Ярослав Козлов
Мемориальный вокзал платформы «Ленинская»
Память о В. И. Ленине в борьбе с вандалами и наживой.
Более 10 лет вандалы уничтожали скульптуру В. И. Ленина в здании вокзала платформы «Ленинская».
Объект культурного наследия продан. Какая его дальнейшая судьба?
23 января 1924 г. в 6 часов утра от Павелецкого вокзала отошел поезд специального назначения.[1]
Из сообщения газеты «Правда» мы узнаем следующие подробности об этом поезде:
«Рано утром 23-го января из Москвы отправился на ст. Герасимово, Рязано-Уральской жел. дор., специальный поезд, в котором должно было прибыть в Москву тело Владимира Ильича. С поездом отправилась в Горки большая делегация Всероссийского Съезда Советов и московских рабочих организаций. Члены правительства и ЦК РКП, а также ближайшие друзья тов. Ленина прибыли в Горки еще во вторник, 22-го января.
Часть прибывших с поездом делегации поехала в Горки, расположенные от станции в 3-4 верстах, на крестьянских лошадях, а другая часть отправилась пешком…
Траурное шествие за гробом В. И. Ленина из Горок к платформе «Герасимово».
Кадры документальной киносъемки 23 января 1924 г. Источник: В.И.Ленин. Страницы жизни. Горестный январь двадцать четвертого.1988. https://vk.com/wall-162646481_2822
Около 10 часов утра тело В. И. было положено в гроб, обтянутый красным, и на руках т.т. Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина, И. Сталина, Г. Зиновьева, А. Бубнова, Л. Красина было вынесено из дома.
Весь путь от Горок до станции Герасимово гроб тов. Ленина несли на руках. По пути гроб встречали многочисленные группы крестьян из ближайших деревень, пришедших проводить тело В. И. Многие крестьяне прибыли за несколько десятков верст.
По истечении часа процессия прибыла на станцию Герасимово. Здесь гроб В. И. был помещен в вагон прибывшего из Москвы поезда…».[2]
Фото 2. Траурный поезд у Павелецкого вокзала. 23 января 1924 г.
В 11 часов 30 мин, в сопровождении представителей рабочих, членов ЦК РКП (б) и делегатов XI Всероссийского съезда Советов, траурный поезд, сформированный из 9 вагонов, отошел от платформы «Герасимово».[3] В час дня он прибыл на Павелецкий вокзал.[4]
В 1924 г. платформа «Герасимово» была переименована в «Ленинская». Во многих источниках данную платформу часто также называют станцией, но если обратиться к специализированным справочникам, например к «Иллюстрированному путеводителю по окрестностям Москвы» 1926 г. [5], к путеводителю «Дачи и окрестности Москвы» 1928г., 1930 г. и 1935 г.[6] или к адресно-справочной книге «Вся Москва» 1936 г.[7], то мы увидим, что все-таки «Ленинская» это платформа, а не станция.
В 1938 г. заместитель директора Музея В. И. Ленина в «Докладной записке об организации музея В. И. Ленина в Горках», направленной в ЦК ВКП(б) в Отдел агитации и пропаганды, поднял вопрос о состоянии вокзала на платформе «Ленинская»: «…прошу поставить вопрос перед Народным Комиссариатом Путей Сообщения о переоборудовании станции Ленинской Павелецкой железной дороги. Состояние этой станции в настоящее время совершенно нетерпимо. Два грязных, запущенных домика и навес для буфета не могут называться именем Ленина».[8]
Архитектором Александром Александровичем Весниным был разработал проект нового здания вокзала. В государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева хранится эскиз проекта датированный 1938 г. Ряд источников указывают другую дату – 1939 г.[9]
А. А. Веснин в 1940 г. в журнале «Архитектура СССР» так описал свой проект здания вокзала: «Заканчиваю работу по проектированию пассажирского здания на станции Ленинская. Основная задача - найти архитектурный образ здания, который выражал бы мысли и чувства, возникающие у каждого посещающего Горки. Этот образ должен одновременно выражать боль и горечь, связанные со смертью Владимира Ильича, и в то же время – бодрость и жизнерадостность, которые возникают у каждого трудящегося СССР при мысли о замечательной жизни и деятельности Ленина, уверенность, что дело, за которое Ленин боролся, победит на всем земном шаре.
Траурность образа достигается введением траурной ленты, опоясывающей фасад по второму этажу, решенному с глухими стенами и верхним светом. Уступчатая форма здания вызывает ассоциации с мавзолеем на Красной площади, в Москве. В центре композиции под входной лоджией будет помещен исполненный барельефом из светлого гранита (на фоне более темного гранита) портрет В. И. Ленина. Возле портрета будут расположены знамена из красного полированного гранита. Легкость и стройность композиции, сочетаемые с монументальностью, венчающая сооружение эмблема Советского Союза и пламенеющая над зданием рубиновая звезда, перекликающаяся с штабом мировой революции – Кремлем – все это должно вызвать в посетителях Горок ощущение бодрости, жизнерадостности, уверенности в победе. Наряду с этим, здание должно отражать и свое специфическое назначение, т. е. носить характер железнодорожной станции. Достигается это введением с обеих сторон станции крытых перонов (на колоннах) для ожидающей публики. Проект в основном уже закончен. Сейчас заканчивается разработка интерьеров и изготовление макета».[10]
Однако проект не был осуществлен из-за начавшейся 22 июня 1941 г. Великой Отечественной войны.
В 1949 г. в старом деревянном здании вокзала платформы «Ленинская» был произведен капитальный ремонт, который в целом не изменил его архитектурный облик, но в зале ожидания были переложены печи, появился буфет и частично заменены переплеты окон.[11]
В 1952 г. несколько в стороне от деревянного вокзала началось строительство нового мемориального здания. Газета «Гудок» в сентябре 1952 г. сообщала:
«Сейчас на станции идет строительство нового здания вокзала. Он явится монументальным памятником великому Ленину. Авторы проекта архитекторы Б. Мезенцев и М. Шпотов нашли для вокзала-памятника простые и величественные формы.
Здание к которому с четырех сторон будут вести широкие лестницы, располагается на высоком и массивном стилобате. Вокзал опоясывают 24 белые колонны. Центральную часть его венчает 15-метровый шпиль с пятиконечной звездой.
Новое здание будет иметь три зала. В центре главного зала среди мраморных колонн установят скульптуру В. И. Ленина. Размещенные на стенах барельефы отобразят жизнь и революционную деятельность Владимира Ильича.
Общий объем здания – 4 300 кубических метров, его высота вместе со шпилем – 37 метров…
Сейчас завершается кладка стен. Для отделки здания будут использованы белый мрамор, лучшие сорта гранита, плиточная мозаика.
Строительство вокзала на станции Ленинская должно быть завершено к концу нынешнего года».[12]
Фото 8. Мемориальный вокзал железнодорожной платформы «Ленинская». Авторы: архитекторы Б. С. Мезенцев, М. А. Шпотов, инженер П. Смирнов. Источник: журнал «Архитектура СССР». 1955. № 4.
Торжественное открытие вокзала состоялось 5 ноября 1954 г. [13] Гипсовая скульптура В. И. Ленина на мраморном постаменте в центре главного зала вокзала являлась уменьшенной копией установленного в 1954 г. напротив главного павильона ВДНХ памятника, выполненного скульптором П. П. Яцыно.
4 ноября 1972 г. Совет Министров РСФСР принимает Постановление № 689 «О создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны». В охранную зону заповедника была включена платформа «Ленинская». В приложении № 3 к Постановлению № 689 были указаны объемы восстановительно-реставрационных работ, подлежащие проведению в 1972-1974 гг. в Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские» и его охранной зоне. Министерству путей сообщений поручалось в 1974 г. провести реставрацию здания бывшей железнодорожной платформы «Герасимово».
Согласно Акту обследования технического состояния платформы «Герасимово» от 12 октября 1973 г. в интерьере здания обнаружены переделки, осыпана штукатурка, окна зарешечены изнутри, стропила и обрешетка местами тронуты гнилью, остальные сооружения, составлявшие комплекс платформы не сохранились, участок территории зарос деревьями и кустарником.[14] Платформа «Герасимово» включала в себя комплекс сооружений, кроме здания с залом ожидания был также блокпост и дом дорожного мастера. Справа от входа в здание вокзала находился бюст В. И. Ленина на пьедестале, который, скорее всего, был установлен в 1949 г. Архитектор Н. Соловьева в журнале «На стройках России» в 1969 г. писала, что «На месте, где стоял гроб с телом В. И. Ленина, был установлен мраморный бюст вождя работы скульптора С. Меркулова».[15] В 1965 г. были разобраны блокпост и дом дорожного мастера.[16]
В апрельском номере журнала «Огонек» за 1982 г. корреспондент издания рассказал о том, как идет процесс восстановительно-реставрационных работ запланированных в 1972-1974 гг.:
«Сейчас в Горках заканчиваются реставрационные работы. Все восстанавливается, как было в те дни, когда здесь жил Владимир Ильич. Огромная заслуга в этом коллективов Дома-музея и треста «Мособлстройреставрация»».[17] В беседе с ним главный архитектор треста Ю. Д. Беляев сообщал, что «В начале семидесятых годов было принято решение о создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и охранной зоны, общей площадью около десяти тысяч гектаров. Какие работы предусматривалось провести по этому проекту? Намечено полностью воссоздать ландшафт Горок двадцатых годов, а также восстановить и отреставрировать памятные ленинские места. Это прежде всего школа-интернат, здание бывшего совхоза «Горки ВЦИК», платформа Герасимово, откуда отошел траурный поезд, дом крестьянина В. А. Шульгина…». Далее Ю. Д. Беляев указывал, что на платформе «Герасимово» «Отреставрировали мы и пассажирский вокзал, восстановили дом дорожного мастера и пассажирский навес».[18]
Совет Министров РСФСР Постановлением № 476 от 10.12.87 г. утвердил Положение о Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские» и его охранной зоне. В пункте 4 данного Положения указывалось, что в состав Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" входит станция «Герасимово».
В 90-е деревянные постройки платформы «Герасимово» были сожжены неизвестными[19] Сейчас о них напоминают только оставшийся фундамент. От пьедестала с бюстом В. И. Ленина осталась бетонная основа с уцелевшими гранитными блоками в основании.[20]
Фото 14. Фундамент от деревянных построек платформы «Ленинская». Приблизительно 2018 г. Источник: https://wikimapia.org/6568264
Фото 15. Все, что осталось от пьедестала с бюстом В. И. Ленина установленного возле деревянного здания вокзала платформы «Ленинская». 2020 г. Автор фото Юрий Егоров. Источник: http://www.archnadzor.ru/2020/04/22/s-imenem-lenina/
С 2005 г. здание вокзала 1954 г. было законсервировано, только в окне небольшого служебного помещения с отдельным входом, включительно до 2019 г. работала билетная касса. На данный момент касса размещена отдельно, непосредственно на платформе.
Фото 16. Билетная касса в здании вокзала на платформе «Ленинская». 02.08. 2015. Источник: https://deletant-co.livejournal.com/67054.html
Из-за отсутствия отопления, протекания крыши мемориальный вокзал начал приходить в упадок. Интерьеры здания серьезно пострадали в т. ч. и от действий вандалов. Так, барельефы с сюжетами из жизни и революционной деятельности В.И. Ленина в настоящее время полностью уничтожены. Гипсовая скульптура В. И. Ленина также неоднократно подвергалась разрушению.
Фото 18. Гипсовая скульптура В. И. Ленина в здании мемориального вокзала платформы «Ленинская». Март 2010 г. Источник: https://geocaching.su/showmemphotos.php?cid=7295
На фото начала 2010 г. мы видим, что часть правой руки скульптуры В. И. Ленина ранее была отбита. В здании вокзала весной 2010 г. проходили съемки художественного фильма «Назад в СССР», благодаря чему скульптура была профессионально восстановлена и приняла свой первоначальный вид. Но, в таком виде она простояла недолго. На фото 2011 г. можно заметить, что у скульптуры В. И. Ленина вновь отбита часть правой руки, а затем позже вандалами была уничтожена оставшаяся верхняя ее часть.
Благодаря тому, что в Российской Федерации есть граждане, которым небезразлична судьба мемориального вокзала, в 2015 г. последовали обращения в Министерство культуры РФ и Генеральную прокуратору РФ.[21]
В 2015 г. мемориальный вокзал 1954 г. архитекторов Б. С. Мезенцева, М. А. Шпотова, инженера П. Смирнова был включён в список выявленных объектов культурного наследия Распоряжением Министерства культуры Московской области 07.12.2015
№ 15РВ-406 с учётом рекомендаций Научно-методического совета по охране культурного наследия при Министерстве культуры Московской области от 09.09.2015 № 6.
24 февраля 2016 г на сайте «Прокуратура РФ. Новости» под заголовком «При содействии межрегиональной прокуратуры выявлен объект культурного наследия – здание вокзала станции «Ленинская» и памятник В. И. Ленину» сообщалось:
«Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в 2015 году проведена проверка по факту аварийного состояния здания железнодорожной станции на остановочном пункте «Ленинская» Павелецкого направления Московской железной дороги.
Установлено, что собственником находящегося в аварийном состоянии и закрытого для пассажиров здания является ОАО «Российские железные дороги».
В связи с нарушением требований по содержанию объектов транспортной инфраструктуры, а также Закона Московской области «О благоустройстве Московской области» ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности. Контролирующими органами собственнику здания выдано предписание о проведении ремонтно-восстановительных работ, исполнение которого поставлено на контроль межрегиональной транспортной прокуратуры.
Кроме того, как установлено проверкой, железнодорожная станция расположена на территории охранной зоны Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и согласно решениям Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов депутатов трудящихся от 20.06.1974 комплекс зданий станции подлежал восстановлению как объект, связанный с памятью В.И. Ленина.
Однако вопрос о статусе здания вокзала, как объекта культурного наследия, длительное время не решался.
Только после вмешательства межрегиональной транспортной прокуратуры, в соответствии с рекомендациями Научно-методического совета по охране культурного наследия при Министерстве культуры Московской области, распоряжением Министерства культуры Московской области здание вокзала и расположенный в нем памятник В.И. Ленину, в качестве единого ансамбля, отнесены к выявленным объектам культурного наследия и теперь подлежат государственной охране».[22]
Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области утвержденного 20.12.2017 № 45РВ- 588 «Вокзал, 1954 г., архитекторы Б.С. Мезенцев, М.А. Шпотов, инженер П. Смирнов» был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Согласно данного Распоряжения предметом охраны является в т. ч. и гипсовая скульптура В. И. Ленина.
К сожалению, должные ремонтно-восстановительные работы, которые предали бы первоначальный облик зданию вокзала как снаружи, так и внутри, проведены не были. Кроме того, все также внутрь здания продолжают проникать вандалы.
В феврале 2020 г. стало известно, что в очередной раз скульптура В. И. Ленина подверглась акту вандализма. Если ранее была уничтожена правая рука, то на этот раз вандалы уже добрались и до верхней части скульптуры.[23]
Несмотря на то, что здание вокзала было признано объектом культурного наследия народов РФ, «Российская Железная Дорога» решила его продать. На балансе ОАО «РЖД» здание вокзала значится как «служебно-техническое».
Согласно информации «Электронной торгово-закупочной площадки ОАО «РЖД», с октября 2018 г. ОАО «РЖД» были проведены следующие аукционы по продаже здания служебно-технического «Ленинская», общей площадью 585, 3 кв. м.:
8 октября 2018 г.: начальная (максимальная) цена 9 808 064 руб. – признан несостоявшимся;
17 декабря 2018 г.: начальная (максимальная) цена 9 808 064 руб. – признан несостоявшимся;
8 апреля 2019 г.: начальная (максимальная) цена 9 974 302, 37 руб. – признан несостоявшимся;
23 декабря 2019 г.: начальная (максимальная) цена 10 084 411 руб. – признан несостоявшимся;
23 марта 2020 г.: начальная (максимальная) цена 10 084 411 руб. – признан несостоявшимся;
1 июня 2020 г. прошел очередной аукцион с начальной (максимальной) ценой в размере 10 084 411 руб. На этот раз аукцион состоялся. В ходе торгов последнее ценовое предложение было в размере 5 042 205, 50 руб.
12 августа 2020 г. в эфире телеканала «Россия-Культура» начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций МЖД Наталья Щевелева сообщила, что «Осуществлена продажа здания вокзала остановочного пункта «Ленинская», который с 2005 года был законсервирован и не задействован в пассажирских перевозках. Продажа объекта состоялась через открытый аукцион в электронной форме на торгово-закупочной площадке ОАО РЖД».[24]
Олег Хромов, директор Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские», так прокомментировал новость о продаже здания вокзала: «Ситуация была достаточно прозаична. Мы подали заявку, чтобы нам этот объект был передан, так как использование данной станции входило в концепцию развития музея-заповедника, ну, и в советское время она все время использовалась как въездные ворота в музей-заповедник именно железнодорожным транспортом. Я написал соответствующие обращение руководителю акционерного общества Российские железные дороги. Оно осталось без рассмотрения, мы не получили ответа. Уже наверное более полугода прошло. Мы знаем, что в настоящее время станция продана в частные руки».[25]
20 августа 2020 г. сайт Гудок.ру относительно продажи здания вокзала сообщил такие подробности: «В августе завершилась сделка по продаже исторического здания вокзала платформы Ленинская павелецкого направления Московской дороги близ музея-заповедника «Горки Ленинские» в Подмосковье. Как стало известно Московскому Железнодорожнику, новый владелец здания, действующий в интересах КПРФ, планирует сделать из вокзала музей...
В июне ОАО «РЖД» провело открытый аукцион по продаже вокзала, а в августе состоялась его передача новому собственнику, документы по доверенности ОАО «РЖД» подписал начальник Московской железной дороги.
Представители покупателя официально не комментируют сделку, но собеседник «Московского железнодорожника», знающий о её деталях, говорит, что историческое здание за 5,5 млн руб. было приобретено по просьбе лидера Коммунистической партии РФ Геннадия Зюганова. Задача покупателя – сберечь и сохранить для будущих поколений всё, что связано с памятью о Ленине. Для этого требуется провести полноценную реставрацию вокзального здания, которую собеседник оценил в 15 млн руб.
В пресс-службе КПРФ на официальный запрос «Московского железнодорожника» о роли партии в покупке вокзала не ответили».[26]
Тем временем вандалы вновь посетили здание вокзала. Так, 1 октября 2020 г. в группе «Наступление на наследие» в социальной сети «Вконтакте» сообщили, что несколько дней назад вандалы снесли с пьедестала скульптуру Владимира Ильича Ленина. Также в группе была размещено 13 сек. видео на котором был запечатлен акт вандализма.[27]
На сообщение группы незамедлительно отреагировала депутат Мосгордумы Елена Анатольевна Шувалова, которая направила телеграмму начальнику Главного Управления МВД России по Московской области В .К. Паукову с просьбой о возбуждении уголовного дела по статье 243 УК РФ – «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».[28]
Теперь от гипсовой скульптуры В. И. Ленина остались только ноги.
Удивительно, оказывается благодаря варварским действиям вандалов можно даже зарабатывать деньги. Так, узнав, что у скульптуры В. И. Ленина вандалами была повреждена верхняя часть, некоторые предприимчивые граждане организовали авторскую экскурсию под названием «Ленин без башни». Программа этой «культурной» экскурсии, стоимость которой составляет 1700 руб., заключается в том, что организаторы обязуются каким-то образом провести участников непосредственно внутрь закрытого здания вокзала, а затем отправиться в пивоварню для дегустации пива.
21 января 2024 г исполнится 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. Что будет со зданием мемориального вокзала на платформе «Ленинская» к этому времени? Сможет ли частный собственник провести его дорогостоящую реставрацию? Появится ли в стенах зданиях вокзала музей, посвященный памяти В. И. Ленина?
Источники:
1 Пропуск в поезд специального назначения см.: Челышев Б. Он сопровождал траурный поезд // Уральский следопыт. 1966. № 1. Январь. С. 20; Гонца И., Челышев Б. В поисках ленинских книг. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1969. С. 85.
2 Цит. по: От Горок до Москвы // Правда. 1924. № 19. 24 января.
3 См.: Котырев А. Н. Мавзолей В. И. Ленина. Проектирование и строительство. М.: Советский художник, 1971. С. 20.
4 См.: От Павелецкого вокзала к Дому Союзов // Правда. 1924. № 19. 24 января.
5 См.: Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы с приложением карты окрестностей Москвы. М.: Молодой ленинец, 1926. С. 213.
6 См.: Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель с приложением 24 планов дачных местностей и карты окрестностей Москвы. М.: Издательство Московского коммунального хозяйства, 1928. С. 121; Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель с приложением 24 планов дачных местностей и карты окрестностей Москвы. 2-е изд. М.: Мосрекламсправиздат, 1930. С. 89; Дачи и окрестности Москвы. Справочник-путеводитель. М.: Московский рабочий, 1935. С. 71-72.
7 См.: Вся Москва. Адресно-справочная. 1936 год. М.: Московский рабочий, 1936. С. 625.
8 Цит. по: Кузьмина М. Пыль Отечества // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 211.
9 См.: Ильин М. А. Веснины. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. С. 127, 187; Чиняков А. Г. Братья Веснины. М.: Стройиздат, 1970. С. 163
10 Цит. по: Над чем работают архитекторы // Архитектура СССР. 1940. № 3. Март. С. 73-74.
11 См.: Попова В., Симакова К. МАОУ Ямская средняя образовательная школа. «Сохранить, Нельзя разрушить!» / Муниципальный краеведческий фестиваль «Отечество» обучающихся городского округа Домодедово. Секция «Археология». 2012.
12 Цит. по: Вокзал станции Ленинская // Гудок. 1952. № 230 (8211). 27 сентября.
13 См.: Памятные места Московской области. Краткий путеводитель. М.: Московский рабочий. 1956. С. 251
14 См.: Попова В., Симакова К. МАОУ Ямская средняя образовательная школа. «Сохранить, Нельзя разрушить!» / Муниципальный краеведческий фестиваль «Отечество» обучающихся городского округа Домодедово. Секция «Археология». 2012.
15 Цит. по: Соловьева Н. Станция Ленинская // На стройках России. 1969. № 11. Ноябрь. С. 39.
16 См.: Попова В., Симакова К. МАОУ Ямская средняя образовательная школа. «Сохранить, Нельзя разрушить!» / Муниципальный краеведческий фестиваль «Отечество» обучающихся городского округа Домодедово. Секция «Археология». 2012.
17 Цит. по: Герасименко М. Весна в Горках // Огонек. 1982. № 16. Апрель. С. 16.
18 Там же.
19 См.: Смелякова В. В начале последнего пути // Гудок. 13.07. 2007. https://gudok.ru/newspaper/?ID=732858
20 См.: Егоров Ю. С именем Ленина. / Архнадзор.ру 22 апреля 2020. http://www.archnadzor.ru/2020/04/22/s-imenem-lenina/
21 См.: Здание станции «Ленинская» на платформе, откуда отправился в 1924 году траурный поезд В. И. Ленина, в аварийном состоянии / Ассоциация Адвокатов России за Права Человека. 6 апреля 2015. http://www.rusadvocat.com/node/1027
22 Цит. по: При содействии межрегиональной прокуратуры выявлен объект культурного наследия – здание вокзала станции «Ленинская» и памятник В. И. Ленину / Прокуратура РФ. Новости. 24 февраля 2016. https://procrf.ru/news/400503-pri-sodeystvii-mejregionalnoy-transportnoy.html
23 См.: Ярослав Козлов. Пока Российская Железная Дорога (ОАО «РЖД») торгует культурным наследием России, вандалы его продолжают уничтожать. 17 февраля 2020 https://vk.com/wall-162646481_4117
24 Цит. по: Вокзал «Горки Ленинские» продан. / Телеканал «Россия-Культура. 12 августа 2020 . https://tvkultura.ru/article/show/article_id/366169/
25 Там же.
26 Цит. по: Ленский И. Виды на вокзал / Гудок.ру 20 августа 2020. https://gudok.ru/newspaper/?ID=1532030
27 См.: https://vk.com/wall-113937705_2752
28 См.: Разрушители снимали свои действия на видео и гордо опубликовали эти кадры в интернете. / Официальная страница депутата Мосгордумы Елены Анатольевны Шуваловой в социальной сети «Вконтакте». 1 октября 2020. https://vk.com/wall20388432_10229
Полную версию статьи и оригинальные размеры фотографий Вы можете увидеть в группе в социальной сети "Вконтакте". См.: https://vk.com/wall-162646481_4428 и https://vk.com/wall-162646481_4429