ныне продолжается его учениками. Вышло 4 тома (14, 15, 16, 17) готовится 18-й том.
В 2002 г. удалось объединить ряд сотрудников РГАСПИ и Института российской истории РАН и начать подготовку публикации протоколов Совнаркома РСФСР, о которой в 1970-1980 гг. неоднократно ставили вопрос специалисты по ранней советской истории: профессора М.П. Ирошников, Э.Б. Генкина, сотрудник Центрального партархива, эксперт по документальному ленинскому наследию Ю.А. Ахапкин и другие. Но тогда, главным образом по идеологическим соображениям (в протоколах в позитивном плане предстаёт Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, Л.Б. Каменев и другие деятели погибшие в период сталинских репрессий и реабилитированные только в самом конце 1980-х годов), издание осуществить не удалось.
В 2006 г. первая книга протоколов Совнаркома (ноябрь[93] 1917 - март 1918 гг.) вышла в свет также при поддержке РГНФ. Вся наша группа (я - один из участников работы) надеется, что удастся продолжить этот, безусловно ценный в научном отношении проект.
Имеются и некоторые другие проекты документальных изданий, отражающих деятельность Ленина, требующие проведения нового предварительного анализа неопубликованной части ленинского архива и выработки новых подходов и методик его публикации. Особое внимание нужно будет уделить контексту появления того или другого документа, обеспечению возможности для непосредственного сопоставления точек зрения, зафиксированных в документах. По такому принципу строится, в частности, одно из последних изданий в упомянутой серии сборников документов российских политических партий - «Конференции РСДРП 1912 года», посвященное двум социал-демократическим конференциям: ленинской (Прага, январь 1912 г.) и меньшевистской (Вена, август 1912 г.).
Параллельная публикация протоколов, решений и других документов обеих конференций в одной книге в хронологической последовательности, с единым научно-справочным аппаратом, даёт возможность читателю непосредственно сопоставить и осмыслить точки зрения Ленина и его оппонентов по наиболее актуальным проблемам идеологии, политики, тактики, организации партий, ставших источниками непримиримых расхождений в 1917 г.
Дело читателей судить, насколько эффективен и целесообразен такой приём (книга выйдет в 2008 г.).
В современных условиях необходимы выработка и применение самых разнообразных методик и приёмов публикации и комментирования, которые бы содействовали понимаю читателем содержания документа в духе историзма.
- РГАСПИ, ф. 19, оп. 1, ед. хр. 147 (приложение к протоколу от 26 июня 1918 г.)[94]
// Вестник Ленинского мемориала. Вып.9: Материалы Всероссийской научной конференции «1917 год в зеркале истории», посвященной 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. - Ульяновск: Изд-во Вектор-С, 2007. Тираж 200 экз. с. 88-94
Юрий Николаевич Амиантов (1930-2011) - заместитель директора Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), главный хранитель фондов.
http://yroslav1985.livejournal.com/146607.html