«Электрон так же неисчерпаем, как и атом» — старшее поколение хорошо помнит эту ленинскую формулировку из его работы «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в 1908 году.
ЗАДУМАЙТЕСЬ: в 1908 году. Само понятие электрона появилось в научной среде только за десять лет до этого, в 1897 году. Всего за два года до написания статьи непонятные и таинственные «электроны» были признаны научным миром, и их открыватель Джозеф Джон Томсон получил Нобелевскую премию. Но только через 16 лет де Бройль высказал гипотезу, что электрон обладает ещё и волновыми свойствами.
Можно ли вообразить или представить, чтобы у мсье Макрона или фрау Меркель среди произведений оказалась брошюра, посвящённая бозону Хиггса, а у мистера Трампа или господина Путина — статья о структуре наномира?
Открыта новая частица, меняющая представление физиков о мире, нет ещё ни описаний, ни терминологии, ни понимания значения, но Ленин, юрист по образованию, интуитивно осознаёт и предчувствует, что значит электрон и как его будут использовать.
Природа редко создаёт гениев, а уж гениев универсальных — по пальцам руки сосчитать можно. Гениален был физик Эйнштейн, но ему не по силам было ответить на вопросы анкеты, по которой набирал сотрудников гениальный изобретатель Эдисон. Но и Эдисон не понимал гениального электротехника Теслу и зачастую проходил мимо новых открытий и явлений.
Универсален был гений Наполеона, который разбирался не только в стратегии и тактике, но и в юриспруденции, экономике, государственном управлении и науке — был магистром математики, и геометры знают изящную теорему Наполеона. Он сам говорил, что если бы не был императором, то занялся бы наукой.
Но не менее универсален был гений Ленина. Помимо всего прочего, трудновообразимый сегодня факт: в марте 1922 года Ленин играл на электронном музыкальном инструменте!
Речь идёт о «терменвоксе» — инструменте, созданном русским изобретателем Л.С. Терменом. А история изобретения началась с ленинского декрета 1918 года о создании в Петрограде Физико-технического института.
Представьте: 1918 год, Гражданская война, разруха, ещё не ясно, устоит ли Советская власть, — и создаётся знаменитый Физтех, отметивший в прошлом году своё столетие! Для исследования диэлектрической постоянной газов молодой инженер Лев Сергеевич Термен конструирует прибор с двумя генераторами электрических колебаний: изменение диэлектрической постоянной исследуемого газа меняет частоту одного генератора, и по расхождению частот — «биению» — можно вычислить нужный параметр. Прибор получился настолько чувствительным, что реагировал изменением частоты на приближение руки экспериментатора: «биение» давало звук, которым можно было управлять движением руки.
Термен, до инженерного училища окончивший консерваторию по классу виолончели, тут же понял идею инструмента: нужны две антенны, для управления громкостью и высотой звука, и тогда просто движением рук, жестами дирижёра, можно создавать «музыку эфира».
Первый в мире электронный музыкальный инструмент был привезён в Кремль, изобретатель исполнил на нём «Этюд» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки. Затем предложил Ленину попробовать сыграть самому. Первые такты «Жаворонка» ушли на обучение: Термен двигал руками Ленина возле антенн, но Ленин очень быстро понял суть управления инструментом и доиграл «Жаворонка» уже сам.
Изобретатель обратил внимание Владимира Ильича на ещё одно применение прибора: тот реагировал на приближение человека, мог быть средством бесконтактной электронной сигнализации. И Ленин тут же оценивает эту возможность и пишет записку с поручением: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? (Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…)».
Разве не гениально моментальное понимание сути — и тут же предложение практического применения?
Можно только представить радость Владимира Ильича — не от музыки, не от сигнализации, а от того, что созданный его декретом институт действует и создаёт вещи, которых нет нигде в мире!
Кстати, Лев Сергеевич Термен — именно тот человек, который создал прослушку в гербе США в американском посольстве. Это гениальное устройство не требовало питания, не выдавало себя излучением — только предательство оказалось для него опасным.
А в 1991 году, в возрасте 95 лет, за несколько месяцев до распада СССР, Лев Сергеевич вступил в КПСС — выполнил обещание, данное когда-то Ленину. Он пришёл в партком МГУ, где ему сказали, что для вступления в партию необходимо отучиться на кафедре марксизма-ленинизма в течение года, что он и сделал, сдав все экзамены.
Наполеон не был астрономом, но величайшие достижения «отца небесной механики» Лапласа во многом были предопределены теми возможностями, которые предоставил ему Наполеон. Ленин не был электронщиком, но даже сегодняшняя электроника несёт в себе отпечаток его гениальных решений.
В 1918 году декретом Ленина создана Нижегородская лаборатория и её руководителем назначен М.А. Бонч-Бруевич. И в том же году он создаёт не только уникальные, лучшие в мире электронные лампы, но и придумывает триггер — основу любого современного компьютера.
В 1918—1919 годах были созданы десятки научных институтов и лабораторий. В советских научных журналах 1921 года пишут об опытах Д.С. Рождественского в Оптическом институте: «Всё это указывает на то, что видимый спектр обусловливается перескакиванием одного электрона в атоме с одной из возможных орбит на другую. Эти возможные или устойчивые орбиты определяются с помощью т.н. теории «квантов». А институт создан декретом Ленина в 1918 году!
В Институте народного хозяйства им. Карла Маркса (создан декретом 1919 года) велись исследования микрокристаллических структур с помощью дифракции рентгеновских лучей, а в Институте твёрдого вещества при ВСНХ исследовали расположение атомов в кристаллах. Шло изучение жидких кристаллов, напыления металла в вакууме.
Физика твёрдого тела, микрокристаллические структуры, жидкие кристаллы, расположение атомов, напыление в вакууме — всё это лежит в основе современных технологий в электронике.
Электрон в своём использовании человеком действительно оказался неисчерпаемым, как и атом. И, кто знает, может быть, наука найдёт когда-нибудь, что и электрон имеет сложную структуру. Ведь неделимым считался когда-то и атом — само слово «атом» означает «неделимый».
Александр Трубицын, инженер-электронщик
Источник: "Правда"